15:35
Мир мелькающих картинок. Проблема сенсорного голода

 


Известное выражение гласит, что бесконечно можно смотреть на горящий огонь и бегущую воду. Танцующие языки пламени в древесном костре создают бесконечную иллюзию множества неповторимых картинок, которые завораживает, усыпляют бдительность любого, кто бросит взгляд в этот пылающий огненный омут. Мощный водопад обрушивает тонны прохладной воды в белоснежную пену, состоящую из миллионов пузырьков, они подобно пламени погружают всякого наблюдателя в гипнотический транс. Огонь и вода!



Но вот ты дома. Включаешь газовую плиту, вспыхивает голубое пламя. Тоже горячий огонь, но веет от него прохладой. Однообразное контролируемое пламя воспринимается обыденно, без всякого детского энтузиазма. Открываешь кран. Бежит ровная струя, она ничего не пробуждает. Огонь и вода, но отчего-то смотреть на них в такой форме совсем не хочется. С чем это связано?



Проблема в нашем мозге. У нас очень большой мозг, не в абсолютных цифрах, а в относительных. Это наше эволюционное преимущество. У детей не просто так огромные головы. У человека самый высокий индекс энцефализации – это отношение массы мозга к остальному телу. Да, у китов мозг больше, но индекс всего 5, а у двухлетнего ребёнка 14.8! По сути, рождается не тело, а мозг, который затем отращивает нужное себе тело. У взрослых людей индекс снижается до 6-7 единиц.



За наши высшие нервные функции отвечает новая кора мозга. Её толщина всего 2-4 мм, но она формирует сознание и память. В полноценном виде она появилась у Homo 2 млн лет назад, у остальных животных она находится в зачаточном состоянии.



С каждым новым витком эволюции мозг становился всё больше и больше, а потом этот кусок биоматерии, который на 60% состоит из жира, начал осознавать сам себя. Количество поступающей сенсорной информации через органы чувств было настолько большим, что мозг стал «глючить» и создавать мысли и образы.



С тех пор наш мозг постоянно нуждался в дополнительных внешних стимулах. Появилось даже понятие сенсорного голода. Мы не переносим пустоту, когда даже глазу зацепиться не за что. Проводились такие эксперименты. Людей погружали в камеру сенсорной депривации. На глаза надевали повязку, в уши затычки, на руки перчатки, а тело окуналось в соляной раствор, который создавал ощущение невесомости. В таких условиях поступление внешней информации было минимальным. Мозг не понимал, что происходит. Света нет, звуков нет, тактильных ощущений нет. Чтобы как-то заполнить пустоту, мозг начинал галлюцинировать. Кто-то видел вспышки света, кто-то слышал музыку, кому-то казалось, что их хватают за руки или ноги.



Схожие эксперименты проводились в самых тихих комнатах, стены которых поглощают 99.99% всех звуков. Продержаться час в таком помещении сложная задачка. Звуки не отражаются от стен, мозг не понимает, почему звуки не возвращаются обратно в уши. Поэтому он усиливает слух настолько, что человек начинает слышать своё дыхание, биение сердца и даже пульсацию крови в голове, которая сопровождается звоном в ушах.



Поэтому кроме пищевого голода, может возникнуть сенсорный голод. Наш мозг, это губка, впитывающая любые внешние стимулы и раздражители. Мозг нуждается в постоянной нагрузке. Когда человек смотрит на пламя костра, то свет от огня каждую секунду формирует новое уникальное изображение на сетчатке глаза. Каждую секунду новый стимул, новая картинка, которую мозг вынужден обрабатывать. Но пламя газовой горелки контролируемое, здесь нет никакой загадки для мозга, оно не меняется. Как не меняется форма струи воды из крана.



Новые звуковые и визуальные стимулы нас привлекают и завораживают. Люди порой листают ленту в соцсетях не для того, чтобы узнать что-то новое, а чтобы перед глазами постоянно менялась картинка. Чтобы не было скучно. Это персональный костёр. Этим и объясняется популярность приложения TikTok. Каждые 5-15 секунд вы получаете новую картинку с новым звуком. Вам даже ничего делать не надо, соцсеть сама будет менять изображения, а вам надо лишь смотреть на них. Спустя какое-то время становится ясно, что мозг такого человека уже не способен сосредоточиться на чём-то более сложном и длительным. Процесс чтения больших текстов нагоняет тоску, а мысль постоянно куда-то ускользает. Длительные ролики кажутся скучными, теряется внимательность и глубина. И дальше больше.



Вся кулинария базируется на удовлетворении сенсорного голода. Нам недостаточно просто есть мясо, это должно быть полусырое мясо в винном маринаде под соусом бешамель и десятками других ингредиентов. Теперь это не просто мясо, а абсолютно уникальный вкус, дарящий новое переживание. Мозг жаждет новых вкусовых ощущений. Из продуктов можно создать бесконечное число неповторимых блюд, главная цель которых удовлетворение не только пищевого голода, но и сенсорного. Но и это ещё не всё.



Живопись, литература, музыка – всё это побочные продукты развития нашего мозга. Они нужны для получения новых эмоциональных состояний и достижения катарсиса. Миллионы треков, статей, рассказов, романов, стихов, картин и т.д. Всё должно быть уникальным и неповторимым, иначе не будет переживания, иначе наш мозг останется недовольным.



А дальше мы переходим в самую опасную и сомнительную часть глубин нашей природы. Это тяга к накоплению и потреблению. Нам очень быстро надоедают вещи и предметы. Женщины не переносят однообразную одежду, поэтому им всегда так сложно найти что-то новое и уникальное. Нам нужны новые дома и квартиры, только чтобы сменить вид из окна и разнообразить свою жизнь. Нужны новые автомобили, только чтобы получить порцию свежих ощущений, а не для того, чтобы добраться быстрее и эффективнее из пункта А в пункт Б. Мы не слишком-то прагматичны. Вещь уже не служит нам. Мы стали рабами вещей. Магазины ломятся от разного пластмассового и резинового ширпотреба, который в своих формах и проявлениях доходит до абсолютного абсурда. Резиновые тапочки в форме карася, сумка похожая на задницу, рюкзак-какашка, целлофановые трусы и т.д. Кто это покупает? Ещё никогда мы не создавали такого большого количества бесполезных предметов, главной целью которых является кратковременная эмоция, которая забудется уже после покупки нового предмета.



Мы обрастаем хламом. Нам невыносима пустота. Она вгоняет нас в тоску. Мы как малые дети, реагирующие на цветную трясущуюся игрушку. Нам вечно всего мало. Мы не роботы, не машины, а живые биологические существа, оперирующие не рациональным разумом, а своими эмоциями и субъективными ощущениями, вечно желающие смотреть на горящий огонь и падающий водопад. Но однажды пламя потухнет, вода иссякнет, а гипнотический транс рассеется, оставив после себя чёрные угли сожаления и океан несбывшихся надежд.

 

Просмотров: 1739 | Добавил: fantast | Рейтинг: 4.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]