Свободомыслие и атеизм в средневековье

На смену рабовладельческому строю пришел феодальный. Это была замена одной формы эксплуатации трудящихся другой, при которой потребовалось усиление духовного принуждения к труду на поработителей, и эту функцию отлично осуществляла религия. Поэтому при активном содействии феодалов она стала господствующей формой общественного сознания, а все остальные оказались в ее подчинении.

 

Господство религиозной реакции в идеологии все же не остановило развитие свободомыслия и атеизма в эту эпоху, хотя и наложило на него свой отпечаток: атеистические идеи подчас выражались в религиозной терминологии и даже принимали форму религиозных ересей.

 

Многое достигнутое древними греками и римлянами было утрачено или уничтожено христианской церковью под флагом борьбы с язычеством. Получилось так, что культурное наследие древнего мира досталось арабам, создавшим огромный халифат от Испании и Марокко на Западе до Индии на Востоке. Там сохранилось многое из философского наследия античности, там же продолжались и атеистические традиции. Средневековый Восток передал эстафету материализма и атеизма от древности новому времени.

Виднейшими представителями свободомыслия Востока были: Абу-Рейхан Беруни (973—1048), который признавал бога первопричиной всего существующего, но отрицал его вмешательство в явления природы, боролся против мусульманской ортодоксии; Али Ибн-Сина, или Авиценна (980—1037), утверждавший, что мир не сотворен и развивается по объективному закону причинности, требовавший независимости науки от религии; Ибн-Рошд, или Аверроэс (1126—1198), который считал основой мира вечную материю, отвергал бессмертие души и защищал разум от притязаний религиозной веры, тоже выдвинувший для этой цели теорию двойственной истины; поэт и философ Омар Хайям (1040—1123), остроумно критиковавший религиозные догмы в блестя* щих стихах-рубайях.

 

В Западной Европе в эпоху средневековья обозначились два направления свободомыслия и атеизма.

 

Одно из них рождалось в народных массах и выражало их протест против использования религии в качестве орудия духовного порабощения. Оно имело главным образом социальное содержание и выражалось в форме антицерковных движений и ересей: вальденсов, пикар-дов, амальрикан, беггардов, лоллардов и др. Многие из этих течений пытались использовать религиозную форму даже для проповеди уравнительного коммунизма. Это стихийное движение народа жестоко подавлялось церковью, не останавливавшейся перед массовым террором для уничтожения своих критиков.

Второе направление атеизма и свободомыслия в феодальную эпоху носило философский характер и проявилось в борьбе номиналистов и реалистов. Номиналист Иоанн Дунс Скотт (1265—1308) защищал свободу мысли от порабощения религией, требовал сделать философию независимой от богословия. С резкой критикой папства выступил философ Уильям Оккам (1300—1350). Сторонником Аверроэса в Европе был нидерландец Сигер Бра-бантский (ок. 1240 — ок. 1281 —1284), который погиб в застенках инквизиции. Видный английский мыслитель Роджер Бэкон (1214—1294), критиковавший церковную схоластику и призывавший познавать мир, опираясь на опыт, 14 лет находился в церковных темницах.

 

На Руси в феодальную эпоху также безраздельно господствовала религия. Однако свободомыслие и атеизм пробивали себе дорогу и в этих условиях. Как и в Европе, на Руси свободомыслие поддерживалось народом и передовыми мыслителями.

 

Можно назвать еретическое движение стригольников (70-е годы XIV в.) и новгородскую ересь (конец XV в.). Идеи свободомыслия в 40-х годах XVI в. высказывал Иван Пересветов. Он открыто выступал против религиозного засилья, демонстрировал безразличие к «священному» писанию, осуждал обряды. Но наиболее видными вольнодумцами XVI в. были Матвей Башкин и Феодосий Косой. Башкин отвергал ряд догматов христианства, выступал против крепостничества, освящаемого православной церковью. Косой отрекся от монашества, публично отрицал потустороннюю жизнь, бессмертие души. Православие расправилось с этими смелыми мыслителями.

 

Выступления передовых мыслителей средневековья против религии стали яркой страницей в истории атеизма. Многие из них поплатились за это жизнью. Но церковь была не в силах остановить развитие свободомыслия.

Категория: Религия | Добавил: fantast (15.01.2019)
Просмотров: 1159 | Рейтинг: 0.0/0