Научный атеизм, будучи философской наукой, исходит из фундаментальных положений диалектического и исторического материализма в объяснении сущности религии, в ее последовательной критике. Он базируется на выводах и результатах естественных и общественных наук, а потому играет большую роль в выработке диалектико-материалистического мировоззрения, развенчивает религиозно-идеалистические спекуляции на достижениях науки. Изучение научного атеизма необходимо любому советскому специалисту, желающему овладеть диалектико-материалистическим мировоззрением.
Научный атеизм как философская наука не является по существу только лишь отрицанием религии, простым безверием. Как существенная сторона марксистского материалистического мировоззрения, он обладает богатым позитивным содержанием, значительным мировоззренческим, гуманистическим потенциалом, выполняет ряд положительных функций в духовной жизни личности и общества, помогая всестороннему, гармоническому развитию личности.
Научный атеизм органически связан с научным исследованием природы и общества. Он развивается вместе с развитием марксистской философии, естественных и общественных наук, обогащается новыми философскими идеями и выводами, опытом идейной борьбы с религиозной идеологией.
Научный атеизм неотделим от коммунистической морали. Вопреки утверждениям апологетов религии о том, что атеизм и материализм неизбежно ведут к падению нравов, к аморализму, что разрыв с религией приводит к девальвации нравственных ценностей, научный атеизм имеет глубокое нравственное содержание. Отрицая основанную на идее бога религиозную мораль, служащую интересам господствующих классов, освящающую отношения эксплуатации и социального угнетения, он утверждает принципы коммунистической нравственности, воплощенные в моральном кодексе строителя коммунизма.
Научный атеизм есть по своей природе гуманистическое учение. Религия неспособна дать ответ на духовные запросы и потребности современного человека. Перенося человеческие свойства на иллюзорное существо— бога, направляя внимание человека на вымышленный мир религиозных ценностей, религия духовно закабаляет человека, принижает его, лишает уверенности в своих силах, снижает социальную активность.
Отрицая бытие сверхъестественных сил и существ, критикуя религиозное вероучение, научный атеизм утверждает силу человека, его способности к безграничному социальному и духовному развитию. Марксистский гуманизм по своей сути — это не абстрактные декларации и благие пожелания. Это — реальный гуманизм, черпающий свою силу и уверенность в познании объективных законов развития общества, выявляющий условия и предпосылки подлинного освобождения человека от социального и духовного гнета, всестороннего развития всех его способностей.
Наконец, научный атеизм выступает как глубоко оптимистическое, жизнеутверждающее учение. Оно помогает в поисках реальных путей к преодолению пессимистических настроений. Глубокое разочарование, безысходность, подавленность, характерные для человека, потерявшего под влиянием какого-либо несчастья уверенность в своих силах, всегда были благоприятной психологической почвой для восприятия религии.Марксистский атеизм исходит из того, что преодоление пессимизма может быть достигнуто с уничтожением условий, его порождающих. Только в коллективе, обществе человек осознает себя как личность, находит необходимую духовную гармонию, моральное удовлетворение. Сознание своего единства с общественным целым, своего личного вклада в общее дело рождает глубоко оптимистическое восприятие жизни, которое направляет энергию, силы человека на активную работу во имя общего и личного счастья.
Характерной чертой научного атеизма, как и марксистской философии в целом, является его партийность. Научный атеизм — это воинствующий атеизм, воплощение идейной убежденности и непримиримости к религиозным пережиткам, к различным проявлениям мракобесия и обскурантизма.
Одной из особенностей современной религиозной идеологии является стремление выдать религию за неотъемлемый элемент культурной жизни того или иного народа или нации. История показывает, что религия издавна тесно связана с национализмом, религиозные верования питают и подкрепляют националистические предрассудки, а последние, в свою очередь, содействуют сохранению и оживлению религиозности.
Научный атеизм чужд национальной узости и не является исключительным достоянием отдельного народа или нации. Он выступает как глубоко интернациональное учение. Разрешение национального вопроса в СССР, сближение наций, развитие дружбы между народами, расширяющийся процесс интернационализации общественной жизни сопровождались развитием массового атеизма, преодолением религиозно-националистических пережитков у народов Советской страны. Научный атеизм содействует не только преодолению религии, но и духовному сближению социалистических наций, воспитанию масс в духе социалистического интернационализма и дружбы между народами.
Марксистский атеизм дает научное объяснение происхождения и сущности религии, вскрывает ее социальные корни, ее исторически преходящий характер.
Марксистский атеизм рассматривает преодоление религии в неразрывной связи с борьбой рабочего класса за социализм, за коренное изменение общества. Поэтому идейная борьба с религией как с антинаучным мировоззрением сочетается в деятельности коммунистических партий с сотрудничеством с трудящимися-верующими в осуществлении социально-политических преобразований.
Руководствуясь научной программой, разработанной Коммунистической партией, наш народ уверенно идет по пути строительства коммунизма. Советское общество постепенно все больше освобождается от влияния всех пережитков прошлого, в том числе и религиозных предрассудков. В ходе коммунистического строительства создаются все необходимые предпосылки для утверждения в сознании каждого советского человека научного материалистического мировоззрения. | |
Просмотров: 549 | |