Связывая свои надежды на лучшее будущее с приходом «небесного спасителя», обездоленные массы Римской империи искали его черты и в иудейском мессии, и в филоновском Логосе, и в кумранском Учителе праведности, послуживших основой для формирования образа Иисуса Христа.
Возникли религиозные общины выходцев из социальных низов, с нетерпением ожидавших близкого прихода «божественного спасителя». В их среде появилось произведение, известное под названием Апокалипсиса, или Откровения Иоанна Богослова, созданное, по определению Ф. Энгельса, в 68—69 гг. н. э. В нем Иисус Христос изображен в виде чудища с семью глазами и рогами, державшего семь звезд и т. п. «Здесь, — писал об Апокалипсисе Ф. Энгельс, — христианство представлено в самой необработанной из дошедших до нас форм» ‘.
Не детализирован образ Иисуса Христа и в написанных в начале II в. так называемых Посланиях апостолов1 2: в нем говорится лишь как о «сыне божием».
Только в Евангелиях3, составленных в середине II в., Иисус Христос охарактеризован как богочеловек, якобы рожденный девой Марией от «святого духа». Противоречиво описано его земное бытие: безвестная тридцатилетняя жизнь в семье плотника Иосифа — «обрученного мужа» Марии; трехлетняя проповедь своего учения, не понятого большинством жителей древней Палестины; козни против него иудейского духовенства, добившегося суда и смертного приговора над ним, мучительная и позорная смерть на кресте; воскресение из мертвых и вознесение на небо.
Среди ученых, исследующих раннее христианство, пока нет единого мнения о том, как сложился образ Иисуса Христа, описанный в евангелиях. Одни (мифологическая школа) считают, что этот образ — продукт мифотворчества, проявившегося в постепенном очеловечении верующими почитавшегося ими божества. Другие (историческая школа) полагают, что у евангельского Иисуса был реальный прототип — один из проповедников новой религии, впоследствии обожествленный его последователями. Однако все они единодушны в том, что евангельский богочеловек Иисус Христос —образ мифический, созданный фантазией угнетенных масс рабовладельческого общества и литературно обработанный идеологами христианства.
Последним произведением, завершившим процесс формирования мифа об Иисусе Христе, явились Деяния апостолов, написанные в конце II в. В этом произведении описана проповедническая деятельность среди иудеев и язычников, якобы проводившаяся апостолами Петром и Павлом. По характеристике Ф. Энгельса, Деяния апостолов, как и евангелия, «представляют собой поздние переработки утерянных теперь сочинений, зыбкую историческую основу которых в настоящее время уже невозможно распознать под легендарными наслоениями...» *.
Апокалипсис, двадцать одно Послание апостолов, четыре Евангелия и Деяния апостолов, объявленные «богодухновенными», написанными по откровению свыше, образовали б своей совокупности так называемый Новый завет, который вместе с Ветхим заветом составил Библию1 2 — «священное» писание христиан.
Факты говорят о том, что Новый завет (так же как и Ветхий) не «богодухновенный труд», каким его считают верующие, а чисто человеческое произведение. Написан он не по повелению небесных сил, а исходя из земных интересов: ради создания формировавшемуся христианству репутации «богооткровенной» религии. Содержание новозаветных текстов противоречит данным науки о причинах и обстоятельствах возникновения христианства. Поэтому Новый завет (как и Библия в целом) был и остается объектом научно-атеистической критики. | |
Просмотров: 744 | |