Социальная роль религии

Да, сущность религии остается прежней. Она, как и на протяжении всей истории человеческого общества, играет реакционную роль, отвлекая людей от борьбы за свои насущные задачи, за свои земные интересы. В капиталистическом мире религия, как и во все времена, находится на службе эксплуататорских классов, охраняя устой власть имущих, подавляя протест угнетенных. Определяя социальную роль религии в мире, основанном на эксплуатации человека человеком, В. И. Ленин писал: «Все и всякие угнетающие классы нуждаются для охраны своего господства в двух социальных функциях: в функции палача и в функции попа. Палач должен подавлять протест и возмущение угнетенных. Поп должен утешать угнетенных, рисовать им перспективы (это особенно удобно делать без ручательства за «осуществимость» таких перспектив...) смягчения бедствий и жертв при сохранении классового господства, а тем самым примирять их с этим господством, отваживать их от революционных действий, подрывать их революционное настроение, разрушать их революционную решимость».

 

Такую социальную роль религия играет в странах капитала и в наши дни. Тружеников, которые нещадно эксплуатируются сильными мира сего, которые в поте лица работают на своих господ, религия увлекает елейными речами проповедников на путь смиренного ожидания небесного воздаяния. Пролетариат и трудовое крестьянство в капиталистических странах стонут под гнетом эксплуататоров. А служители религии поучают верующих, что необходимо смириться с тяготами жизни, терпеливо переносить их. Духовенство всячески предостерегает людей от попыток силой, революционной борьбой изменить существующее положение. Тем самым религия стремится увековечить несправедливый социальный строй.

 

Не случайно буржуазия всячески поддерживает религиозные организации, финансирует их, оказывает им постоянную помощь. Эксплуататоры понимают, какую большую роль в сохранении устоев их строя играет «функция попа». Один из американских финансистов откровенно заявил: «Религия есть та твердыня, на которой покоится наше богатство». Именно как твердыню, защищающую устои капиталистического мира, рассматривают религию эксплуататорские классы. Как справедливо замечал В. И. Ленин: «Когда общество устроено так, что ничтожное меньшинство пользуется богатством и властью, а масса терпит «лишения» и несет «тяжелые обязанности», то вполне естественно сочувствие эксплуататоров к религии, учащей «безропотно» переносить земной ад ради небесного, будто бы, рая».

 

Само собой разумеется, что духовенство тщательно скрывает от масс, какую роль религия играет в действит тельности. Служители культа отрицают, что их интересы тесно переплелись с интересами буржуазии. Они пытаются внушить людям, что религиозные организации стоят в стороне от классовой борьбы, так как религия сама по себе якобы имеет надклассовый характер.

 

Однако провозглашаемый проповедниками религии лозунг «Все люди равны перед богом» лицемерен от начала до конца. С помощью этого лозунга духовенство обманывает массы верующих. Ведь все церкви, все религиозные организации на деле поддерживают социальное неравенство, заявляя, что несправедливый социальный строй является божественным установлением, а потому людям не дано изменять его. Божественным установлением объявляется право частной собственности, которое лежит в основе буржуазного общества. В одной из своих энциклик папа Пий XII писал, что в мире «всегда были бедные и богатые» и всегда будут, ибо такой порядок установил сам господь бог. Трудящиеся же, которым бог предопределил участь бедняков, должны «согласиться без злобы на участь, уготовленную им божественным проведением».

 

Защищая и оправдывая капиталистический строй, религия связала свою судьбу с политикой эксплуататорских классов. Духовенство в большинстве своем ориентируется на самые реакционные силы, в которых видит надежную защиту буржуазного общества. Разве можно забыть о том, какую роль сыграли некоторые церковные деятели в установлении фашизма в Германии и Италии? Разве можно забыть о тех рясоносцах, которые прославляли шествовавших по Европе фашистских молодчиков, осеняли их крестом, благословляя на грабежи, пытки, убийства? Этого никогда не забудет история.

 

Уроки недавнего прошлого не пошли на пользу некоторым представителям духовенства, которые и в наши дни поддерживают реакционные, агрессивные силы империалистического лагеря.

 

В своем стремлении остановить поступательное движение истории церковники в тесном союзе с капиталистами изыскивают всевозможные средства. В последнее время видное место в борьбе буржуазной идеологии против коммунистической занял клерикализм, в котором представители правящих классов и духовенства в капиталистических странах видят надежное и действенное средство достижения своих целей. В Программе КПСС подчеркивается, что клерикализм приобретает все возрастающее значение в политическом: и идеологическом арсенале империализма. «Он не ограничивается использованием церкви и ее разветвленного аппарата. Он располагает теперь своими крупными политическими партиями, стоящими у власти во многих капиталистических странах. Создавая свои профсоюзные, молодежные, женские и другие организации, клерикализм раскалывает ряды рабочего класса, ряды трудящихся. Монополии щедро финансируют клерикальные партии и организации, эксплуатирующие религиозные чувства трудящихся, их суеверия и предрассудки».

 

Клерикализм — это реакционное политическое течение, которое добивается господствующей роли церкви в государственной, общественной и культурной жизни. Он может выступать в различных формах. В наши дни, например, церковь не отделена от государства в целом ряде капиталистических стран. Существующие в Англии, Швеции, Дании и других странах государственные церкви оказывают влияние на всю жизнь этих стран. Активную роль играют религиозные организации в политической и культурной жизни США. Американский публицист П. Бланчард в своей книге «Бог и человек в Вашингтоне» признает, что существует неразрывная связь между религией и политикой США.

 

Современный клерикализм использует в своих целях не только аппарат церкви. Во многих капиталистических странах существуют католические партии, которые в ряде государств играют ведущую роль. Так, в Италии вот уже два десятилетия стоит у власти самостоятельно или в коалиции христианско-демократическая партия. В Западной Германии правящей партией является Христианско-демократический союз совместно с баварским Христианско-социалистическим союзом. Клерикалы Западной Германии выступают как откровенные сторонники антикоммунизма, они прибегают к старым, затасканным приемам, вновь и вновь повторяя сказки о мнимой коммунистической опасности, об угрозе, которую якобы представляют страны социалистической системы для «свободного» мира.

 

Католические партии существуют и в других странах. Активность проявляют христианско-социальная партия в Бельгии, партия народно-республиканского движения во Франции, народная католическая партия в Голландии, народная партия в Австрии, христианско-социальная партия в Люксембурге и др. Все они тесно связаны с эксплуататорскими классами и проводят политику, враждебную интересам трудящихся масс.

 

Но клерикализм располагает не^олько политическими партиями. Клерикалы создают свои профсоюзные, молодежные, женские организации, которые прежде всего преследуют цель расколоть ряды трудящихся, нейтрализовать движение протеста масс, отвлечь их от борьбы за революционное переустройство мира. Один из видных деятелей западногерманского Христианско-демократического союза, Якоб Кайзер, заявил: «Мы живем в век масс, и нам необходимо наиболее рациональным способом расчленять эти массы». Помочь осуществлению этой задачи и призваны различные католические организации. Это и Международная.конфедерация христианских профсоюзов, и Международная федерация движения христианских рабочих, и Всемирная федерация женской католической молодежи, и Международное бюро ребенка. Всего в настоящее время создано около 40 международных католических организаций, некоторые из них объединяют миллионы верующих. Помимо международных имеется множество национальных католических организаций в клерикальных странах. Десятки таких организаций насчитываются в Италии. Клерикалы не упускают ни одной возможности для того, чтобы объединить людей под своим знаменем. Даже такой, казалось бы, невинный интерес, как страсть к коллекционированию, они использовали для того, чтобы объединить в единую организацию под руководством Ватикана католиков-филателистов.

 

Все эти религиозные организации Ватикан стремится направить по пути служения интересам буржуазного общества, увековечения социальных порядков, существующих в странах капитала. Клерикалы выступают против единого фронта трудящихся, понимая, какую угрозу представляет единство народных масс устоям капитализма. Они делают все для того, чтобы спасти мир насилия, мир зла, затормозить ход истории. Порой они прикрываются фальшивыми фразами о том, будто именно христианство проявляет особую заботу о благе народа. Но фальшь становится очевидной при анализе деятельности современных христианских церквей и организаций. Проповедники религии, особенно в последнее время, все чаще выступают в роли защитников угнетенных, этаких благодетелей, искренне пекущихся о слабых мира сего, обездоленных и бесправных. Подобные выступления усердно распространяет религиозная пропаганда, пытаясь представить церкви чуть ли не единственными защитниками бедноты. Но это слова. А на деле все обстоит иначе. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к вопросу об отношении церкви к колониальной политике империалистических держав.

 

В наши дни могучие вихри освободительного движения всколыхнули народы колониальных стран. Национально-освободительное движение развернулось во многих странах Африки, Азии, Латинской Америки. На наших глазах рушится позорная система колониализма. Уходит в прошлое одно из позорнейших явлений в истории человечества. Но империалисты не сдают своих позиций без боя. Они всеми силами пытаются сохранить свое влияние в колониальных странах, которые в течение многих столетий служат источником их обогащения.

 

Как же относится церковь к тем процессам, которые происходят в колониальных странах? Прикрываясь лицемерными фразами о том, что они заботятся о благополучии народов, отставших в историческом развитии, о прогрессе слаборазвитых стран, служители религии в действительности оправдывают колониализм, оправдывают колониальную политику империалистических государств.

 

Но что же требовать от проповедников религии, которые сыграли позорную роль в колониальной политике империалистов. Ведь колониальное порабощение народов проводилось при самом активном участии церкви. Вместе с колонизаторами шли порабощать свободные земли сотни, тысячи миссионеров. Они помогали захвату этих земель, насаждению и поддержанию порядков колониализма. Они помогали обращать в рабов коренных жителей порабощенных стран, нещадно их эксплуатировать и истязать. В их руках не было оружия, но была Библия, которая действовала не менее метко, чем винчестеры белых поработителей. Не случайно у африканских народов сложилась поговорка, которая как нельзя лучше оценивала деятельность католических миссионеров: «Когда миссионеры пришли в нашу страну, у них была Библия, а у нас земля; теперь у нас Библия, а у них земля».

 

Церковь и по сей день фактически остается противницей тех преобразований, которые происходят в слаборазвитых странах. Она остается противницей освобождения народов от колониального рабства. Но жизнь заставляет отступать всех тех, кто пытается остановить поступательное движение истории. Национально-освободительное движение ширится с каждым днем. Солнце свободы освещает путь тем, кто рвет оковы рабства и угнетения.

Категория: Религия | Добавил: fantast (12.01.2019)
Просмотров: 733 | Рейтинг: 0.0/0