История православия насчитывает более девяти столетий. За это время православная вера получила широкое распространение во многих странах мира.
В наши дни на земном шаре существует 14 самостоятельных православных церквей. Это Албанская, Александрийская, Антиохийская, Болгарская, Грузинская, Иерусалимская, Кипрская, Константинопольская, Польская, Румынская, Русская, Сербская, Чехословацкая, Элладская православные церкви. Православных верующих на территории нашей страны (кроме Грузии) объединяет Русская православная церковь, самая крупная из православных церквей.
В течение многих столетий православная церковь господствовала на Руси, безраздельно владела умами верующих. В царской России она пользовалась привилегированным положением, была частью государственного аппарата. Начиная с 1721 года высшая власть в церкви принадлежала русскому царю, который был объявлен «верховным хранителем» православных догматов, блюстителем «церковного благочиния». Вполне понятно, что церковь стояла на страже устоев царского самодержавия, ревностно защищала интересы господствующих классов. Царизм в свою очередь насильно насаждал православие, видя в православной вере надежную «охранительницу» царского строя.
Октябрьская революция навсегда покончила с безраздельным господством православия в России. Принятый в первые дни революции декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» провозгласил свободу совести в нашей стране. Каждый гражданин получил возможность исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, быть атеистом. Все религиозные организации были поставлены в равные условия. В настоящее время Русская православная церковь возглавляется патриархом, при котором находится священный синод. В синоде заседают высшие сановники церкви — архиереи. Русская православная церковь распадается на ряд епархий. В свою очередь епархии делятся на благочинные округа, объединяющие несколько приходов. Первичная организация церкви — приход, возглавляемый священником, настоятелем храма.
Верующие, входящие в тот или иной приход, избирают из своей среды церковный совет, который ведает хозяйственными делами, а также ревизионную комиссию. Священнослужители обязаны заниматься только религиозней деятельностью, не вмешиваясь в финансово-хозяйственные дела прихода.
Церковь имеет свои учебные заведения, где готовятся кадры церковнослужителей,— семинарии и академии, несколько монастырей, издает специальную религиозную литературу: богослужебные книги, молитвенники, церковные календари, а также «Журнал Московской патриархии», чисто религиозного содержания.
Что же лежит в основе православной веры? Что отличает ее от других христианских вероисповеданий? Православие сохраняет в своем вероучении все основные общехристианские догматы: догмат о святой троице, о страшном суде, о загробной жизни и небесном воздаянии. Главное для каждого православного верующего — непоколебимая вера в христианского бога «творца и управителя вселенной, вершителя судеб человеческих». Не случайно символ православной веры начинается словами: «Верую во единого бога-отца, вседержителя, творца неба и земли, видимым же всем и невидимым...»
Последователи различных религиозных направлений по-разному представляют себе бога. Христиане, в том числе православные верующие, верят в триединого бога, то есть в единого бога, существующего в трех лицах, в трех ипостасях. Эта вера закреплена в догмате о святой троице, который богословы называют краеугольным догматом христианства. Не так-то легко и просто понять суть этого догмата. Как же так, бог один и в то же время их три? «Каждое лицо троицы есть бог, однако это не три бога, а единое божественное существо»,— говорят богословы. В данном случае мы имеем дело с довольно показательным образчиком богословской софистики, когда ссылкой на всемогущество божье доказывается, что единица равна трем. Однако абсурдность этого догмата не смущает служителей религии. Они требуют от своей паствы принимать все, что утверждается церковью, на веру и только на веру, не делая попыток критически осмыслить религиозное вероучение. Человеческий разум, поучают они, не в силах постичь всю мудрость творца, а следовательно, человек обязан слепо верить, отбрасывая от себя прочь всякие сомнения.
В основе православного вероучения лежат «священное писание» (Библия) и «священное предание» (постановления церковных соборов, творения «отцов церкви» и т. п.). Из Библии православные черпают мифы о сотворении мира и человека, историю человеческого общества, моральные принципы, которые проповедуются церковниками. Несмотря на то что современная наука убедительно доказала земное происхождение Библии, православная церковь по-прежнему рассматривает ее как книгу «боговдохновенную», продиктованную самим богом, а следовательно, «священную» для каждого верующего.
Важнейшее место в православном вероучении занимают догматы об искупительной жертве сына божьего Иисуса Христа, о страшном суде, о загробном воздаянии. Эти догматы служат основанием для православной концепции о роли и назначении человека, о смысле человеческого существования.
Как и любая другая религия, православие низводит человека с пьедестала властителя и преобразователя мира до положения «ничтожного существа», «песчинки жалкой», «раба божьего», судьба которого всецело находится во власти всевышнего. Человек, по учению православной церкви, греховен от рождения. Он эгоистичен по своей натуре, предрасположен ко злу, к греху и уже в силу самой своей природы не может достичь счастья в земной жизни. Но в то же время он наделен свободой воли. Он может сделать выбор, следовать ли божественной истине или идти своим путем, не желая следовать за богом. В таком случае он обрекает себя на адские мучения, на гибель. Спасение человек может получить только от бога при содействии церкви.
Цель жизни человека, по православному вероучению, заключается в стремлении к личному спасению, к достижению райского блаженства. Этот эгоистический принцип проповедуется с церковных амвонов, усиленно внушается верующим духовенством. И последователи православия верят в то, что только в загробной жизни они могут достичь своего счастья, только на «том свете» получить истинное блаженство за свою праведную жизнь на земле. «Земная жизнь временна, преходяща,— поучают церковники,— поэтому каждый верующий должен стремиться к жизни вечной». В одной из своих проповедей митрополит Николай говорил, что у человека есть три дня рождения: день появления на свет, день крещения в церковном храме и день смерти, «самый драгоценный» день, когда христианин рождается для «жизни вечной». Таким образом, оказывается, что человек должен жить ради смерти, что цель его жизни находится вне самой жизни. Каким презрением к человеку проникнуто подобное учение, уводящее его от решения насущных жизненных задач в мир религиозных исканий иллюзорного счастья.
Требуя от верующих беспрекословного исполнения церковных предписаний, посещения богослужений, совершения обрядов, православная церковь стремится к тому, чтобы полностью подчинить себе людей, духовно закабалить их, овладеть их сознанием. Церковь делает все возможное, чтобы укрепить в людях веру. Этому способствует детально разработанная система обрядов, церковных праздников, которые помогают православному духовенству поддерживать постоянную связь с верующими и влиять на них. В православии обрядовой стороне, культу уделяется большое внимание. Церковники хорошо понимают, какое психологическое, эмоциональное воздействие оказывают на людей выработанные многовековой практикой церковные ритуалы, и используют их в своих целях.
На службу православию поставлены культ святых, культ икон, культ креста, культ «нетленных» мощей. В последнее время культ святых усиленно пропагандируется православием. Рекламируя божьих угодников, которые за свою праведную жизнь удостоились благодати божьей, были причислены к лику святых, стали посредниками между всевышним и людьми, церковь называет их жития «путеводной звездой для каждого христианина». Наиболее «великими подвигами» этих божьих угодников было бегство от «мира», отшельничество, аскетизм, умерщвление плоти, молчальничество и т. п. И вот* подобные «подвиги» преподносятся верующим в качестве примера. Православный церковный календарь насчитывает около 190 тысяч святых, из которых около 5 тысяч названо поименно. И духовенство имеет широкий выбор для выставления божьих угодников в качестве образца поведения для православных верующих.
Среди православных обрядов особое место занимают семь «святых» таинств: крещение, причащение, миропомазание, елеосвящение, покаяние, брак, священство. По учению православной церкви, таинства — это особые культовые действия, с помощью которых верующим может быть передана «божественная благодать». Таинства совершаются с большой торжественностью. Духовенство делает все возможное, чтобы оказать психологическое воздействие на людей. Если же учесть, что некоторые из таинств связаны с важными событиями в жизни людей, например рождением ребенка, вступлением молодых в брак, то становится понятной их роль в духовном влиянии церкви на верующих.
Церковники стремятся привлечь людей и с помощью религиозных праздников. Православный церковный календарь до отказа заполнен праздниками. Нет ни одного дня в году, который бы не являлся праздничным. Особенно торжественно отмечаются пасха, которую духовенство называет .«праздником праздников и торжеством из торжеств», и так называемые двунадесятые праздники, к которым относятся рождество Христово, троица, крещение, благовещение, рождество богородицы, сретение, преображение, праздник «входа господня в Иерусалим», вознесение, воздвижение, введение во храм богородицы, успенье. Кроме того, широко отмечаются праздники в честь святых, чудотворных икон, бесплотных небесных сил — ангелов и др.
Церковь использует в своих целях посты, в дни которых усиливаются проповеди бессилия и ничтожества человека перед богом, призывы к отказу от «мирских» соблазнов ради грядущего счастья на небесах.
Особенно большое внимание православное духовенство уделяет богослужению. Православное богослужение — это умело поставленный спектакль, который, по замыслу его постановщиков, должен воздействовать на чувства верующих, овладеть их сердцами, затуманить сознание людей. Богослужение — часть сложной системы духовного воздействия на верующих, складывавшейся в церкви столетиями. Мы видим, что к духовному одурманиванию людей привлекаются самые разнообразные средства. В православии наглядно выступают все три элемента, которые, по словам Г. В. Плеханова, составляют основу любой религии: мифологический элемент, или религиозные
представления; эмоциональный элемент, или религиозное чувство; культовый элемент, или религиозные действия. Всеми возможными средствами церковь стремится формировать у верующих религиозные представления, вызывать у них религиозное чувство, привлекать их к обрядовым действиям. Церковь пытается полностью подчинить себе тех, кто оказался в сфере ее влияния, парализовать сознание человека, сделать его безропотным рабом божьим.
Вполне понятно, что не все люди, которых православная церковь считает своими приверженцами, глубоко религиозны. Есть действительно религиозные фанатики, посвятившие себя всецело богу. Но таких не столь много. В большинстве своем люди, посещающие храмы, следуют «традиции», оставленной в некоторых семьях «от дедов». Нередко молодые люди, которые венчаются или крестят своих детей в храмах, идут туда просто завороженные красотой церковных обрядов. Сплошь и рядом религиозные праздники отмечают люди, весьма далекие от религии, а просто использующие благоприятный повод для гулянки.
Но во всех случаях те, кто в какой-то мере связывает себя с церковью, с церковными обрядами и праздниками, дают возможность религии сохранять свои позиции, вольно или невольно поддерживают невежественные представления и обычаи, служат поддержкой церкви, отживающей свой век. | |
Просмотров: 1311 | |