Оценивая роль православия в истории общества, современные православные богословы много говорят о той прогрессивной роли, которую оно якобы играло в истории. Более того, церковники порой стремятся представить религию как решающий фактор общественного прогресса. Один из богословов на страницах «Журнала Московской патриархии» прямо писал, что «путь подлинного христианства...— путь прогрессивного развития человечества». В качестве подтверждения подобным высказываниям упоминается об участии духовенства в борьбе с татаро-монгольским игом, в распространении просвещения на Руси, о патриотической роли церкви в дни вражеских нашествий на нашу землю, особенно в годы Великой Отечественной войны.
Все эти утверждения имеют целью приукрасить действительную историю православия. На самом же деле русская православная церковь во все времена играла реакционную роль, как и любая религиозная организация. Православие выполняло функции, свойственные всем религиям. Перелистайте страницы истории, и вы увидите, что на протяжении столетий церковь служила самодержавию, охраняя его устои, оправдывая эксплуататорский строй, проповедуя его незыблемость.
Русская православная церковь всегда непримиримо относилась ко всем прогрессивным движениям, выступала защитницей самодержавия в дни революционных выступлений масс. С церковных амвонов предавались анафеме руководители народных восстаний, смелые борцы против царизма. Среди тех, кого церковь осудила на вечное проклятие, были народные герои Емельян Пугачев и Степан Разин. Церковники приняли активное участие в подавлении восстания декабристов.
А можно ли забыть о той роли, которую играло русское православие в годы революции 1905 года? Связав неразрывно свою судьбу с царизмом, русская православная церковь выступила с именем Христа, пытаясь «образумить» тех, кто шел на штурм бастионов старого мира. В одном из своих посланий к народу епископ Томский Макарий писал в те дни: «Добрый русский человек! Храни заветы старины и не забывай мудрого изречения, что той земле не устоять, где начнут уставы ломать. Храни неизменную верность царю, зная, что на небе бог, а на земле царь — божий помазанник». В то же время один из самых реакционнейших служителей православия, Иоанн Кронштадтский, принял участие в организации черносотенного «Союза русского народа», призывал к жестокой расправе с бунтовщиками, посягнувшими на царскую власть.
Православные церковники предпочитают не вспоминать об этом. Не вспоминают они и о том, как враждебно встретила православная церковь победу Великой Октябрьской социалистической революции, как она выступала с призывами к всеобщему братству в те дни, когда решался вопрос, быть ли России свободной или на долгие годы оставаться под властью помещиков и капиталистов. Они не вспоминают об активном участии духовенства на стороне белогвардейщины в борьбе против молодого Советского государства.
Церковь всегда оправдывала жестокую эксплуатацию масс, учила народ повиноваться угнетателям, безропотно переносить все тяготы жизни. Тем самым она служила эксплуататорским классам, усыпляя сознание угнетенных, заставляя их смириться и терпеливо ждать небесного воздаяния. Потому-то правящие классы так высоко ценили роль церкви, использовали религию для охраны своих устоев. «Святыня православия тем дорога, что учит «безропотно» переносить горе! — писал В. И. Ленин,— какая же это выгодная, в самом деле, для господствующих классов святыня! Когда общество устроено так, что ничтожное меньшинство пользуется богатством и властью, а масса постоянно терпит «лишения» и несет «тяжелые обязанности», то вполне естественно сочувствие эксплуататоров к религии, учащей «безропотно» переносить земной ад ради небесного будто бы рая».
Православная церковь душила всякое проявление свободомыслия. Она выступала против науки, против мыслителей, прокладывавших дорогу к истине. Церковь всегда стояла на консервативных позициях, расценивая каждое научное открытие как посягательство на православное вероучение, как подрыв устоев христианства. Православное духовенство выступало против широкого народного образования, распространения знаний. «Не чти много книг, да не в ересь впадеши»,— говорили церковники. В 1551 году стоглавый собор русской православной церкви запретил занятия естественными науками, в том числе астрономией.
Все религии в истории человеческого общества выступали как непримиримые враги прогресса и научного знания. Их служители, пользуясь своей властью, преследовали ученых, передовых мыслителей. Через костры и пытки пробивала себе путь наука. Достаточно вспомнить кровавые деяния католических инквизиторов. И хот^ православная церковь официально не имела своей инквизиции, она, так же как и католическая, всеми средствами пыталась преградить людям путь к познанию окружающего мира. На ее совести десятки мучеников науки, единственной «виной» которых было желание проникнуть в тайники природы, познать ее законы.
Библейские мифы были приняты церковью как вечные истины, как не подлежащие сомнению догмы. Каждый верующий был обязан безропотно принимать самые антинаучные, невежественные представления, вошедшие в Библию и отразившие уровень знаний о мире наших далеких предков. Ведь Библия признавалась церковью писанием «боговдохновенным», и, следовательно, попытки подвергнуть сомнению истинность сказанного в ней объявлялись духовенством выступлением против божественных установлений. Порядок, установленный богом, твердили церковники, незыблем, он установлен на вечные времена.
Немало страниц церковной истории хранит память о преследованиях церковниками передовых мыслителей России. Духовенство делало все возможное, чтобы преградить путь замечательному произведению И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Церковь травила другого русского ученого, К. А. Тимирязева, который внес неоценимый вклад в науку. Духовенство преследовало И. В. Мичурина, великого преобразователя природы, который осмелился презреть «волю божью». Таких приме-ров можно привести много.
Но церковь была не в силах остановить развитие научного знания. Передовые мыслители бросали ей вызов, смело прокладывая пути к истине. Лучшие представители русской науки выступали против полицейской деятельности православного духовенства, против рясо-носных душителей прогресса. Такой вызов бросил церкви крупнейший русский математик А. А. Марков, заявивший публично, что он отрекается от церкви. «...Не сочувствую всем религиям,— писал А. А. Марков,— которые, подобно православию, поддерживаются огнем и мечом и сами служат им».
Такова правда о том, какую в действительности роль играло православие. Что же касается упоминаний церковников о патриотизме духовенства в годы монголотатарского нашествия, в дни суровых испытаний, которые выпадали на долю русского народа, то здесь мы имеем дело с явным преувеличением. Нельзя отрицать, что среди духовенства были и есть честные люди, патриоты своей страны. Но эти качества никак не вытекают из их религиозных убеждений. Кроме того, среди служителей православия было много таких, которые запятнали себя предательством, угодничеством перед иноземными захватчиками, топтавшими нашу землю. Исторические документы свидетельствуют о том, как в период монголотатарского нашествия многие церковные деятели шли на поклон в Золотую Орду, стремясь задобрить ханов, добиться их благосклонности.
Преувеличивают церковники и свою роль в годы Великой Отечественной войны, хотя церковь и внесла определенный вклад в дело победы над фашизмом. Да и могло ли быть иначе? Если бы в часы тяжелейших для нашей страны испытаний, в дни священной войны за нашу Родину церковь осталась бы нейтральной, она потеряла бы доверие и поддержку верующих. Но, во-первых, не следует переоценивать роль церкви в годы войны, а во-вторых, не нужно забывать и о том, что среди церковников оказалось немало предателей, переметнувшихся к фашистским захватчикам. Изменниками Родины стали епископ Владимиро-Волынский Поликарп Сикорский, митрополит Литовский Сергий Воскресенский, многие видные деятели православной церкви Белоруссии.
Нет, никогда не было православие двигателем прогресса. Это домыслы церковников, которые опровергаются историческими фактами. От этих фактов уйти нельзя. | |
Просмотров: 701 | |