Консервативная, нереалистическая политика церкви в наши дни не пользуется популярностью. Люди все больше понимают, где правда, а где ложь, где добро, а где зло. Это приводит многих служителей религии к переоценке отношения к кардинальным проблемам современности. Все чаще в стенах храмов раздаются трезвые голоса, которые требуют реалистического взгляда на события, происходящие.в мире, трезвого подхода к явлениям, характеризующим современную эпоху.
Таким.трезвым подходом к современным проблемам характеризуется деятельность скончавшегося несколько лет назад папы Иоанна XXIII, провозгласившего «новый курс» в политике Ватикана. Этот «новый курс» был, прежде всего, обусловлен требованиями времени, теми объективными процессами, которые происходят на нашей планете. Он нашел живой отклик и поддержку у многих служителей религии в разных концах земного шара.
Трезвый подход к действительности определил отношение Иоанна XXIII к проблемам мира. Известно, какие неисчислимые бедствия принесла людям вторая мировая война. Память о ней до сих пор жива в сердцах миллионов людей. Естественно, что люди мечтают о мире, хотят покоя. Они не желают слышать топота кованых сапог, грохота танков, разрывов бомб. Народ устал от гонки вооружений, которая тяжким бременем ложится на плечи трудящихся, от воинственных призывов поджигателей войны, которые сулят массам новые страдания и утраты. В этих условиях всякая поддержка агрессивных сил со стороны церкви, конечно, не может найти сочувствия у простых людей. Всякое же выступление в защиту мира находит широкий отклик. Вот почему наиболее трезвые представители католического духовенства выступили в защиту мира на нашей планете.
Данью здравому смыслу следует назвать отказ Иоанна XXIII от пропаганды антикоммунизма, которая еще не так давно играла ведущую роль в политике Ватикана. Существование мировой социалистической системы — реальный факт, с которым следует считаться. Нельзя не учитывать, что симпатии миллионов честных людей в капиталистических странах обращены к странам социализма, что идеи коммунизма находят сочувствие во всех уголках земного шара. А признав это, нельзя не прийти к идее необходимости мирного сосуществования — главного условия для сохранения мира на земле.
Эти реальные факты легли в основу «нового курса» папы Иоанна XXIII, который оказал значительное влияние на политику католической церкви на современном этапе. «Новый курс» оказался предметом страстных дебатов на XXI Вселенском соборе, который открылся осенью 1962 года в соборе Св. Петра в Риме. Официально собор был созван для обсуждения ряда внутренних проблем католической церкви, касающихся некоторых моментов вероучения, богослужений, обрядов и т. п. Но особое значение приобрели на нем те мировые проблемы, которые волнуют в наши дни человечество и от решения которых во многом зависит путь дальнейшего развития человеческого общества.
Так, на соборе встал вопрос об отношении католической церкви к проблемам мира. Папа Иоанн XXIII занял вполне определенную позицию, осудив любые действия, направленные на разжигание новой войны. Он обратился с призывом к главам государств сделать все возможное для достижения всеобщего мира. В энциклике «Расет in terris» («Мир на земле») он заявил, что сохранение мира — это важнейшая задача современности, которой должны быть посвящены помыслы всех людей.
Курс Иоанна XXIII нашел на соборе поддержку. Целый ряд представителей духовенства последовал за Иоанном. С трибуны требовали запретить распространение оружия массового уничтожения, применить санкции в отношении тех, кто считает допустимым использование не только ядерного, но и химического и биологического оружия. Трезвые голоса «духовных отцов» отразили требования широких масс населения земного шара, жаждущих мира, повышения жизненного уровня и т. п. *
Все эти выступления не могли не вызвать сочувствия у людей, которые искренне стремятся к миру и прогрессу. Каждый человек, будь то коммунист или верующий, не может не приветствовать эти разумные требования. Советский народ, последовательно выступающий за установление прочного мира на земле, поддержал реалистический подход некоторых деятелей католической церкви к важнейшим проблемам современности. Советские люди с пониманием отнеслись к визиту преемника Иоанна XXIII папы Павла VI в Организацию Объединенных Наций. Они приветствуют любые попытки к смягчению международной обстановки, к реальному претворению в жизнь принципов мирного сосуществования.
Однако реалистический подход к современным проблемам получил далеко не единодушную поддержку в среде духовенства. Наиболее реакционные служители религии открыто выступают против тех, кто пытается трезво взглянуть на вещи. Противники каких бы то ни было изменений в политике католической церкви, которые ориентируются на последовательно отстаивающего обанкротившийся старый курс Ватикана кардинала От-тавиани, требуют отказа от любых компромиссов, от любых нововведений. Их мало волнуют насущные интересы народных масс. Поэтому каждое разумное требование, которое звучит в церкви, встречается ими в штыки. Кардинал Оттавиани и его последователи открыто выступили против «нового курса» Иоанна XXIII, они осуждают те действия папы Павла VI, которые направлены на разрядку международной напряженности, выражают свое несогласие с требованиями некоторых представителей духовенства вести поиски путей к разрешению острых социальных проблем современности.
Такие позиции, конечно, не могут встретить сочувствия со стороны широких масс верующих. Это понимают наиболее дальновидные представители духовенства. Будущее покажет, кто возьмет верх в борьбе двух тенденций в современной церкви. Пойдет ли церковь разумным путем, поможет ли она в какой-то мере осуществить надежды и чаяния народных масс или станет на другой путь, идущий вразрез с требованиями времени. | |
Просмотров: 555 | |