Атеизм выступает необходимым следствием научного познания действительности, такого же бесконечного в своем развитии, как и трудовая деятельность, с которой наука связана неразрывными узами.
Развитие научного познания мира — неотъемлемый элемент человеческого прогресса и в то же самое время одна из его движущих сил. Оно дает возможность человечеству постоянно расширять объем достоверных сведений о закономерностях природы и общества, облегчая и заметно ускоряя процесс преобразования окружающей действительности посредством производственно-трудовой деятельности. Наука интенсифицирует и углубляет познание людьми подлинной сущности тех процессов и явлений, которые раньше воспринимались только как проявление сверхъестественного в окружающем мире.
Так, например, познание законов движения планет солнечной системы объяснило природу солнечных затмений, когда-то вызывавших панический страх у людей. Раскрытие подлинной природы электричества сорвало мистический покров с грозы, научив человека спасаться от ее гибельных последствий не с помощью молитв, а посредством громоотвода.
Практически каждое научное открытие подрывает устои религиозной картины мира, подтверждая тем самым истинность атеистического восприятия действительности. Учение Коперника доказало ложность принятой церковниками за истину в последней инстанции геоцентрической системы мира, а закон сохранения энергии опроверг религиозную догму о сотворении мира. Дарвин сокрушил религиозные домыслы о сотворении животных и человека богом, а Сеченов и Павлов — измышления богословов о существовании не зависящей от тела бессмертной души. Большое атеистическое значение имеют исследования советских ученых, работающих в различных областях естествознания.
С другой стороны, в ходе научного познания мира критическому анализу подвергается и сама религия как форма общественного сознания и религиозная картина мира в целом. Этот анализ вскрывает истоки и сущность религиозного отражения действительности, лишая религию мистического ореола, устанавливая причины возникновения и существования религии, а также показывая ее исторически преходящий характер.
Следовательно, научное познание логикой своего развития подрывает устои религии и тем самым объективно способствует вытеснению из сознания человека религиозного отражения мира материалистическим с отчетливо выраженной атеистической направленностью.
В свою очередь атеистический подход к истолкованию явлений окружающего нас мира стимулирует научный поиск, делая его более смелым и результативным. Даже верующие ученые делают свои научные открытия благодаря всем им присущему стихийно материалистическому отношению к характеру и результатам своих изысканий. Итоги их научно-познавательной деятельности тем значительнее, чем меньше эти исследователи ориентируются на религиозные догмы. Еще эффективнее научные изыскания ученых, твердо и убежденно стоящих на атеистических позициях. Их сознание не сковано религиозно-церковными запретами, и поэтому они смело вторгаются в мир неизведанного, без сожаления расстаются с устарелыми взглядами и представлениями, решительно опровергают религиозные концепции, сковывающие исследовательскую мысль и тормозящие научный прогресс. | |
Просмотров: 737 | |