Свои наиболее глубокие корни атеизм имеет прежде всего в трудовой деятельности людей, в их общественно-производственной практике.
Как известно, груд составляет первооснову человеческого бытия, ибо именно благодаря ему человек смог выделиться из животного мира. Характеризуя роль труда в процессе становления человека, Ф. Энгельс писал, что он есть «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека»1.
Труд обеспечивает человеку его существование, доставляя необходимые средства к жизни. Целенаправленно воздействуя в ходе трудовой деятельности на внешнюю природу, человек преобразует ее, приспосабливает к своим потребностям, заставляет служить себе.
В процессе труда и благодаря труду осуществлялось освобождение человека от господства над ним стихийных сил природы. Совершенствуя орудия производства и повышая производительность труда, люди расширяли возможности целенаправленного воздействия на окружающий мир, уменьшая тем самым свою зависимость от всякого рода неблагоприятных случайностей, стимулирующих веру в сверхъестественное.
Правда, возможности трудовой деятельности в деле раскрепощения индивида исторически ограничены: при первобытном строе — низким уровнем производительных сил, а в классовом, антагонистическом обществе — подневольным характером труда, наличием эксплуатации трудящихся. И тем не менее человечество в целом даже в таких неблагоприятных условиях неуклонно повышало степень своего господства над природой. При социализме возможности для осознания своего владычества над природой получает не только общество в целом, но и каждый отдельно взятый участник творческого коллективного труда (хотя реализуются эти возможности пока еще не каждым).
В процессе коллективного труда человек преобразует не только окружающую его среду, но и самого себя, свой духовный мир, причем это преобразование идет по линии освобождения его сознания от религиозных иллюзий. Трудовая деятельность расширила круг познаний человека, обогатив его самой разнообразной информацией, помогающей проникнуть в суть природных явлений. Труд, как важнейший компонент общественной практики, неразрывно связан с процессом познания.
Поэтому именно благодаря трудовым успехам человек постепенно раскрывал многие причинно-следственные связи в материальном мире, в том числе и те, которые в начальный период истории воспринимались людьми как результат действия сверхъестественных сил.
В труде и посредством труда сорван мистический покров со многих природных явлений, и сознание человека благодаря этому стало менее уязвимым для религиозного влияния. Оно освободилось от значительной части религиозных искажений, место которых заняли атеистические воззрения на мир. Не случайно верующие сейчас уповают на содействие сверхъестественных сил значительно реже, чем прежде.
Наконец, труд раскрепощенный, коллективный, творческий, каким он становится при социализме, дает возможность человеку осознать свою общественную и личную значимость, почувствовать себя преобразователем мира. Трудовая деятельность объективно ориентирует человека на то, что достичь поставленных целей можно лишь собственными усилиями, а не упованием на сверхъестественную помощь свыше, что преодолеть трудности можно лишь путем преобразующей деятельности, а не посредством заклинаний и молитв. Труд формирует человека-борца, делающегося невосприимчивым к религиозной идее покорности, смирения, терпения.
Из сказанного видно, что атеизм как существенная черта мировоззрения связан с трудовой деятельностью человечества, подготавливается органически ею. Труд относится к числу тех факторов, которыми утверждается бытие человека и тем самым отрицается бытие бога. Фактор этот был и остается постоянно действующим, так как трудовая деятельность человечества непрерывна.
В свою очередь рост атеистической убежденности оказывает обратное воздействие на трудовую деятельность человека, определенным образом стимулируя ее: неверующий связывает эффективность выполняемой работы не с «благословением небес», а с чисто земными факторами — социальными условиями, собственными усилиями и т. п.
Особенно ощутимы благотворные результаты такого воздействия в социалистическом обществе. Воспринимая труд как жизненную необходимость, а не как «наказание господне» и сознавая прямую зависимость своих производственных достижений от собственных усилий, а не от «произволения божия», человек атеистических убеждений ищет и находит реальные способы повышения своей трудовой активности, уповая на себя самого, а не на содействие сверхъестественных сил. | |
Просмотров: 571 | |