Наши враги затрачивают много усилий на то, чтобы доказать, что в Советском Союзе нет свободы совести, что верующие у нас подвергаются гонениям. Не зря говорят, однако, что у лжи короткие ноги. Вспомним, как обстояло дело со свободой совести до революции. В царской России государственной, то есть главной, господствующей, религией было православие. Ислам, иудаизм были только терпимы «властями предержащими». Многие религии беспощадно преследовались. Гражданские права «иноверцев» всемерно ограничивали. Жестоко преследовалась пропаганда атеизма.
А сама господствующая православная церковь? Ее главой был царь. Государство бесцеремонно вмешивалось в церковные дела. По предписанию священного синода— высшего органа управления православной церковью в царской России — священники были обязаны разглашать в полиции тайну исповеди — рассказывать об «опасных» верующих, доносить на революционеров.
Вся жизнь человека проходила под надзором церковников. Он только родился — родители должны были нести его в церковь, чтобы совершить над ребенком крещение. Переступал порог школы — ему начинали вдалбливать в голову «закон божий», воспитывали рабскую преданность «царю и отечеству». Вырастал человек — и тут церковь стояла над ним «неусыпным оком». Законом признавался только церковный брак. Не разрешались браки между христианами и нехристианами. А если в «незаконном» браке все же рождались дети, то они всю свою жизнь расплачивались за родительский «грех»: их ограничивали в правах.
Так было в буржуазно-помещичьей России. И ни одна из политических партий, кроме партии большевиков, не боролась за свободу совести для народа.
Уже в первой Программе нашей партии, принятой II съездом в 1903 году, было записано требование неограниченной свободы совести, полного равноправия всех граждан независимо от религии, отделения церкви от государства и школы от церкви. Социал-демократия за то, писал тогда В. И. Ленин, «чтобы каждый имел полное право исповедовать какую угодно веру совершенно свободно». А немного позднее, в разгар революционных событий 1905 года, он выступил со своей знаменитой статьей «Социализм и религия». В ней он писал:
«Государству не должно быть дел до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью. Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т. е. быть атеистом, каковым и бывает обыкновенно всякий социалист. Никакие различия между гражданами в их правах в их зависимости от религиозных верований совершенно недопустимы».
После Великой Октябрьской социалистической революции, в феврале 1918 года, специальным декретом Советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» была объявлена свобода совести для всех граждан нашей страны. Отныне каждый мог беспрепятственно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии и вести антирелигиозную пропаганду. «Всякие праволишения,— подчеркивалось в декрете,— связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются».
До социалистической революции священнослужители ревностно следили за тем, чему учат детей в школе. Не только «закон божий» воспитывал у детей религиозное мировоззрение, но иъсе другие школьные предметы проверялись «законоучителями» в рясах, чтобы знания детей не противоречили Библии. Отделение школы от церкви лишило их возможности в принудительном порядке внедрять среди подрастающего поколения религиозные взгляды. | |
Просмотров: 633 | |