Индуизм является одной из самых крупных национальных религий мира. По приблизительным подсчетам, эту религию исповедуют 478 млн. человек. В Индии индуисты составляют 84% всего населения, Непале — 89, Бангладеш— 18, Республике Шри Ланка — 19%. Значительные группы индуистов имеются также среди выходцев из Индии и их потомков, проживающих в Бирме, Малайзии, Сингапуре, Гайане, на Фиджи, Маврикии и т. д.
Индуизм возник в результате трансформации брахманизма— религии, сложившейся в Индостане еще в начале I тысячелетия до н. э. Брахманизм в свою очередь представлял собой синтез верований мигрировавших в Южную Азию арийских племен (так называемого ведизма) и религиозных представлений местного населения. «Священная книга» индуизма была унаследована им через брахманизм от ведической религии. Это Веды, представляющие собой собрание гимнов, магических заклинаний, ритуальных предписаний и т. п.
Для индуистской религии характерно многобожие. Наибольшим почитанием пользуются бог-хранитель Вишну и бог-разрушитель и созидатель Шива. Наряду с ними почитаются и многие другие божества, духи, различные «священные» животные (например, обезьяны, коровы).
Индуизм освящает своим авторитетом кастовое деление общества. Представления о кастовом неравенстве людей теснейшим образом связаны с существующими в этой религии положениями о дхарме, карме и перерождении. Под дхармой подразумевается установленный для каждой касты «порядок жизни». В зависимости от выполнения дхармы, человек получает после смерти то или иное воздаяние, именуемое кармой. Индуисты верят, что с наступлением смерти душу человека ожидает перевоплощение, которое происходит в соответствии с принципом кармы. В случае строгого соблюдения «порядка жизни» душа человека может воплотиться в тело представителя более высокой касты или даже в телесную оболочку небожителя. В противном случае душа воплощается в тело представителя низкой касты либо в телесную оболочку животного или растения.
Наряду с этими догмами, взятыми из брахманизма, в индуизме имеется ряд положений, заимствованных из буддизма. Среди них следует отметить положение об ахинее — непричинении зла. Заимствованием из буддизма является и представление об аватаре — возможности воплощения божества в другом боге, человеке или животном.
Индуизм сохраняет сугубо консервативный характер. Противясь ломке кастовых барьеров, индуистская система и представляющее ее жречество являются серьезной помехой на пути общественного прогресса. Именно индуистская религиозная идеология является питательной средой для антинародных выступлений индийской реакции. Особенностью индуизма является то, что эта религия не имеет руководящего центра, главы. Отсутствие централизации привело к возникновению в индуизме большого числа направлений и течений, мирно уживающихся друг с другом. Два основных направления — вишнуизм и шиваизм названы так в связи с преимущественным почитанием в них богов Вишну или Шивы.
Из недр брахманизма вышла и другая индийская религия — джайнизм, не получившая, однако, особенно широкого распространения. Джайны живут только в Индийской республике. Общая численность последователей этой религии около 3 млн. человек.
Обычно считают, что джайнизм сложился в VI—V вв. до н. э., хотя существует и иная точка зрения, согласно которой он возник значительно раньше. Джайнизм (как и буддизм) представлял собой своеобразную антитезу брахманизму. Джайны не признают неравенства каст. Их религия не знает ни божеств, ни «мировой души». В представлении последователей джайнизма существуют лишь бессмертные индивидуальные души, проходящие цепь перерождений в соответствии с принципом кармы (воздаяния).
Объектом почитания у джайнов являются 24 легендарных пророка, особенно последний из них — Джинна.
Для джайнизма, как и для буддизма и индуизма, характерно положение об ахинее — строгом запрещении какого бы то ни было насилия над живыми существами. Джайны не употребляют мясо, а наиболее фанатичные верующие пьют воду, профильтрованную через ситечко, вдыхают воздух через вуаль и т. п.
Связывая верующих системой строгих ограничений, джайнизм постепенно теряет свои позиции. Этому стремятся воспрепятствовать различные реформационные движения, пытающиеся приспособить старую религию к современности.
Еще одна религия Индии — сикхизм. Сикхов в настоящее время насчитывается 10 млн., причем подавляющее большинство из них сосредоточено в Индии. Основная их масса живет в штате Пенджаб, где они составляют большинство населения.
Сикхизм возник в конце XV — начале XVI в. как индуистская секта, однако вскоре обособился от индуизма и превратился в особую религию.
Сикхизм монотеистичен. Вера в единого бога — одно из основных положений этой религии. Последователи сикхизма почитают (но не поклоняются) 9 гуру — духовных наставников во главе с основателем религии Нанаком. Вероучение сикхов изложено в «священной книге» Адигрантх, служащей объектом поклонения. Оми не признают кастового строя, отвергают жертвоприношения, посты, паломничество. У них отсутствуют священнослужители, не отправляются публичные богослужения.
Если на первых этапах развития сикхизму были присущи некоторые демократические элементы, то сейчас их почти не осталось. Руководящая верхушка сикхов феодализировалась. В сикхизме постепенно усиливалась его антимусульманская направленность, а религиозный фанатизм не раз приводил к братоубийственной борьбе среди пенджабцев. | |
Просмотров: 5209 | |