Попытки современных теологов использовать естествознание в своих целях имеют некоторые особенности по сравнению с традиционной линией. Прежде всего современное богословие с помощью естественнонаучных данных пытается защищать уже не конкретные библейские представления о мире и месте человека в нем, но модернизированные, получившие более общее и абстрактное выражение идеи религиозного миропонимания. То, что модернизация толкования догм неизбежна для создания видимости согласования религии с естествознанием, было понято еще в конце прошлого — начале нашего века теологами различных христианских течений. Была высказана мысль, что библейские дни творения следует понимать как длительные эпохи, насчитывающие миллионы или даже миллиарды лет. Это должно было, по мнению теологов, устранить разногласия науки и Библии по вопросу о сроках существования Вселенной.
Затем возникла идея рассматривать иносказательно всю библейскую картину миротворения. Католические теологи приняли эту идею первыми (сохранив, впрочем, библейскую версию сотворения человеческой души и первой женщины), затем то же сделали представители ряда других религиозных течений. Правомерность модернизированного представления о миротворении обосновывалась ссылкой на то, что содержание Библии бог сообщил людям, не достигшим высокой ступени общекультурного развития, поэтому он употреблял не язык точной науки, а язык очевидности, понятный малообразованным простым людям.
Наконец, было предложено считать божественное миротворение, длившееся 6 дней (или периодов), неза-вершившимся и продолженным посредством преобразующей деятельности человека («восьмой день творения»), опирающейся на природные законы.
Богословие в наши дни готово довольствоваться оправданием с помощью данных науки такого представления об участии бога в делах мира, в котором бог выступает лишь как творец первичной формы материи и ее энергии. Процесс же формирования конкретных вещей (элементарных частиц, химических элементов, небесных тел и др.) они готовы признать происходящим без прямого его участия, но в силу изменения материи по установленным им законам. Лишь для определенных поворотных моментов истории (возникновение жизни, возникновение человека и его сознания) по-прежнему допускается непосредственное вмешательство бога, якобы имеющее целью дальнейшее развитие и совершенствование мира. Чередование естественных изменений с актахми прямого творческого вмешательства божества и создает будто бы ту картину прогрессивного изменения в мире, которую наука называет эволюцией.
По мнению богословов, важным свидетельством в пользу бытия бога являются познанные законы природы. Теологи признают объективное существование законов природы, но объявляют их сущность сверхъестественной.
Между тем при всестороннем подходе к закону открываются бесспорные свидетельства естественной его сущности. Это ярко раскрывает история научного познания законов. В ходе развития науки законы, которые в момент своего открытия казались чем-то таинственным по своей природе, позднее получали естественное объяснение во всех своих деталях благодаря новым открытиям.
Анализ теологических обращений к естествознанию подводит к непреложному выводу о том, что богословам удается представлять какие-либо естественнонаучные данные в качестве союзника религии только при извращении, фальсификации их. Современная наука разрушает религиозно-мифологическое мировоззрение и утверждает позиции научного понимания мира как движущейся во времени и пространстве материи. | |
Просмотров: 582 | |