Согласно этому учению, которое в различных вариантах проповедуется преимущественно протестантскими и православными богословами, наука и религия имеют совершенно различные цели и приложения, относятся к различным сферам жизни. Они несопоставимы, и поэтому между ними не может быть противоречия: наука не может ни доказать, ни опровергнуть бытия бога, она не должна вмешиваться в область духовной жизни человека— область религии; в свою очередь религия не должна вмешиваться в дела науки и признавать все, что утверждается наукой.
Однако и на этом пути богословию не удается примирить разум с верой, науку с религией. Прежде всего такая постановка вопроса означает посягательство на разум, поскольку утверждается, что в мире существует нечто недоступное разуму и науке, а доступное одной лишь вере. С этих позиций ведется борьба против тех, кто полагается на могущество разума, науки. Здесь очевидны попытки в духе агностицизма ограничить науку. Фактически религиозная вера вновь противопоставляется разуму как враждебная сила. Несостоятельность попыток найти для веры какую-то область, уголок, где ее не затрагивала бы наука, совершенно очевидна.
Под напором развивающейся науки религия вынуждена все дальше и дальше скатываться на позиции иррационализма, ибо действительное взаимоотношение веры и разума характеризуется словами К. Маркса: «Чем какая-нибудь определенная страна является для иноземных богов, тем страна разума является для бога вообще — областью, где его существование прекращается». | |
Просмотров: 554 | |