За время своего существования буддизм пустил глубокие корни во многих азиатских странах, где он, несмотря на поразивший его кризис, продолжает оказывать сильное влияние на общественную и общегосударственную жизнь. Во многих из них буддизм является государственной религией. В Лаосе, Камбодже и Таиланде руководство буддийской церковью принадлежит главам государств.
В странах, где сильно влияние буддизма, сохраняется множество монахов: достаточно сказать, что в Камбодже монахом является каждый двадцатый мужчина. Буддийские монастыри выступают в качестве крупных собственников и пользуются значительными привилегиями. Чтобы активизировать пропаганду буддизма, они содержат школы и университеты, где монахи составляют почти половину студентов.
Учитывая влияние буддизма, империалистические круги давно пытаются использовать эту религию в реакционных политических целях. Однако заметных успехов им достигнуть не удалось. Основная масса рядовых буддистов ненавидит колонизаторов и поддерживает борьбу за независимость. Что же касается буддийских организаций, то их социальные позиции весьма различны, а порой и полярно противоположны: от проимпериалисгической (некоторые из японских, бирманских и таиландских объединений буддистов) до антиимпериалистической (многие вьетнамские, цейлонские и непальские организации).
В ряде стран Азии предпринимаются попытки модернизировать буддизм, придав ему черты идеологии, якобы способной обосновать некапиталистический путь развития общественно-государственных структур этого континента. Особенно заметно усилился данный процесс после того, как в 1956 г. было отмечено 2500-летие со дня смерти Будды.
В нашу страну буддизм проник в виде ламаизма и распространился среди населения Бурятии, Калмыкии и Тувы, В дореволюционные годы ламы, выступавшие представителями феодальных кругов, помогали русскому самодержавию удерживать в повиновении трудящихся, а в годы революции и гражданской войны активно сотрудничали с белогвардейцами и интервентами. Лишь под влиянием социальных перемен в стране и под давлением трудящихся они отказались от контрреволюционной деятельности и перешли на позицию лояльности по отношению к Советской власти.
Отход от религии значительной части бурят, калмыков и тувинцев существенно ограничил сферу влияния ламаизма в нашей стране, что привело к сокращению числа монастырей и уменьшению количества лам. Деятельность ламаистского духовенства возглавляется Центральным духовным управлением буддистов СССР, учрежденным собором 1946 г. Председатель управления носит духовный сан бандидо-хамболамы и находится в Изолгинском дацане (монастыре), расположенном невдалеке от г. Улан-Удэ.
| |
Просмотров: 796 | |