В ряду мероприятий по организационно-хозяйственному укреплению колхозов важное место занимало их укрупнение. Партия и правительство при этом исходили из преимуществ крупного хозяйства, из необходимости подчинения хозяйственных форм и производственных отношений развитию производительных сил.
Развернувшееся в начале 1950 г. массовое укрупнение колхозов диктовалось стремлением создать более благоприятные условия для использования сельскохозяйственной техники, уменьшить количество экономически слабых колхозов путем присоединения их к сильным, добиться дальнейшей концентрации сельскохозяйственного производства, без чего нельзя было по-настоящему интенсифицировать его, механизировать производственные процессы, углублять специализацию. «Техника восставала против мелких хозяйств»,— вспоминал знатный бригадир, Герой Социалистического Труда М. И. Клепиков, работавший в те годы трактористом МТС Укрупнение колхозов явилось закономерным этапом на пути развития крупного обобществленного сельскохозяйственного производства.
В конце 40-х годов многие колхозы стали обращаться в областные, районные и центральные партийные и сельскохозяйственные органы с просьбой об их укрупнении. В январе 1950 г. Московский Комитет партии направил письмо всем парторганизациям и райкомам области, в котором поддержал движение за укрупнение колхозов, показал его большое социально-экономическое значение. В том же месяце пленум Московского областного Комитета ВКП(б) принял решение: «Считать важнейшей хозяйственно-политической задачей Московской партийной организации в области сельского хозяйства дальнейшее организационно-хозяйственное укрепление колхозов, объединение мелких колхозов в более крупные и мощные колхозы» 1 2.
Уже в январе—апреле 1950 г. в Московской области число колхозов за счет укрупнения сократилось на 38%. Подобная картина наблюдалась и в других областях страны. В апреле 1950 г. 1 в целом по СССР число колхозов за счет укрупнения сократилось на 5569, в мае — на 2345.
Изучив первый опыт объединения, ЦК ВКП(б) 30 мая 1950 г. принял постановление «Об укрупнении мелких колхозов и задачах партийных организаций в этом деле». В постановлении обосновывалась главная причина укрупнения артелей — невозможность в мелких хозяйствах производительно использовать сельскохозяйственную технику, обеспечить быстрый рост колхозного производства. Укрупнение рассматривалось как важнейшее мероприятие по подъему сельского хозяйства и организационно-хозяйственному укреплению артелей. От местных организаций I ЦК ВКП (б) требовал строгого соблюдения принципа добровольности при объединении артелей, недопущения шаблона, учета в каждом конкретном случае экономической целесообразности укрупнения.
Массовое укрупнение колхозов было в основном осуществлено в 1950 г. Если на начало этого года по Союзу насчитывалось 255 314 колхозов, то на 1 января 1951 г. их число сократилось до 125 294, т. е. более чем вдвое. В некоторой мере укрупнение продолжалось и в последующие годы. К концу 1953 г. число колхозов уменьшилось до 93 тыс. Положительные итоги этой важной реформы бесспорны. Колхозы стали более крупными хозяйствами: если в 1949 г. на один колхоз в среднем приходилось 80 колхозных дворов, то в 1951 г.— уже 172; трудоспособных — соответственно 113 и 242, общественной пашни — 579 и 1292 га. Все это отражает дальнейшую концентрацию средств производства, землепользования и трудовых ресурсов, повышение степени обобществления колхозного производства, шаг вперед в развитии колхозно-кооперативной собственности.
Укрупнение положительно сказалось на расстановке колхозных кадров. Резко сократился административно-управленческий аппарат; многие бывшие председатели мелких колхозов, работники правлений перешли в сферу материального производства. Например, в Грузинской ССР административно-управленческий персонал (по данным 957 укрупненных колхозов) был сокращен на 6518 человек. Число трудодней, начисленных административно-управленческому и обслуживающему персоналу в колхозах страны, уменьшилось с 1,6 млрд, в 1949 г. до 1,1 млрд, в 1952 г., т. е. почти на треть.
В связи с укрупнением колхозов улучшилось использование машинно-тракторного парка МТС, повысилась его производительность, сократились холостые переезды. На Северном Кавказе, Юго-Востоке, в Сибири и южных областях УССР ряд МТС стал обслуживать по 2—3 колхоза; 13 машинно-тракторных станций Краснодарского края обслуживали по одному крупному колхозу. Если до укрупнения одна четверть колхозов Ленинградской области не обслуживалась МТС, то после укрупнения почти все колхозы были охвачены производственно-техническим обслуживанием.
После укрупнения появилась возможность лучше согласовывать и сочетать работу тракторных и полеводческих бригад. До этого в среднем по Союзу два колхоза обслуживались одной тракторной бригадой. Теперь был взят курс на то, чтобы каждый колхоз обслуживался одной тракторной бригадой. Это способствовало более производительной работе тракторного парка. Многие из укрупненных колхозов могли объединенными усилиями более успешно, чем раньше, вести капитальное строительство. В то же время в ходе укрупнения колхозов допускались и серьезные ошибки: в некоторых областях укрупнение проводилось в спешке, без достаточного учета экономической целесообразности этой меры. Иногда создавались громоздкие, трудноуправляемые хозяйства, которые потом приходилось разукрупнять. Укрупнение зачастую сводилось к механическому объединению мелких колхозов, без коренных изменений в организации производства.
В целом массовое укрупнение колхозов явилось закономерным результатом всего предшествующего развития производительных сил и производственных отношений в деревне. В свою очередь оно создало дополнительный импульс для дальнейшего роста и совершенствования производительных сил и производственных отношений колхозов, явилось важной предпосылкой подъема сельскохозяйственного производства. | |
Просмотров: 7253 | |