Многие современные проповеди, в том числе и рукописные религиозные документы, пронизаны одной мыслью: наука неспособна ответить на вопрос о смысле бытия человека, указать ему ту главную нравственную идею, которой он должен руководствоваться в жизни. Это может сделать лишь религия, лишь вера в бога. Посмотрим, какова точка зрения религии на этот вопрос.
Религия пытается убедить верующих, что целью жизни является забота о спасении души, подготовка к загробному царству. Эта мысль — общая для всех религий. «Знайте,— внушает верующим Коран, «священная» книга мусульман,— что жизнь в здешнем мире есть обманчивая утеха, обольщение, суетный наряд, тщеславие между вами, желание отличиться... Жизнь в здешнем мире есть только обманчивое наслаждение» (7, 19, 3, 182). То же говорит и христианство. «Цель христианской жизни,— слышит верующий в православной церкви,— соединиться с богом. Поэтому в нашем земном существовании должно ставить и разрешать только те задачи, которые способствуют этой высокой цели». Защитники религии прямо говорят, что земная жизнь — это жизнь неполная, она лишь преддверие к подлинному человеческому существованию. «Тому, кто хочет сеять для этой жизни... не будет уже никакой доли в будущем»,— говорит ислам. А православные служители призывают на все земное смотреть «небесным взором», «не прилепляться ни к чему земному», «искоренять все земное, как неважное и второстепенное».
Религия воспитывает у верующего чувство странника, прохожего, наглухо замкнувшегося в себялюбивых заботах о спасении души. Не случайно, например, сектанты поют: «На ярмарке счастливой житейской суеты чужой и сиротливый прохожий только ты».
Восприняв такие рассуждения, человек должен подумать: зачем принимать близко к сердцу все земное, все, что происходит вокруг, если это лишь маленький полустанок, короткая остановка, если главное счастье и радость— в молитве, в «беседах с богом», а затем на небе? Остается лишь повторять: «Все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа». Таковы типичные рассуждения защитников религии о смысле жизни. Сводятся они, как мы видели, к тому, что земная жизнь объявляется преддверием жизни «небесной», школой постижения высших божественных истин. Однако недостаточно остановиться лишь на констатации этих идей. Представление о «небесной» жизни, как мы знаем,— это иллюзия. Сама идея о ней служит способом приспособления к земной жизни, утверждением определенного ее понимания. Идея «небесного Ханаана» не возникает беспричинно. Она может привлечь внимание человека лишь в том случае, если в реальной жизни земное существование для него теряет смысл, если утрачиваются тесные связи с обществом, ощущение себя как деятельного творческого существа. Короче говоря, религиозное понимание смысла жизни есть специфическая форма интерпретации земной жизни, определенная программа поведения на земле. И мы должны проанализировать эту программу, понять ее реальное, «земное» содержание.
Чтобы наши рассуждения на этот счет были более конкретными, обратимся к конкретным нравственным идеалам, декларируемым защитниками религии. | |
Просмотров: 620 | |