Т. СТОЙЧЕВ и П. ЦВЕТКОВ (София) Теоретическая разработка проблем научного атеизма в Болгарин активно началась после принятия Политбюро ЦК Болгарской коммунистической партии специального решения «О мероприятиях по укреплению и улучшению атеистической пропаганды в стране».
В решении указывалось на известную недооценку борьбы против религии и был сделан вывод о том, что «решения V съезда Болгарской коммунистической партии (1948 г.) о наступательной идеологической борьбе против религиозной идеологии в различных ее проявлениях были почти забыты». Перед идеологическими учреждениями, всеми работниками идеологического фронта был поставлен ряд задач, которые указывали на необходимость обеспечения доступной, широкой и научно аргументированной атеистической пропаганды. Политбюро обязало издательство, Академию наук, министерство просвещения, а также союзы творческих работников разработать конкретные планы, определить задачи и проблематику антирелигиозной пропаганды, самым тесным образом увязав всю работу с практическими задачами социалистического строительства. «Болгарская академия наук, —■ указывалось в решении, — должна осуществить издание сборников и монографий, посвященных проблемам истории и теории пролетарского атеизма, богомильства и ислама в Болгарин и т. д., так же как и сборников произведений выдающихся болгарских ученых, общественных деятелей и пнсателеп-атеистов».
Решение Политбюро об усилении и улучшении атеистической пропаганды в Болгарии послужило основанием для теоретической разработки атеистических проблем и в значительной степени содействовало преодолению недооценки отдельными научными работниками атеистической работы как составной части коммунистического воспитания трудящихся. Преодоление таких неправильных взглядов имело большое значение для улучшения атеистической пропаганды в целом, проводимой общественными организациями, для повышения ее научно-теоретического уровня. В стране был открыт целый ряд Домов атеиста, организована ежегодная подготовка атеистических кадров в столице и в окружных центрах в сети специальных курсов, школ, кружков, теоретических конференций.
Большую помощь работникам в области атеизма оказало проведенное осенью 1962 г. Институтом философии Академии наук социологическое исследование состояния религиозности населения Болгарин. Обследованию были подвергнуты 42 664 человека. Такую большую работу провели 3 тыс. обследователей, главным образом учителя, которые использовали стохастический репрезентативный метод, основанный на математической теории вероятности. Результаты исследования дали возможность пропагандистам научного атеизма изучить проблематику и вскрыть характерные особенности преодоления религиозных пережитков в Болгарии. В этом отношении представляют большой интерес следующие данные о религиозности взрослого населения. Удельный вес верующих определяется 35,51%, неверующих — 64,44, не высказавшихся определенно — 0,05%. Религиозность по возрастным категориям выглядела так: 12,02% — среди молодежи (от 18 до 23 лет) н 78,02% — среди лиц старше 68 лет. Были установлены следующие степени религиозности: первая (активно верующие) —5,67%, вторая (пассивно верующие) — 14,39, третья (колеблющиеся) —15,03, не высказавшиеся определенно о вере в бога или неверии — 0,33%. Материалы проведенных исследований были очень ценны для раскрытия качественной структуры религиозности населения Болгарии. Научно-исследовательская работа в области атеизма в Болгарин охватывает широкий круг проблем. К ним относятся вопросы, связанные с изучением современных форм религиозности в сознании и быту населения, путей преодоления религиозности, исследованием специфики религии и ее взаимодействия с другими формами общественного сознания, в частности с наукой, искусством, моралью, изучением борьбы религиозной идеологии против научного философского мировоззрения в прошлом и настоящем.
Важное теоретическое и практическое значение имеет проблема социологического изучения современной религиозности. Материалы, полученные в результате социологического исследования состояния религиозности населения, легли в основу коллективного труда научных работников (профессор Ж. Ошавков, Т. Стойчев, Н. Мизов, Ст. Бармов, М. Драганов, Р. Пешева) «Процесс преодоления религии в Народной Республике Болгарин», который вышел в свет в начале 1966 г. Указанная работа состоит из введения, четырех глав и заключения. Во введении рассматриваются задачи, методология и методика социологического исследования религиозности населения в Болгарии. Первая глава работы посвящена особенностям развития религиозного и атеистического мировоззрения в Болгарии до 9 сентября 1944 г., во второй главе рассматривается преодоление религии как закономерность строительства коммунистического общества. Третья глава посвящена процессу преодоления религиозных пережитков в общественной психологии и в быту. В заключении анализируются перспективы полного преодоления религиозных пережитков в Болгарии.
В труде «Процесс преодоления религии в Народной Республике Болгарии» дана широкая картина исследования состояния религпозкостп населения по полу, возрасту, социальному положению и происхождению, образованию, анализируется степень религиозности и ее связь с другими показателями, такими, как национальность и т. д. Все это дает возможность исследовать различные аспекты религии, в том числе и ее проявления в области народного быта. Одним из важных теоретических выводов раооты является положение, что трудности ликвидации ритуально-бытовых корней религии в сравнении с идеологическими корнями, которые ликвидированы в наибольшей степени, обусловлены общим низким культурно-образовательным уровнем верующих.
Ритуально-бытовые корни религиозности оказались наиболее глубокими и живучими. Некоторые слои неверующих выполняют религиозные обряды в быту и не чувствуют еще необходимости отказаться от религиозных элементов, скрытых в ряде народных обычаев. В работе обобщен богатый практический опыт общественных организаций по социалистическому переустройству быта трудящихся, созданию и внедрению новых гражданских ритуалов (праздник новорожденного, свадьба, похороны) для более полного их соответствия новому общественному бытию людей.
Представляют большой интерес проблемы, которые разрабатывает кандидат философских наук Н. Мпзов, специалист по исламу. В то же время он большое внимание уделяет научному исследованию религиозного сектантства, атеистических традиций болгарского народа, критике религиозной морали и другим темам. В своей работе «Ислам в Болгарии» Н. Мизов рассматривает процесс приспособления, модернизации и преодоления ислама в Болгарии. Он вскрывает два родственных и взаимосвязанных процесса, один из которых отражает отношение религии к старому религиозному наследию, а другой — отношение к науке, общественно-политическим течениям и социализму. Н. Мизов убедительно показывает, что существует объективный процесс преодоления религии, которому религиозные идеологи стремятся противопоставить приспособление и модернизацию религии. В этом выражается сопротивление старой идеологии, которая, по мысли В. И. Ленина, маскируется в новые одежды, чтобы продлить свое существование.
Другой болгарский ученый, кандидат философских наук Т. Стойчев, занимается исследованием современных форм и проявлений религии и в связи с этим теоретическим освещением конкретных путей ее преодоления. В ряде его работ, опубликованных в «Известиях Института философии Болгарской академии наук», большое внимание уделяется причинам возникновения и существования религии, ее социальным и гносеологическим корням как в прошлом, так и в современных условиях. Так, в его работе «Возникновение и наиболее ранние формы религии» (1964 г.) раскрывается процесс зарождения религии в первобытнообщинном строе, формы ее начального проявления в связи с практической деятельностью людей. В трудах «Причины и факторы существования религии при социализме» (1961 г.) и «Борьба за преодоление религиозных пережитков в социалистическом обществе» (1962 г.) дается анализ социальных причин и условий, способствующих сохранению и распространению религиозных пережитков среди части людей. В этой связи автор рассматривает основные факторы и пути преодоления религиозных верований. В своей последней работе «Антикоммунизм современной реакционной христианской философии и теологии» (нзд. Института философии БАН, т. X, 1965), где раскрывается социальная роль религиозной идеологии, Стойчев рассматривает некоторые характерные тенденции философского идеализма и религии в их борьбе против науки и прогресса, а также подвергает аргументированной критике богословских «критиков» марксизма.
В работах сотрудника Софийского государственного университета И. Николова исследуется роль различных религиозных течений, в особенности католицизма в Болгарии в прошлом и настоящем. Й. Николов в своих работах уделяет большое внимание изучению роли и деятельности некоторых протестантских сект в современных условиях («Секта адвентистов», 1962), современных форм католической пропаганды, а также методов борьбы против нее («Католическая пропаганда в Болгарии», 1964).
Разработкой интересной проблемы — роль и значение православной религии и церкви в истории болгарского народа — занимается один из известных пропагандистов атеизма в Болгарии — Богомир Босев. Известно, что в определенные периоды православная церковь в Болгарии, и особенно некоторые представители духовенства, играла положительную роль в борьбе за свободу и независимость болгарского народа. Задача исследователя состоит в том, чтобы объективно показать роль православной церкви в истории общественного развития Болгарин.
В последнее время вышли в свет интересные работы Б. Босева. Это «Происхождение и социальная сущность религиозных праздников» (1960 г.), «Происхождение и сущность религиозных обрядов» (1961 г.), «Насущные задачи научно-атеистической пропаганды у пас» (1963 г.) и др.
Представляет интерес и опубликованная в 1964 г. брошюра Б. Ценкова «Искусство и религия», вышедшая в серии «Научно-атеистические знания». В этой работе автор опровергает утверждения ряда теоретиков идеализма и богословов о том, что искусство имеет религиозное происхождение. Критикуя болгарского богослова Д. Пенова, по утверждению которого религия является «душой» искусства, Ценков прослеживает историческое развитие искусства в его неразрывной, органической связи с производственной, трудовой деятельностью человека. Касаясь вопроса об отношениях между мифологией и религией, Ценков исходит из понимания К. Марксом специфики греческой мифологии, которая не исчерпывается религиозными элементами, а содержит в себе и ряд элементов научного мышления. По мнению автора, мифы о Прометее и Орфее являются доказательством преобладания народного, общечеловеческого содержания, выражавшегося в тех условиях в религиозной форме.
Большую и плодотворную работу, связанную с проблемой преодоления религиозных пережитков в быту болгарского народа, проводит научный сотрудник Этнографического института БАН Р. Пешева. Она опубликовала ряд интересных работ по этой теме, в том числе «Религиозные взгляды и женщина» (1959 г.), «Религия и быт» (1963 г.) и др. Автор глубоко анализирует характерные особенности бытовых традиций болгарского народа, вред, который наносят религиозные пережитки. В ее работах обобщен конкретный опыт по созданию новых, социалистических бытовых традиций и обычаев. В брошюре П. Цветкова «Антирелигиозные традиции в болгарской литературе» дан анализ антнцерковных и атеистических мотивов в творчестве таких писателен, как П. Р. Славейков, Любой Каравелов, Христо Ботев, Захар Стоянов, Иван Вазов, Елнн-Пелнн, Антон Страшпмнров, Днмнтр Поляков, Христо Смирнен-скн, Гео Милев, Николай Хрелков, Никола Ванцеров и др. Автор подходит дифференцированно к творчеству отдельных писателей, проводя, например, различие между критикой реакционной социальной роли религии у Вазова и непоследовательным и недостаточно обоснованным в научном отношении атеизмом Любека Ка-равелова пли бескомпромиссным и боевым атеизмом Христо Ботева. Он отмечает силу и последовательность атеизма писателен, стоящих на позициях социалистического реализма, сознательно ставящих в центр своего творчества марксистско-ленинское мировоззрение, и с его позиций идейно разоблачает религию.
На основе богатого литературного материала написана работа профессора К. Василева «К вопросу о содержании религиозного сознания». В ней автор рассматривает сложные, противоречивые взаимоотношения между религией и другими формами общественного сознания и указывает, что наиболее ярко эти противоречия проявляются между наукой и религией. К. Василев доказывает, что историческое развитие религии неизменно сопровождалось обеднением содержания религиозных учений как в идейном, так н в эмоционально-ритуальном отношении. Процесс сужения сферы влияния религии, ее отмирание являются, по мнению автора, следствием прогрессивного развития общественной жизни. Религиозный элемент, присутствующий в литературе прошлого, воспринимается сейчас как исторический факт, а не как истина, которая должна быть принята человеком на веру и не подвергаться сомнению.
В последние годы большая группа ученых-естествопспытателеп занимается разработкой некоторых вопросов атеизма, главным образом борьбой между наукой и религией в прошлом и в настоящее время, раскрытием значения новейших достижений науки и техники для опровержения релншозных догм. И. Карагеоргнев, заведующий кафедрой общей биологии Софийского государственного университета, в своих работах «Происхождение человека» (1955 г.), «Религиозные спекуляции с биологическими открытиями» (1965 г.) и других рассматривает некоторые узловые проблемы биологической науки, вокруг которых борьба между наукой и религией велась и ведется в острой форме. Опираясь на новейшие достижения в биологии, он вскрывает несостоятельность религиозных учений о божественном происхождении и сущности жизни п человека.
Научный сотрудник сектора астрономии Физического института БАН М. Калпнков опубликовал в последние годы ряд интересных работ, посвященных борьбе астрономии против религии: «Астрономия и религия» (1962 г.), «Религия и завоевание космоса» (1963 г.), «Галилео Галилей» (1965 г.) и др. На основе последних достижений в исследовании космического пространства автор дает современную научную картину строения Вселенной. Он разоблачает бесплодные попытки богословов-модерннзаторов, фальсифицирующих достижения астрономии в целях установления некоей lapMOHim между религией и астрономией, т. е. сведения научных открытий к религиозным догмам. Центром теоретической разработки проблем научного атеизма является Институт философии Болгарской академии наук, в котором в 1960 г. была сформирована группа научного атеизма, объединяющая многих научных сотрудников. В 1964 г. эта группа разработала перспективный план подготовки научно-исследовательских работ. Предполагается, что в течение 1965—1970 гг. будут завершены работы по следующим темам: «Преодоление религиозных пережитков в общественной психологии и быту верующих» (К. Василев, Р. Пешева, Н. Мизов, Б. Босев, Д. Троянов и М. Драганов), «Антирелигиозные традиции в болгарской литературе» (П. Цветков, Г. Днмов, Ибр. Татарлиев), «Преодоление религиозного сектантства в Болгарии» (Н. Мизов, П. Цветков, И. Николов, С. Русинов, Б. Мнтев), «Социализм и религия» (Т. Стойчев), «Проблемы атеистического воспитания» (Б. Босев, Ст. Чернев, Каранванова), «Ислам в Болгарии» (II. Мизов) — вышла из печати, «Роль православной церкви в истории болгарского народа» (В. Хаджнниколов, Д. Ангелов, Ат. Мнлчев, Й. Николов, Б. Босев), «Союз пролетарнев-свободомыслящнх в Болгарии» (Й. Николов), «Атеистические традиции болгарского народа» (Т. Стойчев), «200 вопросов и 200 ответов» (Т. Стойчев, Н. Мизов, П. Цветков. Ив. Калайков, Ил. Кара-георгнев, Б. Босев, М. Калинков и др.), «Библиография по научному атеизму» (Н. Младенова) и др.
Научная разработка указанных проблем ведется на основе богатого опыта исследовательской атеистической работы в братских социалистических странах, в тесном сотрудничестве с учеными этих стран. | |
Просмотров: 903 | |