Чтобы получить более полное представление о происходящем кризисе религии и церкви, необходимо рассмотреть наиболее значительные и характерные проявления его в современном мире. Среди них следует выделить следующие.
Постепенное освобождение от влияния религии и церкви общественной и личной жизни людей. Это явление, известное под названием секуляризации *, приобрело в настоящее время массовый характер и имеет явно выраженную тенденцию дальнейшего роста. Особенно глубокое развитие получило оно в социалистическом обществе, где религия является частным делом верующих граждан, а церковь удовлетворяет только религиозные потребности людей.
Но и в остальном мире секулярные тенденции, стимулируемые социальными сдвигами, научно-техническим и культурным прогрессом человечества, все сильнее дают о себе знать. Заметно сократилось число стран, сохраняющих религию в качестве государственной идеологии, допускающих контроль церкви над школьным образованием и другими областями государственной и общественной деятельности граждан. Потеряла былое влияние, а то и просто аннулирована духовная цензура, когда-то серьезно тормозившая развитие научной и культурной мысли, противодействовавшая прогрессивным тенденциям общественного развития. Секуляризируется и бытовой уклад жизни, менее восприимчивый к переменам, чем иные социальные сферы. «Секуляризация,— сетуют современные теологи, — захлестнула весь мир и затронула все религии».
Падение престижа церкви в глазах все большего числа ее приверженцев. Тесная связь церковных организаций с реакционными классами, разного рода реакционными политическими группировками, освящение религией эксплуататорского строя со всеми его пороками, защита ею отживших форм морали — все это, становясь достоянием гласности, создает церкви репутацию консервативной и даже реакционной силы, вызывает у верующих чувство недовольства, способствует падению престижа церкви в их глазах. Все более очевидная неспособность церкви претворить в жизнь свои деклара-ции и программы, непрерывно усиливающийся разрыв между словами и делами служителей культа порождают у прихожан сомнение в правильности социальной ориен-тации на церковь.
Понижение уровня религиозности и степени религиозной активности масс. Все больше верующих благодаря повышению своей социальной активности и под воздействием секулярных тенденций современного общественного развития хоть и не порывают своих связей с церковью, но перестают быть глубоко религиозными людьми. Констатируя этот факт, один из современных католических теологов заявил: «Люди продолжают по традиции демонстрировать свою приверженность той или иной церкви, время от времени ходят в храм, считают себя добрыми прихожанами, но верят все меньше или вовсе утратили веру».
Значительная часть французских католиков, писала газета «Монд», «скептически относится к таким вопросам доктрины, как непорочное зачатие, чудеса, воскресение, вознесение, ад, ангелы, потусторонний мир, бессмертие души». По данным, приведенным западногерманским журналом «Штерн», 57% опрошенных лютеран и 31% католиков сомневаются в существовании потустороннего мира. Опрос показал, что 25% протестантов ФРГ считают евангельский рассказ об Иисусе Христе как «сыне божием» легендой, вымыслом.
Даже священники и богословы нередко проявляют скепсис в религиозных вопросах. По сообщению американской печати, лишь 10% священников, опрошенных Советом церквей Христа в США, твердо заявили, что верят в бога.
Характеризуя образ мыслей и действий верующих граждан в советском обществе, профессор Московской духовной академии А. Ветелев писал: «Идея новой
социально-политической жизни и борьба за нее (борьба за коммунизм) стала центральной идеей современности. На эту идею уходили и уходят основные силы нации, в том числе и силы верующего человека. Идея бога, естественно, сместилась из центра круга жизни и расположилась по линии касательной. Вместе со смещением этой идеи сместились и другие центральные религиозные идеи: идея греха, спасения, церковности и пр.».
В сознании многих современных верующих религиозные представления об окружающем мире причудливо переплелись с научными воззрениями. Сами верующие признаются, что их обращение к «всевышнему» нередко выглядит следующим образом: «Господи, если ты есть, помоги, если ты можешь!»
Разрыв с религией наиболее активной части населения земного шара. Религиозные деятели всех направлений вынуждены признать, что церковь из года в год теряет миллионы прихожан и поэтому число верующих уменьшается во всем мире. «Все больше людей, — говорится в одном из документов II Ватиканского собора, — практически отходит от религии. В отличие от прежних времен отрицание бога или религии уже не является чем-то необычным или исключительным».
Из материалов социологических исследований и данных церковной печати видно, что на всех континентах количество регулярно посещающих храмы и соблюдающих религиозные обряды не достигает и трети населения.
Активно противостоит влиянию религии и церкви рабочий класс. В промышленных центрах всего мира, где сконцентрированы монолитные массы пролетариев, повсеместно отмечается наиболее низкий уровень религиозности населения. «Мир труда, — констатировал папа Павел VI, — не обращает больше взора к вере и церкви. Рабочие чувствуют, что все это далеко от них». Высокий процент порвавших с религией и церковью дает демократическая часть интеллигенции. Особенно массовым стал процесс отхода трудящихся от религии и церкви в социалистических странах—прежде всего в СССР, ставшем в исторически короткий срок страной массового атеизма.
Сокращение воспроизводства религии в новых поколениях. Служителей культа больше всего беспокоит тот факт, что заметно падает влияние религии и церкви на подрастающее поколение. Во всем мире увеличивается число юношей и девушек, которые категорически отвергают религиозные ценности, предпочитая им чисто светские принципы и идеалы.
Еще в середине 20-х годов один из русских богословов с горечью констатировал: «В ограде христианских церквей еще кое-где держатся старые поколения, но молодежь всюду сильно заражена атеистическим духом. Пред христианской церковью во всемирном масштабе как будто вырисовывается призрак вымирания. Колоссальный рост неверия угрожает обратить церковь в нечто подобное обществу археологов, хранящих ценности, никому уже не нужные и служащие предметом лишь исторического изучения».
Такие же сетования можно обнаружить на страницах современных церковных изданий. «Под влиянием нынешнего века, — читаем в западном церковном журнале,— подрастающее поколение религией интересуется очень мало. Молодежи в церквах почти не видно. Редко видишь девочек, еще реже мальчиков».
Не ограничиваясь простым неприятием религии, молодежь активно выступает против религиозной идеологии и морали, подвергает резкой критике деятельность церкви, проявляет восприимчивость к атеистическому образу мыслей и действий. Авангардные позиции занимают здесь представители молодого поколения в социалистических странах.
Тем не менее религия все еще продолжает удерживать под своим влиянием часть молодежи, чем и обусловлена актуальность научно-атеистического воспитания подрастающего поколения.
Острая нехватка лиц, желающих стать профессиональными служителями культа. Сейчас нет ни одной религиозной организации, которая не страдала бы от дефицита кадров духовенства. Не хватает более 200 тыс. священнослужителей католикам, не имеют своих постоянных священников многие православные приходы, сетуют на отсутствие нужного числа пасторов протестанты всех направлений. По сообщению Ватикана, в 1969 г, без священников оставалось более одной пятой всех церковных приходов мира, а в Европе не имеет священника каждый четвертый приход.
Пустует или остается неукомплектованной значительная часть христианских и буддийских монастырей, хотя вербовка кандидатов в монахи и монахини ведется весьма активно. Только в 1969—1970 гг. из католических монастырей ушли 268 монахинь.
Систематически недобирают необходимого контингента учащихся духовные семинарии и другие церковные учебные заведения. Одновременно значительная часть их выпускников отказывается от карьеры священнослужителей. Массовый характер носят случаи снятия молодыми священниками церковного сана, что раньше было большой редкостью. Как явствует из данных, опубликованных в 1972 г. Ватиканом, только за период с января 1964 г. по декабрь 1969 г. от сана священника отказалось 13 450 человек. По сообщениям американской печати, в США ежегодно снимают с себя сан не менее 5500 священников всех конфессий.
Все это — явное свидетельство того, что кризис изнутри разъедает церковный организм.
Повсеместное распространение в мире атеистического образа мыслей и действий. Об остроте кризиса, переживаемого сейчас религией и церковью, красноречиво свидетельствует постоянный рост числа людей, которые в процессе своего духовного развития не просто порывают с религией и обретают неверие, а становятся активными носителями атеистических убеждений. Если в прошлом атеистами были одиночки, то в настоящее время атеистических воззрений придерживаются миллионы людей, живущих на всех континентах. Правда, далеко не всегда их атеизм бывает глубоко научным и до конца последовательным — порой в нем преобладает стихийность и он, по существу, не выходит за рамки свободомыслия. И тем не менее самим фактом своего существования и повсеместного распространения атеизм кладет предел былой монополии религии на духовную жизнь и убедительно опровергает утверждение церковников, будто он — явление исключительное и не может стать достоянием многих.
Особенно интенсивно и успешно развивается атеизм в социалистических странах, где социальные преобразования, научно-технический и культурный прогресс создали все условия для постоянного и неуклонного духовного роста миллионов людей. В Советском Союзе на позиции научного атеизма вышли широкие массы трудящихся. Новые поколения советских людей выросли и сформировались во внерелигиозной среде, получили атеистическое образование в школе, техникуме, училище или вузе, прошли атеистическое воспитание в учебных и производственных коллективах. Атеизм воспринимается ими как единственно возможная форма духовной жизни, способная удовлетворить интеллектуальные, эмоциональные и эстетические запросы личности.
Все эти проявления общего кризиса религии и церкви вызывают закономерную тревогу религиозных деятелей всего мира, вынуждая их прилагать усилия к предотвращению дальнейшего развития кризисных явлений и сохранению прежнего влияния церкви. | |
Просмотров: 1183 | |