Буржуазный атеизм нашего времени хронологически нельзя назвать домарксистским, однако по своему характеру он повторяет ошибки буржуазных атеистов прошлого, возвращаясь к пройденному этапу.
Вместе с тем ряд представителей буржуазной мысли выступили с критикой религиозного иррационализма. Так, неопозитивист Б. Рассел (1872—1970) открыто выражал отрицательное отношение к христианству. Его основное атеистическое сочинение «Почему я не христианин» (М., 1958) направлено против ханжества религиозной морали, которой он пытался противопоставить мораль «науки свободного разума». Австрийский философ О. Нейрат (1882—1945) критиковал религию как несовершенную форму познания. Его «физикалистская социология» (т. е. социология, основанная на едином универсальном языке науки, заимствованном у математики и физики) исключала религию как возможную форму духовной жизни общества.
Развитие свободомыслия в буржуазном мире привело к появлению организаций, поддерживающих борьбу с засильем религии, клерикализмом и религиозным влиянием. Современное буржуазное свободомыслие представлено двумя международными организациями — Всемирным союзом свободомыслящих (ВСС) и Международным гуманистическим и этическим союзом (МГЭС), стоящими на позициях просветительства.
ВСС, основанный в 1886 г., объединяет широкие круги интеллигенции, пропагандирующей атеистические идеи и ведущей борьбу за секуляризацию общественной жизни с позиций антиклерикализма.
МГЭС существует с 1962 г., он представляет собой объединение ученых, профессоров и писателей, которые выдвигают на первый план в своей деятельности идеологическую секуляризацию.
Этим организациям свободомыслящих нельзя отказать в гуманных побуждениях. Но слабость философской базы, идеалистическое понимание общественной жизни, уступки религии снижают эффективность их деятельности. | |
Просмотров: 548 | |