В ряде церковных документов, опубликованных в последние годы, рассматривается широкий круг важнейших социальных проблем. Центральное место в этих документах отводится общей оценке капиталистической и социалистической систем.
Идеалом общественного устройства официальная католическая теология считает такой путь социального развития, который должен быть не капиталистическим и не социалистическим. Отсюда следуют призывы к классовому миру и взаимному согласию эксплуататоров и эксплуатируемых, выдвижение на первое место так называемых «надклассовых интересов», общих якобы для всех людей во все времена. «Социальная теология» католицизма настаивает на сохранении частной собственности и свободного предпринимательства. Практически этот путь развития только на словах изображается принципиально новым, «третьим путем». На деле — это все тот же капитализм, немного очищенный от наиболее очевидных язв и пороков.
В социалистических странах церковь, учитывая настроение верующих, придерживается иной социальной ориентации. Русская православная церковь сформулировала социальную концепцию, которая осуждает капиталистический строй, систему эксплуатации, угнетения и порабощения народов; разоблачает антинародную сущность захватнических войн и колониального грабежа. В то же время некоторые богословы, учитывая притягательную для масс силу коммунистических идей, объявляют коммунизм реализацией всеобщего божественного замысла.
В самом факте наличия в богословии различных социальных концепций нет ничего удивительного. Церкви никогда не были и не могут быть независимыми от общества. Это лишний раз подтверждает точку зрения исторического материализма, исходящего из первичности общественного бытия людей. Церкви в социалистических странах не могут не учитывать тех огромных социальных изменений, которые происходят в этих странах, накладывают отпечаток на взгляды людей, в том числе и верующих. Но как бы ни были различны позиции церквей в социальных вопросах, они в конечном счете имеют единую сущность. Особенность и католической и православной концепции общественной жизни состоит в том, что они стремятся обосновать и упрочить иллюзию о бесспорной ценности религии в утверждении справедливых общественных начал, отвергают как несостоятельное научно-материалистическое мировоззрение, сводят всю совокупность социальных условий к божественной целесообразности.
Это, однако, не означает, что та часть трудящихся масс, которая находится в плену религиозно-идеалистических иллюзий, является носителем религиозных взглядов, не может участвовать в совместных действиях с коммунистами по революционному преобразованию действительности. Общность классовых интересов верующих и неверующих, политическое единство и пролетарская солидарность, независимо от отношения к религии и религиозной принадлежности, являются важнейшим условием мобилизации сил на борьбу с империализмом за построение социализма.
Особенно ярко единство действий трудящихся масс безотносительно к религиозным взглядам проявилось в решении современных общедемократических задач: сохранение и упрочение мира, борьба за устранение угрозы термоядерной войны, за разрядку международной напряженности. Совместными усилиями верующих и неверующих были сорваны многие коварные планы империализма.
Ленинский принцип единства действий верующих и неверующих не является конъюнктурным, как его пытаются изобразить адепты буржуазии. Он служит прежде всего интересам самих трудящихся масс, поскольку позволяет им вопреки социальной демагогии церкви отстаивать свои собственные интересы в борьбе с капиталистическим строем, охраняемым религией. Кроме того, единство действий трудящихся позволяет им освободиться от груза религиозных пережитков и перейти на позиции научно-материалистического мировоззрения. Именно эту мысль подчеркивал В. И. Ленин, указывая, что «только классовая борьба... всесторонне втягивая самые широкие слои пролетариата в сознательную и революционную общественную практику, в состоянии на деле освободить угнетенные массы от гнета религии, тогда как провозглашение политической задачей рабочей партии войны с религией есть анархическая фраза».
Реакционное содержание современных религиозных социальных доктрин, оправдывающих, как правило, капиталистический строй, не означает также, что часть священнослужителей в силу целого ряда причин не может стать на сторону угнетенных классов. Например, левые католики всех континентов выступают против агрессивных сил. Они участвуют в поддержке народов, борющихся за свою национальную независимость и социальный прогресс, за проведение диалога с марксистами, за осуществление неотложных демократических преобразований. В документах московского Совещания коммунистических и рабочих партий 1969 г, сказано: «Коммунисты убеждены, что именно на этом пути —пути широких контактов и совместных выступлений— масса верующих становится активной силой антиимпериалистической борьбы и глубоких социальных преобразований». | |
Просмотров: 569 | |