Третье направление в христианстве — протестантизм — на первый взгляд имеет значительные отличия от православия и католицизма. Однако по существу оно разнится от этих двух христианских направлений тоже в вопросах, не затрагивающих того главного, что объединяет все три религиозных течения.
Протестантизм возник пять столетий спустя после «великого» разделения церквей, положившего начало православию и католицизму как самостоятельным направлениям в христианстве. В конце XVI столетия в Германии, а затем в других европейских странах развернулось широкое народное движение, направленное против феодализма. Эта революционная борьба масс, явившаяся, по словам Энгельса, первым актом буржуазной революции в Европе, развернулась в форме религиозных войн. Она велась под флагом протеста против католицизма, под лозунгом реформы католической церкви, за восстановление христианства в его первоначальной «чистоте». Нет, протестанты и не думали выступать против религии. Они выступали против католической церкви, за утверждение новой, истинной веры, от которой якобы отошли служители католицизма, веры, которая бы отвечала интересам нового класса — буржуазии.
Исторически сложилось так, что протестантизм не стал единым религиозным течением. В нем образовалось несколько различных ветвей и сектантских течений, которые получили в дальнейшем самостоятельное развитие, оформившись в виде самостоятельных церквей.
Одним из первых протестантских направлений стало лютеранство, начало которому положил виттенбергский монах Мартин Лютер (1483—1546), обнародовавший 95 тезисов, направленных против алчности, мздоимства, корыстолюбия служителей католической церкви. Лютер осудил католических иерархов за их жадность, стремление к роскоши, потребовал освобождения церкви в Германии от власти римского папы. Он призвал к возрождению первоначального христианства. Выступая против католицизма, Лютер стремился укрепить религиозную веру при помощи более надежных средств, чем те, которые взяла на вооружение католическая церковь.
По учению Лютера, верующий человек не нуждается в посредниках между ним и богом, на роль которых претендует католическое духовенство. Человек должен сам общаться с богом, сам обращаться к нему с просьбами, сам слышать его голос. Главное условие для достижения личного спасения — глубокая, непоколебимая вера. Ни церковь, ни исполнение обрядов, согласно лютеранскому вероучению, не могут сами по себе даровать человеку спасение. Его спасение только в вере. «Человек оправдывается одной верой»,— писал Мартин Лютер.
Это учение, направленное против претензий католической церкви на особую роль в деле спасения верующих, служило еще большему духовному закабалению людей. Как справедливо писал К. Маркс: «...Лютер победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению».
В данном случае особенно отчетливо виден тот процесс, который В. И. Ленин назвал «подчисткой религии». Стремясь укрепить в людях веру, духовенство убирает более грубые формы религиозного воздействия на верующих, ставя на их место более тонкие, более изощренные средства своего влияния на массы. С помощью такой «подчистки» религиозные проповедники думают замаскировать, скрыть от взоров людей антинаучную основу религии. Естественно, что эта «подчистка» касается лишь формы, а не существа дела.
Исходя из основной идеи «оправдания верой», Лютер выдвинул учение о всеобщем священстве, что вело к упразднению особых служителей церкви, всей церковной иерархии. Его приверженцы осудили монашество, отказались от почитания икон, отвергли большинство католических обрядов. На смену католической церкви пришла дешевая церковь, отвечавшая требованиям нарождавшейся буржуазии. Но, хотя Лютер, по словам Маркса, превращая попов в мирян, превратил мирян в попов, оковы религии не стали легче.
Принцип личной веры, который лег в основу лютеранского вероучения, наглел приверженцев и в других протестантских течениях. Этот принцип мы находим и в вероучении кальвинистов, последователей религиозного реформатора Жана Кальвина (1509—1564). Кальвинизм, возникший в Швейцарии в XVI веке, подвергая критике католицизм, проповедует идею абсолютной предопределенности человеческой судьбы богом. Жизнь каждого человека, по учению Кальвина, еще до «сотворения мира» предопределена всевышним. И никто из простых смертных не может изменить божественного предначертания. Если человеку уготовано место в раю, он после смерти попадет в рай. Если он обречен на адские мучения, то он не сможет избежать этой участи.
Но может ли человек узнать, какая участь ждет его впереди? Да, может, отвечает Кальвин. Об этом можно догадываться по тому, как складывается жизнь человека на земле. Если она складывается счастливо, если человеку сопутствует удача, то можно догадываться о том, что он является «божьим избранником». Если же, напротив, человека одолевают неудачи, значит, так предопределил бог. В этом учении отразилось положение человека в эксплуататорском обществе, где успехи людей или их неудачи зависят от стихийных, социальных сил. Учение Кальвина, как отмечал Энгельс, было «религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих».
Выступая против католической иерархии, Кальвин не отрицал необходимости сохранения самой церкви. Во главе кальвинистских общин были поставлены пресвитеры, избиравшиеся из среды верующих, и проповедники. Жизнью общины руководила так называемая консистория, в состав которой входили пресвитеры и проповедники. Кальвинистская церковь потребовала детальной регламентации всей жизни верующих. Ни один шаг верующего не должен был выпасть из поля зрения церкви. Таким образом, и здесь мы видим, как меняются формы церковного влияния на верующих, но остается в неприкосновенности сущность этого влияния.
Внешне отличается от лютеранства и кальвинизма третье течение в протестантизме — англиканство, зародившееся в Англии в середине XVI века. В 1534 году английский парламент объявил о том, что более не признает римского папу главой церкви. Это было начало разрыва с римско-католической церковью. Главой церкви был провозглашен король Англии. Впоследствии в своем символе веры англиканская церковь сформулировала основные положения своего вероучения. Так же как и в других протестантских течениях, ведущее место в нем занял догмат об «оправдании верой». Вместе с тем в культе англиканской церкви сохранилось много элементов католической обрядности. Был сохранен и епископат. Англиканство, таким образом, оказалось намного менее последовательным, чем большинство других направлений в протестантизме, в своем размежевании с католицизмом.
Представляя собой буржуазную разновидность христианства, протестантизм получил простор для широкого развития в эпоху капитализма. Он распространился во многих странах мира в форме различных религиозных организаций, разделяющих в основном принципы трех главных протестантских течений. В настоящее время в мире имеется около 200 миллионов приверженцев протестантизма. Наибольшее число последователей сохраняет лютеранство, которое пользуется влиянием среди немецкого населения, в скандинавских странах — Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, Исландии, а также в США и других государствах. В 1947 году был образован всемирный лютеранский союз, объединивший большинство лютеранских церквей.
Во многих странах мира получил распространение и кальвинизм* который проповедуется в европейских странах реформатскими церквами, в США, Англии и Шотландии — пресвитерианами и конгрегационалистами. Кальвинизм нашел приверженцев в Швейцарии и Нидерландах, в Канаде и Австралии. Пресвитерианские церкви объединяются во всемирный пресвитерианский союз.
Англиканство имеет последователей главным образом в странах, находящихся под влиянием Англии, а также в США, в некоторых государствах Латинской Америки, Азии и Африки.
В нашей стране протестантизм не нашел широкого распространения. Лютеранство в основном исповедуют верующие в прибалтийских республиках — в Латвийской и Эстонской ССР. Небольшое число лютеран имеется и в других районах страны. В Эстонской и Латвийской ССР существуют евангелическо-лютеранские церкви, которые объединяют лютеран и кальвинистов. Однако влияние этих церквей на верующих падает из года в год. Подрыву их авторитета в глазах верующих в значительной степени способствовала та неприглядная роль, которую они играли в годы немецко-фашистской оккупации. Многие служители лютеранства сотрудничали с фашистскими захватчиками, а после войны бежали за границу, покинув родную землю. Но они не успокоились до сих пор. Не желая примириться с фактами, они продолжают вести оголтелую пропаганду из-за рубежа. Успехи народов Прибалтики, получивших подлинную свободу, простор для своего развития, вызывают бешеную злобу у руководства созданной в Швеции эмигрантской евангелическо-лютеранской церкви. Однако все происки реакционных церковников оканчиваются крахом.
В настоящее время евангелическо-лютеранские церкви в нашей стране занимают лояльные позиции по отношению к Советскому государству. Они пользуются всеми правами наряду с другими религиозными организациями. Но молодое поколение отказывается от религии. И все попытки протестантских проповедников остановить закономерный процесс отмирания религии оказываются тщетными. | |
Просмотров: 1052 | |