Являясь одной из форм общественного сознания, религия находится в прямой зависимости от общественного бытия. А отсюда следует, что она может играть различную роль в зависимости от того, в каком обществе она существует. Если в обществе, основанном на частной собственности на средства производства, она выступает как идеологическое орудие эксплуататорских классов, увековечивая угнетение человека человеком, защищая устои несправедливого общественного строя, то, естественно, в социалистическом обществе функции религии становятся иными. Она не служит каким-то определенным классам. И хотя ее живучесть обусловливается целым рядом гносеологических, социальных, эмоционально психологических факторов, поддерживается активной деятельностью религиозных проповедников, проникаю* щей к нам извне буржуазной пропагандой, в целом религия существует в нашей стране как пережиток прошлого в сознании людей.
Но если религия в нашей стране играет совсем иную роль, чем в буржуазных странах, то оправдана ли борьба партии за преодоление религиозных предрассудков? Можно ли говорить о вреде религии в условиях социалистического государства? Разве наносит ущерб нашему общему делу то, что тот или иной верующий посещает церковь, отправляет различные обряды, отмечает религиозные праздники?
Большие задачи стоят перед нашим народом. Мы возводим величественное здание коммунизма, самого прекрасного общества в истории человечества. Для построения этого общества необходимы усилия всех советских людей. Но только сознательные трудящиеся смогут отдать все силы для претворения в жизнь этой вековой мечты человечества. Государство, как отмечал В. И. Ленин, «сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно».
Так можно ли мириться с тем, что рядом с нами живут люди, которые проводят дни в молитвах, уповают только на милость божью, не веря в достижение счастья на земле, растрачивают свои силы в церквах и молитвенных домах, бесцельно проводят лучшие годы жизни? Можно ли мириться с тем, что есть еще люди, сознание которых засорено религиозными вымыслами, суевериями, сковывающими разум, волю, энергию, обрекающими верующих на бесплодное прозябание в ожидании милостей с неба?
«Партия наша,— писал В. И. Ленин,— есть союз сознательных передовых борцов за освобождение рабочего класса. Такой союз не может и не должен безразлично относиться к бессознательности, темноте или мракобес-ничеству в виде религиозных верований».
Функции религии могут меняться в различных социальных условиях. Но религия продолжает оставаться «опиумом народа», отравляя сознание масс, одурманивая трудящихся, уводя их в мир религиозных иллюзий. И совершенно неосновательны утверждения о том, что определение Марксом религии как «опиума народа» имело значение лишь в определенных конкретно-исторических условиях. Определение Маркса относится к религии в целом, в какой бы эпохе она ни существовала, в какой бы форме она ни выступала. Не случайно В. И. Ленин писал, что это определение Маркса «есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии».
Коммунистическая партия решительно выступает и против тех «теоретиков», которые пытаются извлечь из религии «рациональное зерно», найти в религиозной морали «положительные элементы». Нередко религиозные традиции пытаются протащить в жизнь под видом «национальных традиций». Само по себе утверждение, что в тех или иных религиях, будь то православие или католицизм, буддизм или конфуцианство, могут содержаться элементы, которые в современных условиях можно поставить на службу прогрессивному развитию общества, в корне противоречит марксистскому пониманию сущности религии. Эти утверждения не имеют ничего общего с марксизмом.
Однако при оценке той роли, которую играет религия в нашей стране, следует учитывать значительные сдвиги в сознании людей, которые еще не освободились от религиозного влияния. В сознании большинства верующих религиозные представления постепенно вытесняются материалистическими убеждениями. Подавляющее большинство верующих честно выполняет свой гражданский долг, добросовестно относится к своим служебным обязанностям, участвует в общем труде советского народа, строящего коммунистическое общество. Это участие верующих в коммунистическом строительстве является лучшей «школой атеизма».
Но религия продолжает наносить ущерб нашему обществу. Она мешает формированию у людей цельного научного мировоззрения, всестороннему развитию личности. Она отвлекает верующих от насущных задач по преобразованию земной жизни, как и прежде, заставляя их искать смысл своей жизни на небесах.
В нашей стране трудящиеся навсегда освободились от физического гнета — эксплуататорских классов. Но люди продолжают оставаться под духовным гнетом религии. Именуя верующих рабами божьими, она мешает людям осознать свое подлинное назначение, свое величие и могущество. Религиозное вероучение принижает людей, низводя их до уровня «ничтожной песчинки» перед всемогуществом божьим.
В то время как партия и Советское государство считают одной из важнейших своих задач подъем культурного уровня масс, религия, напротив, тянет верующих к бескультурью, прививая им самые невежественные представления, заставляя верить в самые нелепые, закоснелые догмы. Тем самым религия стремится увековечить невежество и отсталость верующих людей. А ведь, как писал В. И. Ленин, «без знания рабочие — беззащитны, со знанием они — сила».
В то время как партия вселяет в народ уверенность в своих силах, вооружает их знанием закономерностей общественного развития, которые в конечном счете ведут к полному освобождению масс, к господству человека над силами природы, религия отрицает объективность управляющих миром законов, призывая верующих уповать на «чудо». А надежда на «чудо» приводит людей к тому, что они становятся пассивными созерцателями жизни, не верящих в то, что они могут чего-либо добиться своим трудом.
Религиозные верования приносят и немалый материальный ущерб нашей стране. В качестве примера можно обратиться к религиозным праздникам, которые отмечают верующие люди. Среди них особенно исправно отмечаются местные, или так называемые престольные, праздники, установленные в честь бога, богородицы или какого-либо святого, считающегося покровителем данного прихода. Этих праздников в православии великое множество. Ведь в церковном календаре нет ни одного дня, который бы не являлся непраздничным. Престольные праздники зачастую приходятся на весенние и летние дни, когда, по меткому народному выражению, «день год кормит». И нередко случается, что верующие колхозники, следуя предписаниям церкви, забрасывают работу, предаваясь многодневной гулянке. В результате это наносит большой материальный ущерб многим колхозам, а в конечном счете — всему нашему государству.
Значительный ущерб наносит народному хозяйству и мусульманский праздник жертвоприношение— курбан-байрам. Во время курбан-байрама верующим предписывается приносить в жертву богу домашних животных. И они, следуя этим предписаниям, забивают ежегодно тысячи голов крупного и мелкого рогатого скота.
И еще один пример. Как известно, члены секты адвентистов 7-го дня отмечают не воскресный, а субботний день. Адвентистские проповедники требуют, чтобы в субботу верующие не занимались никакими «мирскими» делами. Этот день должен быть посвящен только служению богу. Такое требование заставляет сектантов-адвенти-стов бросать в субботу все дела, невзирая на то, что этим подчас наносится ущерб колхозу, совхозу, предприятию, где работает тот или иной верующий. Некоторые колхозы, где работают адвентисты, ежегодно терпят в результате невыходов на работу верующих значительные убытки.
Подобных примеров можно привести много. Все они красноречиво свидетельствуют о том, что религия является помехой на пути советских людей в коммунистическое общество. Вот почему партия в своей Программе требует вести постоянную работу по атеистическому воспитанию, «терпеливо разъяснять несостоятельность религиозных верований, возникших в прошлом на почве придавленности людей стихийными силами природы и социальным гнетом, из-за непонимания истинных причин природных и общественных явлений».
Религиозные взгляды фиксируют непосредственный жизненный опыт людей, страдающих от законов общественного развития. Они вырастают на почве угнетенного сознания, подавленности, неверия в собственные силы. Религия — это средство приспособления к социальной несправедливости для тех людей, которые отказались от мысли в борьбе покончить с ней. Это не отражение объективных законов, а форма выражения субъективного опыта людей, живущих в условиях «превратного мира», их мироощущений, чувств, настроений и т. д., своеобразная философия жизни, существующая на уровне деморализованного обыденного сознания, как говорил К. Маркс, «духовная услада» этого мира, «его моральная санкция, его торжественное восполнение, его всеобщее основание для утешения и оправдания».
Религиозные концепции отличаются от научных не только тем, что они говорят по поводу конкретных явлений, но источником своего содержания, характером формирования основных идей. Наука об обществе, например, стремится выявить существенные связи и отношения общества; лежащие за внешними явлениями. Иначе обстоит дело с религией. Она отражает не эти закономерности, а мнения людей о них. Она обобщает не объективные знания, а субъективную сторону общественного процесса, жизненный опыт определенных социальных групп.
Отсюда условие существования религиозных течений другое, чем для научных систем — не глубокое постижение сущности мира, а соответствие с определенным мироощущением, настроениями, возникающими в ходе общественного развития. И если такие настроения существуют реально — а они складываются и могут существовать параллельно научному прогрессу,— то религиозные представления, заведомо нелепые с точки зрения науки, оказываются чрезвычайно живучими и влиятельными. Лишь в этом идеологическом контексте можно понять судьбу различных фантастических идей, которые религия донесла до наших дней.
Эти особенности религии имеют первостепенное значение для понимания ее места и роли в современном обществе, характера и причин ее влияния на людей. Для верующего религия выступает прежде всего как «наука жизни», руководство к его повседневному поведению, как система определенных моральных предписаний. Защитники религии постоянно подчеркивают, что человек должен не просто верить в бога, но «жить по вере». «Истиной слова божия,— говорят современные православные богословы,— надо препоясать и свои мысли, и свою волю, и свои чувства». При этом они часто ссылаются на Библию, где, как известно, сказано: «И не всякий, говорящий мне «господи, господи», войдет в царство небесное, но творящий волю отца моего небесного» (Матф., 7; 21).
Когда человек приходит к вере в бога, принимает религиозное мировоззрение, он обычно выделяет в нем отдельные идеи, принципы, образы, легенды, которые кажутся ему наиболее важными, убедительными, наиболее созвучными его переживаниям и настроениям. Они-то и служат основанием к тому, чтобы объявить «разумным» и «полезным» религиозное вероучение в целом. И факты показывают, что наибольшую притягательную силу для верующего имеют религиозные рассуждения о смысле жизни и нравственном поведении человека, об идеалах справедливости и любви. В самом деле, для современного верующего уже не столь важны конкретные библейские эпизоды: рассказ о «тверди небесной», об Ионе, который трое суток провел во чреве кита и остался невредимым, об Иисусе Навине, остановившем солнце, и т. д. Чаще его привлекает другое— учение религии о нравственности, о добре, и зле, о жизни «праведной» в противоположность жизни «греховной».
«Это неважно,— рассуждает он,— что Библия кое в чем и ошибается, говоря о происхождении человека и строении неба. Зато только она одна способна понять душу человека, различить добро и зло, сформулировать принципы морали и правила нравственности». При этом верующие нередко ссылаются на собственную судьбу, уверяя, будто вера в бога помогла им порвать с «пороками», объяснила смысл жизни, дала утешение и подлинную радость. Так что до тех пор, пока мы в деталях не рассмотрим принципы религиозной морали, наше представление о религии останется односторонним, а критика ее положений — незавершенной. | |
Просмотров: 746 | |