Иной верующий может возразить: «Не все христиане почитают отшельников». Действительно, последователи протестантизма, например, отвергают культ монашества и «святых угодников». Они выступают против идеала физического пустынножительства, выдвигая в противовес ему лозунг «внутреннего аскетизма», «духовного пустынножительства». В чем же его суть?
Человек не должен бежать от людей, говорят, например, баптисты, он должен жить в этом мире, но при этом быть «не от мира сего». Он не должен стремиться в пустыню, а должен создать ее внутри себя. Он не должен стремиться в монастырскую келью, потому что должен сделать такой кельей свою душу. «Наедине с господом — вот сущность пустыни,— говорят баптисты.— Мы должны быть одиноким угольком и при этом не гаснуть н не остывать. Чем меньше общения с людьми, тем больше общения с богом». Проповеди сектантских проповедников проникнуты неприязнью к миру: общество рисуется им в виде некой зловещей силы, которая поминутно грозит верующему «грехом», навязывает ему «греховные» мысли и привязанности, отвлекает его от Христа и т. д. «Мир полюбишь — тебя он сгубит», «От мира отвратитесь», «Не отдавайте дружбу миру» и т. п.— таковы типичные рассуждения на этот счет.
При этом следует учесть, что в протестантизме имеется особое учение о «видимой церкви», членами которой могут стать лишь люди, «сознательно» принявшие веру в бога. Это религиозная община. Таким образом, противопоставление мира «праведности» и мира «греха» получает свое организационное оформление и выступает как противопоставление религиозной общины любому другому коллективу нашего общества. Такая форма организации дает религиозным руководителям возможность тщательно контролировать каждый шаг рядового верующего, еще строже замыкать его интересы внутренней жизнью общины, изолировать от остального общества, которое объявляется «мирским», «плотским».
Какой же смысл вкладывается в последние термины? Наше общество отвергает религиозную мораль по самой своей природе. Общественная деятельность и общественная психология, господствующие нравственные стимулы и моральные нормы, искусство, культура, наука — все это носит атеистический характер и объявляется сектантскими проповедниками сферой господства «греха» и «порока». А поэтому противопоставление «религиозного» и «мирского» человека в наших условиях не ограничивается противопоставлением определенных интересов, идей, ценностей. Речь идет о том, что сектантский нравственный идеал относит в разряд «греховных» важнейшие сферы человеческой общественной деятельности: занятие наукой, культурой, искусством и т. д. Они объявляются заповедной зоной для верующего. В этих условиях проповедь «духовного пустынножительства» становится синонимом духовного убожества.
Теперь можно вернуться к выяснению смысла религиозных призывов к «небесной отчизне».
Жизнь человека невозможна вне общества. Только в обществе формируются его способности, потребности, только в обществе он приобретает человеческий облик. Наследуя достигнутый прошлыми поколениями уровень развития техники, культуры, науки, он своим трудом обеспечивает прогресс общества, в ходе своей жизни усваивает его культурные завоевания. Это усвоение происходит в процессе активной общественной деятельности. И тогда он «богатый человек». «Богатый человек,— писал Маркс,— это... человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в котором его собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, как нужда» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М., 1956, стр. 596). Религиозный нравственный идеал и направлен против «богатого» человека, против тех черт — мужества, уверенности в своих силах, широты знаний, интересов, потребностей и т. д.,— которые делают человека личностью, придают ему неповторимую индивидуальность и ценность.
На каждом этапе исторического развития перед каждым человеком имеется возможность достичь определенного уровня развития, существует определенная мера приобщения к человеческой культуре и общественным ценностям, определенная мера духовного богатства человека. Эти свои способности человек развивает лишь в процессе актизной общественной деятельности, в ходе творческого отношения к окружающей жизни, когда он выходит за узкие рамки эгоистических переживаний. Идеал «небесной отчизны» направлен против такого общественно активного человека. Религия фактически замыкает интересы верующего заботой о спасении собственной души, отгораживает его от бурной идейной и эмоциональной жизни всего общества, обкрадывает внутренний духовный мир человека. Религиозный нравственный идеал закрепляет, освящает мироощущение обывателя и мещанина, настроения своеобразного иждивенца эпохи, отделенного от ее страстей собственными себялюбивыми заботами. Вот почему мы и говорим, что религиозная идеология наносит вред каждому, кто попадает под ее влияние.
Читатель может сказать: «Вы все критикуете религию, отвергаете ее моральные ценности. Но в чем же действительно состоит смысл жизни?»
Вопрос этот не новый. Передовые умы всегда звали оценивать жизнь не с точки зрения узколичных, эгоистических интересов, а видели смысл ее в беззаветном служении делу социального прогресса, борьбе за реальное счастье людей. «Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за них идет на бой»,— писал Гёте. Не только звали, этому отдавали все силы поколения революционеров. Напротив, реакционеры всегда пытались уверить, что человек — это существо никчемное, жизнь его бессмысленна, и весь итог ее — крест на могиле. Жизнь — это «дорога в никуда»:
Мы приведем рассуждения замечательного советского педагога Антона Семеновича Макаренко. Он имеет полное право говорить о смысле жизни, потому что всю свою жизнь отдал благороднейшему делу перевоспитания людей, вернул к настоящей жизни десятки и десятки подростков.
В 1938 году А. С. Макаренко получил письмо от своего бывшего воспитанника Федора Борисова, который писал: «Я начал задумываться, что жизнь ничего не стоит, раз является стадией, формой развития материи». А. С. Макаренко ответил ему:
«Дорогой Федор!
Письмо твое серьезное и подымает те самые вопросы, которые издавна составляют предмет философии...
Но для меня все эти вопросы давно решены, и давно их решение помогает мне жить. Поэтому я не буду тебя поучать вроде какого-либо проповедника, а просто расскажу тебе, как я для себя их разрешил.
Конечно, вся суть в том, что требуется ответ на вопрос: в чем абсолютная цель жизни. Вопрос этот всем кажется правильным, и всем кажется, что на него нужно отвечать. На самом деле и вопрос неправильный и отвечать на него не надо. Что такое цель? Откуда взялось самое понятие цели и самый этот термин?
Понятие цели пришло от простой, обыкновенной человеческой деятельности. Вся жизнь человека в том и состоит, что он борется с природой, холодом, с голодом, с нуждой и врагами. Его жизнь — это череда мелких или крупных мероприятий, направленных к поддержанию жизни...
Так люди жили всегда и так всегда будут жить. Они только все больше и больше будут учиться находить радость жизни в коллективе, радоваться не личным победам, а победам человечества, в этом и состоит настоящий смысл социализма.
Рассуждение о том, что мы — материя, рассуждение лишнее. А если даже и материя, так почему это плохо? Какое ты имеешь право презирать материю? Материя — это прямо замечательная штука, богатая возможностями и красотой. И я хочу жить в материи, которая в моем ощущении все-таки представляется богатой и великолепной моей личностью.
Самое главное, Федор, надо уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью. В этом и заключается мудрость жизни и, если хочешь, ее цель. Только один человек видит прелесть жизни в куске хлеба или в водке, а другой находит более сложные и богатые прелести — в работе, в красоте, в борьбе, в росте человеческой материи. Уже сейчас материя, выраженная в музыке Бетховена или Чайковского, в великих изобретениях, в технике,— очень высокая штука, такая высокая, что я не променял бы ее на вечность...
Потом ты ясно увидишь, что у человека должна быть единственная специальность — он должен быть большим человеком, человеком настоящим... Ты будешь инженером, а потом станешь или писателем, или учителем, а может быть, и музыкантом — везде ты сможешь дать что-нибудь ценное жизни. Очень важно только в каждой специальности быть честным, работоспособным, внимательным, вдумчивым». | |
Просмотров: 704 | |