Протестантизм. Возникновение и основные направления протестантизма

Протестантизм — одно из главных направлений в христианстве наряду с православием и католицизмом. Численность его последователей в разных странах мира составляет около 200 млн. человек. Существует несколько десятков протестантских объединений и организаций. Протестантизм — наиболее гибкая и утонченная форма христианства. Он дальше других христианских направлений пошел по пути модернизма.

 

Протестантизм возник в XVI в., в эпоху Реформации, которая, по словам Ф. Энгельса, была первым актом буржуазной революции в Европе. Буржуазия должна была вступить в борьбу с римско-католической церковью, как духовной опорой феодального строя. Вот почему, «когда окрепло бюргерство, в противоположность феодальному католицизму развилась протестантская ересь...»

 

Одним из зачинателей реформационного движения в Германии был Мартин Лютер (1483—1546). В своих 95 тезисах, обнародованных 31 октября 1517 г., Лютер выступил против претензий папства и католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредников между людьми и богом. Он утверждал, что человек может спасти душу только посредством личной веры, которая непосредственно даруется ему богом. Учение Лютера о спасении только с помощью веры в искупительную жертву Христа стало одним из центральных догматических устоев протестантизма.

 

Под лозунгом восстановления принципов раннехристианской церкви было выдвинуто требование упразднения обособленного сословия священников, устранения монашества, римской курии, т. е. всей дорогостоящей иерархии. Требование дешевой церкви отвечало интересам бюргерства. Вместе с католической иерархией был отвергнут и авторитет папских декретов и посланий, решений соборов («священное предание»). Единственным авторитетом в вопросах веры было признано «священное» писание, право истолковывать которое предоставлялось каждому верующему.

 

Реформационное движение было социально неоднородным и очень быстро разделилось на два лагеря — бюргерско-умеренный, возглавляемый Лютером, и пле-бейски-революционный, крупнейшим представителем которого был в Германии Томас Мюнцер (ок. 1490— 1525). Энгельс указывал, что учение Мюнцера было направлено «против всех основных догматов не только католицизма, но и христианства вообще». Действительно, Мюнцер призывал иокать рай в земной жизни, установить здесь царство божие, которое означало «не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти». Лютеровскую формулу «оправдания верой» Мюнцер использовал для обоснования социально-политической программы, которую Энгельс охарактеризовал как фантастическое предвосхищение коммунизма. Высшей точкой реформационного движения в Германии была Великая крестьянская война 1525 г., закончившаяся поражением восставших и гибелью Т. Мюнцера.

 

В условиях резкого обострения классовых противоречий Лютер выступил против народного движения. Лютеровская реформация, санкционировав княжеское всевластие как единственную опору «порядка» и возможности «христианского смирения», превратилась в орудие реакционных немецких князей. Документом, выразившим существо бюргерской реформы, является «Аугсбургское вероисповедание» (1530).

 

В первой половине XVI в. реформаторское движение стало быстро распространяться и за пределами Германии. Лютеранство утвердилось в Австрии, в скандинавских странах, в Прибалтике, отдельные общины возникли в Польше, Венгрии, Франции.

 

В настоящее время лютеранство является одной из наиболее влиятельных и многочисленных протестантских церквей. Общее число его последователей составляет примерно 75 млн. человек. Наиболее сильны позиции лютеранства в его традиционных центрах. В Европе это, например, Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия. Одним из главных его центров являются США. Лютеранство в наши дни переживает глубокий кризис. Он охватывает вероучение и социально-политическую доктрину лютеранства.

 

В начале XVI в. возникла еще одна разновидность реформационного движения — кальвинизм, получивший развитие сначала в Швейцарии, а затем в Голландии и Англии.

 

Реформация в Швейцарии, вождями которой были Ульрих Цвингли (1484—1531) и Жан Кальвин (1509— 1564), гораздо более последовательно, чем лютеранство, выразила буржуазную сущность широкого антифеодального движения.

 

Одним из главных догматов кальвинизма является учение об «абсолютном предопределении»: еще до «сотворения мира» бог якобы предопределил судьбы людей, одним — рай, другим — ад, и никакие усилия людей, никакие «добрые дела» не могут изменить приговора бога.

 

Хотя предначертания бога людям неизвестны, они могут догадываться о своей участи по тому, как складывается их земная жизнь: профессиональная деятельность каждого есть «божье предначертание», и преуспевание в ней служит признаком предизбранности к спасению. Буржуазное накопление возводится в ранг служения богу. Характеризуя кальвинистский аскетизм, Энгельс писал, что весь секрет его «состоит в буржуазной бережливости» 1.

 

С самого начала кальвинизму были свойственны мелочная регламентация личной и общественной жизни верующих в духе ханжеской благопристойности, нетерпимость ко всякому проявлению инакомыслия, которое пресекалось самыми жестокими мерами.

 

Кальвинизм наиболее радикально реформировал христианский культ и церковную организацию. Почти все внешние атрибуты католического культа — иконы, облачения, свечи и пр.— были отброшены. Основное место в богослужении заняли чтение и комментирование Библии, пение псалмов.

 

В настоящее время кальвинизм представлен в Швейцарии, Нидерландах, ФРГ, Венгрии, Чехословакии, США и ряде других стран реформатскими церквами; в Англии и США — пресвитерианскими и конгрегационалистскими.

 

Сохраняя догматы об абсолютном предопределении, о всеобщей греховности людей и т. д., кальвинизм стоит на позициях консерватизма в решении коренных социально-политических проблем современности. Он подчеркивает всемогущество бога и ничтожность человека, между которыми лежит непроходимая пропасть.

 

Реформация в Англии в отличие от других европейских стран началась по инициативе правящих верхов. В 1534 г. английский парламент провозгласил независимость церкви от папы и объявил Генриха VIII ее главой. Были закрыты все монастыри, а их имущество конфисковано в пользу королевской казны, но при этом было объявлено о сохранении католических догматов и обрядов.

 

Со временем влияние протестантизма на английскую церковь усилилось, что повлекло за собой ее размежевание с католицизмом. Во времена правления Елизаветы I, когда английский абсолютизм достиг вершины своего могущества, парламентом был принят англиканский «символ веры». Так в ходе реформации образовалась англиканская церковь, занявшая промежуточное положение между католицизмом и протестантизмом. Она и теперь является государственной церковью Великобритании.

 

Одной из наиболее ранних протестантских сект являются меннониты — последователи учения голландского проповедника Менно Симонса. Впервые они появились в 30-х годах XVI в. в Голландии, а затем распространились в Германии, Польше, России. Для меннонитов характерна проповедь непротивленчества, отказ от воинской службы. В настоящее время меннониты проживают в США, ФРГ, странах Латинской Америки. Их насчитывается около 0,5 млн. человек.

 

В начале XVII в. в Голландии, а затем в Англии появляются первые общины баптистов. Первоначально баптизм (название происходит от греч. baptidzein— крестить) был религиозным выражением социальных устремлений радикальной части мелкой буржуазии, требовавшей религиозной свободы, веротерпимости, отделения церкви от государства. В дальнейшем он эволю-ционизировал в направлении приспособления вероучения и социальных принципов к интересам и потребностям крупной буржуазии. В 1639 г. образовалась первая баптистская община в Северной Америке. С конца XVIII в. начинается бурное развитие этого протестант«кого течения, особенно в США, где складывается крупная баптистская церковь. В настоящее время баптистская церковь в США владеет большими денежными средствами, держит под своим влиянием некоторые университеты, колледжи, медицинские учреждения и ведет активную миссионерскую деятельность во многих странах мира. В США находится и центр Всемирного союза баптистов (возник в 1905 г.).

 

В наши дни баптистские организации действуют во многих странах Западной Европы, а также в странах Азии, Африки, Южной Америки. Имеются они и в социалистических странах. Общее число баптистов составляет примерно 33 млн. человек.

 

В 30—40-х годах XVIII в. в Англии возникло близкое к англиканству религиозное течение, получившее название методизм. Основатели его, братья Уэсли, ставили своей целью «распространение благочестия», пропаганду мер, якобы способных привести человека к нравственному совершенству. Это течение быстро распространилось в самой Англии, а затем и за ее пределами, прежде всего в Северной Америке, куда проникло в 60-х годах XVIII в. Методизм был последним крупным церковным образованием в рамках протестантизма. Общая численность методистов в мире в настоящее время 40 млн. человек. Дальнейшая эволюция протестантизма привела к появлению ряда новых протестантских сект.

 

В середине XVII в. в Англии появилась секта квакеров. В дальнейшем она получила распространение в США. Согласно учению квакеров, истину следует искать не в «священных книгах», а в человеческом сердце. Поэтому квакеры полностью отрицают церковную иерархию, нет у них строго регламентированного богослужения. Они признают только личную молитву, обращенную к богу.

 

Будучи пацифистами, квакеры отрицают насилие, войну, протестуют против воинской повинности. В прошлом они неоднократно выступали против рабства и работорговли, и в настоящее время часть квакерских организаций принимает активное участие в борьбе против расизма и в борьбе за мир.

 

Секта адвентистов (от лат. adventus — пришествие) возникла в США в середине XIX в. Основы ее вероучения были первоначально разработаны В. Миллером, который еще в 30-х годах XIX в. выступил с «доказательствами» близкого пришествия Иисуса Христа, которое, по его расчетам, должно было состояться в 1843— 1844 гг. Идеи Миллера нашли поддержку среди мелких фермеров, торговцев, ремесленников, страдавших от стихийных сил капиталистической экономики и надеявшихся в царстве христовом получить свою меру счастья. Несмотря на провал пророчеств Миллера, движение адвентистов продолжало развиваться. Одно из его направлений, которое возглавила Елена Уайт в 1863 г., оформилось в церковь адвентистов седьмого дня (седьмой день недели — суббота является обязательным праздником организации) со своим уставом, догматикой, централизованным руководством. В настоящее время адвентизм, включая все его разновидности, представляет собой влиятельную протестантскую организацию, насчитывающую свыше 2 млн. членов, владеющую большими капиталами, держащую под контролем ряд медицинских и благотворительных учреждений, ведущую активную миссионерскую деятельность во многих странах мира.

 

Секта пятидесятников, порожденная социальными противоречиями буржуазного общества эпохи империализма, возникла в США в конце XIX в. В 1906—1907 гг. общины пятидесятников уже имелись помимо США в Канаде, Англии, в ряде районов Южной Африки, скандинавских странах.

 

Ссылаясь на новозаветный миф о сошествии «святого духа» на апостолов в день праздника пятидесятницы (пятидесятый день после пасхи), последователи этого движения считают, что каждый истинный верующий может вступать в непосредственный контакт со «святым духом» и получать от него «видимые дары»: способности к говорению на иноязыках (глоссолалия), к пророчествам, исцелению больных и т. п.

 

Перенеся центр тяжести на религиозную экстатику, на мистическое общение человека с «духом святым», оно превратилось в орудие буржуазной спекуляции на религиозных чувствах верующих, стремящихся к забвению реальности, к бегству от жизни.

 

Пятидесятники не имеют единого центра и дробятся на множество групп и направлений. Самые крупные из них находятся в США («Церковь бога», «Ассамблея бога», «Объединенная пятидесятническая церковь» и др.). Приверженцы этого течения имеются также в Канаде, в Южной Америке, в скандинавских странах, а также в социалистических странах.

 

Общее количество пятидесятников в мире, по данным Всемирной пятидесятнической конференции (Лондон, 1976), составляет 35 млн. человек.

 

В 70-х годах XIX в. в США появляется новая секта «свидетели Иеговы». Возникнув как международное Общество исследователей Библии, она усилиями своих духовных вождей Ч. Русселя, Дж. Рутерфорда, Н. Кнор-ра превратилась в теократическую организацию — Общество «свидетелей Иеговы» (с 1931 г.).

 

В настоящее время «свидетели Иеговы» — организация, обладающая значительными денежными средствами, радиостанциями, типографиями, выпускающими большими тиражами и на многих языках религиозную литературу. Секта ведет миссионерскую работу во многих странах мира. Центр ее находится в Бруклине (район Нью-Йорка, США).

 

Мы остановились на некоторых протестантских течениях, сыгравших более или менее заметную роль в эволюции этого христианского направления. В какой-то степени ознакомление с их особенностями дает возможность понять общую направленность эволюции протестантизма.

Категория: Религия | Добавил: fantast (14.01.2019)
Просмотров: 766 | Рейтинг: 0.0/0