В результате ленинской национальной политики в нашей стране ликвидирована былая отсталость народов Востока, созданы необходимые материальные и духовные предпосылки для утверждения научного мировоззрения у всех трудящихся.
В СССР построено развитое социалистическое общество. «Это — общество зрелых социалистических общественных отношений,— записано в новой Конституции СССР,— в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей — советский народ»1 2. В статье 34 Конституции специально подчеркивается равенство граждан СССР перед законом — независимо от расовой и национальной принадлежности и отношения к религии.
В условиях развитого социалистического общества, в условиях победы научно-материалистического мировоззрения и глубокого кризиса религии мусульманское духовенство, борясь за сохранение своего влияния на верующих, стремится внести в религиозную идеологию и культ необходимые изменения, «согласовать» религиозные догмы с требованиями сегодняшнего дня, образом жизни советского человека. В модернизации ислама отчетливо наблюдаются две линии:
1) отказ от наиболее обветшалых, устаревших тре-
бований ислама, откровенно выражающих социальные интересы эксплуататоров. Мусульманское духовенство в нашей стране освобождает верующих от целого ряда обязанностей, узаконенных исламом: от принесения
обязательной жертвы в праздник курбан-байрам, от соблюдения поста уразы людьми, для которых это затруднительно в силу ряда обстоятельств, и т. д. Приспосабливаясь к советской действительности, модернизируя вероучение и культ, мусульманское духовенство, однако, не отказывается от основных требований ислама: веры в Аллаха и его пророка Мухаммеда, покорности божьей воле, веры в судьбу, в загробный мир, составляющих сущность религиозного миропонимания;
2) попытки сближения мусульманской идеологии с коммунистической идеологией, особенно нравственных поучений ислама с коммунистической моралью.
В своей деятельности мусульманское духовенство вынуждено считаться с большими изменениями в сознании и поведении верующего. Прежде всего современный верующий — это полноправный член социалистического общества, не испытывающий ни социального, ни национального, ни религиозного угнетения. В условиях научно-технической и культурной революции он вольно или невольно знакомится с достижениями современной науки, подтверждающими правильность научно-материалистического мировоззрения. Поэтому мировоззрение современного верующего противоречиво, в нем причудливым образом сочетаются религиозные взгляды с элементами отнюдь не религиозного понимания действительности. | |
Просмотров: 531 | |