Администрация Кургана потратила 896 тыс. рублей на установку 6 топиарных фигур. «Дерево счастья» обошлось в 228 тыс. рублей. «Яблоко с бабочкой» стоило 257 тыс. рублей. Три матрёшки — 334 тыс. рублей, а «медведь» 75 тыс. рублей. Это официальные цифры с сайта государственных закупок. По другим фигурам я не нашёл данных. Поставка финансировалась из городского бюджета в рамках программы «Формирование комфортной городской среды». Поставщиком был ИП из Москвы, остальные фигуры поставлял подрядчик из Тюмени. ООО РГ «Ярко» из Тюмени не заключало никаких контрактов с Администрацией. Поэтому не совсем ясна схема финансирования и поставок.
С объективными цифрами разобрались. Переходим к некомпетентной и непрофессиональной субъективщине.
Помните фильм Тима Бёртона «Эдвард руки-ножницы» с Джонни Деппом. В какой-то момент главный герой осознал, что у его рук-ножниц есть не только недостатки, но и достоинства. Оказалось, что он может очень искусно создавать скульптуры разной степени сложности из обычных кустарников. Конечно, это художественный фильм, сказочная притча, но люди, создающие кустарниковые скульптуры действительно существуют. И это невероятно сложно.
В Википедии сказано, что кустарниковая скульптура (топиар, реже топиари) — это фигурная стрижка деревьев и кустарников. Одно из старейших садово-парковых искусств. Мастера топиара могут придавать растениям различные формы, например животных, архитектурных сооружений, людей и т. п. Английское слово «topiary» происходит от др.-греч. τόπος — место. Оно обозначает узорные или выдуманные фигуры для ландшафта. В латинском языке topiarius значило «садовник», topiaria — садоводческое искусство.
Ключевой момент здесь заключается в том, что натуральная топиарная фигура является объектом, который органично вписан в ландшафт местности. Кустарниковую скульптуру нельзя создать там, где нет кустарников и живой растительности. Её нельзя создать там, где этого не позволяет климат, опять же, отвечающий за долговременное формирование зеленой растительности. Если ещё проще, то зеленая фигура должна находиться на зеленом фоне или поверхности, только тогда она вписывается в общий контекст.
Где-то можно создать живой газон, но не везде можно вырастить кустарник, предназначенный для создания живых фигур. Это очень кропотливый и трудоёмкий процесс, а ведь и за самой фигурой нужен уход, чтобы она не потеряла свою форму. Словом – на создание кустарниковой скульптуры надо потратить очень много времени и энергии.
Решение нашлось очень просто – топиарные фигуры из искусственного газона. Дёшево и сердито. Не надо выращивать кустарник, не надо приглашать садовника, не надо ничего поливать и удобрять. Просто открыл каталог, ткнул пальцем и заказал. Важно понимать, что топиарная фигура – это не просто прикольная фигурка зеленого цвета, которую можно воткнуть где угодно. Это альтернатива естественным кустарниковым скульптурам. Кустарники и трава не растут на асфальте и плитке. Следовательно, фигура должна быть вписана в уже существующий зеленый ландшафт.
Пространство должно создаваться для топиарной фигуры, а не фигура должна создавать это пространство. Необходимо единство пространства и времени. Кустарниковые фигуры не могут существовать зимой, когда нет живой растительности. Поэтому они популярны только в тёплых странах и южных широтах нашей страны.
Что же делает Администрация Кургана? Заказывает топиарные фигуры и тупо их втыкает в хаотичном порядке.
«Значит, вот матрёшки. Одну ставим на асфальт, а другую на плитку. Самолётик щас воткнём в грязь в конце октября и прикрутим проволокой, балерина и хоккеист пускай стоят на плитке сразу перед входом в ледовый дворец. Красота какая!», – рассуждает кто-то в Администрации.
Нет, это очень грубо и топорно. Здесь нет единства пространства и времени. Да, мне ясна задумка с балериной и хоккеистом, но почему на плитке в начале ноября? Почему не дождаться мая, когда будет возможность сделать газон. Единственная фигура, которая соответствовала этим критериям – это слон у ДК машиностроителей. Правда, он был настолько популярным, что жители вытоптали весь газон.
Аналогией кустарниковых фигур являются скульптуры из снега и льда. Они популярным только там, где есть снег, лёд и отрицательные температуры в течение продолжительного времени. Никому в Париже не придёт в голову устанавливать белую фигуру медведя из искусственного снега в июле. Это абсурд. Таким же абсурдом является зелёная фигура, из искусственного газона вмёрзшая в 10-ти сантиметровый слой спрессованного снега.
Живые топиарные фигуры можно сравнить с памятниками. На их создание уходит очень много энергии. Например, возьмём памятник Тимофею Невежину. Ради него пришлось полностью реконструировать площадь Слосмана, ведь не может же столь красивый и эпичный памятник стоять в таком «говне». В данном случае памятник был вписан в обновлённое пространство и стал его полноценной частью. Аналогичная история с памятником Мальцеву в Заозёрном. Пространство должно дополнять памятник или скульптуру, а скульптура определять контекст пространства. Поверните памятник Невежину на 90 градусов и всё, он перестанет работать, ведь Невежин будет показывать рукой не на центр города, а куда-то на север, что не соответствует авторской задумке.
У топиарных фигур нет никакой авторской задумки. Крути, верти их сколько угодно – ничего не изменится.
Другой важный момент – это уникальность. Топиарные фигуры не являются продуктом чьей-то интеллектуальной деятельности, они абсолютно шаблонные и однообразные. Например, «дерево счастья» уже есть в Зеленограде, Новочебоксарске, Витебске, Минске, Сочи и ряде других городов России и СНГ. Матрёшки есть в Самаре, бык в Ульяновске и Краснодаре, слон в Москве и ещё куче других городов. Они все заказывались из одного каталога у одного подрядчика. В них нет никакой индивидуальности.
Я понимаю, что кому-то это зайдёт. Какая разница на фоне чего делать новую фотку для Одноклассников. Но подобная деятельность демонстрирует, что местные чиновники ищут лёгкие пути обустройства городских пространств. Ведь можно просто открыть каталог, полистать странички, выбрать слона, матрёшку и бабочку на яблоке, а потом с чувством выполненного долга отправиться на обед.
Красота же такая! |