К православию примыкает старообрядчество, выступившее в истории до* революционной России как широкое религиозно-общественное движение. В нем в религиозной форме отразился стихийный, неосознанный протест различных слоев русского общества против самодержавно-крепостнического строя и идеологического засилья русской православной церкви.
В старообрядчестве объединяются все религиозные направления и течения, не признавшие церковной реформы патриарха Никона и оставшиеся верными «старым обрядам», «старой вере». В отличие от православных верующих старообрядцы признают единственно правильными старопечатные книги и иконы «старого письма», написание «Исус» вместо «Иисус», восьмиконечный крест (в православной церкви наряду с ним признаются четырехконечный и шестиконечный), двое-перстное крестное знамение вместо троеперстного, служение на 7 просфорах, а не на 5, «посолонное» хождение во время службы (т. е. по солнцу, а не против солнца) и т. д. Священнослужители сохраняют одеяния старого, «дониконовского» покроя.
В прошлом характерной чертой старообрядческого вероучения был упор на эсхатологию — религиозное учение о «конце света», «последних временах» и «воцарении антихриста». Практическим выводом из эсхатологических идей явилось стремление старообрядцев к изоляции от грешного «мира», к бегству в глухие места и даже к такой форме религиозного протеста, как самосожжение. Особенностями старообрядчества в прошлом являлись также фанатизм и консерватизм, наиболее ярко проявлявшиеся в идеализации русской старины и отрицании новшеств.
На поместных соборах 1666 г. и 1667 г. последователи «старой веры» были преданы церковному проклятию. Государственная власть подвергала старообрядцев, или, как их презрительно именовали, раскольников, самым жестоким преследованиям. В конце XVII в. немало руководителей старообрядческого движения были казнены. В 1682 г. был сожжен известный идеолог старообрядчества протопоп Аввакум. Отношение царизма к старообрядцам изменилось лишь после первой русской революции 1905 г. Что же касается церковных проклятий, то они были сняты с последователей «старой веры» лишь поместным собором русской православной церкви в 1971 г.
По своему социальному составу старообрядчество было чрезвычайно пестрым. Первоначально к нему примкнула некоторая часть городского и сельского населения России, недовольная усилением крепостничества, налоговой и торговой политикой дворянского государства, а также некоторые представители духовенства и боярства. В дальнейшем с развитием капиталистических отношений основную массу последователей старообрядческого движения составляли крестьяне, мелкая буржуазия города и отдельные категории фабричных рабочих. Руководящую роль в старообрядчестве стали играть представители крупной буржуазии — Морозовы, Гучковы и др. В период Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. и гражданской войны старообрядческая верхушка выступила на стороне контрреволюционных сил. Однако трудящиеся слои, составлявшие основную массу старообрядчества, поддержали Советскую власть и приняли участие в ее утверждении.
Учитывая создавшуюся ситуацию, руководители основных старообрядческих направлений к середине 20-х годов были вынуждены объявить о переходе на лояльные позиции в отношении социалистического государства.
Неоднородность социального состава явилась в прошлом причиной разделения этого религиозного направления на поповщину и беспоповщину. Поповщина признает необходимость церковной иерархии, сохранения христианских таинств. Она отличается от русской православной церкви лишь с чисто внешней, обрядовой стороны. Беспоповщина представляет собой направление в старообрядчестве, в наибольшей степени отошедшее от православия. Ее последователи отрицают церковную иерархию. Богослужение осуществляется у них выборными наставниками. Обрядность значительно упрощена и приближается к сектантской. Поповщина и беспоповщина в процессе своего развития распались на множество не связанных в организационном отношении течений— толков и согласий.
В настоящее время наиболее крупным течением в поповщине является белокриницкая церковь, центр которой находится в Москве. В беспоповщине преобладает поморский толк, получивший наибольшее распространение в Латвийской и Литовской ССР. В последние годы старообрядчество переживает серьезный кризис, выражающийся в значительном сокращении числа верующих, и прежде всего молодежи, в ослаблении религиозного фанатизма, который в прошлом был характерной его чертой, в отказе от эсхатологических взглядов, в преодолении традиционного консерватизма и замкнутости. В своем большинстве верующие старообрядцы мало чем отличаются от православных верующих. | |
Просмотров: 600 | |