Важной задачей коммунистического воспитания трудящихся в социалистическом обществе является формирование у них научного, материалистического мировоззрения. Эта задача не может быть решена без развертывания атеистической работы, направленной против религиозных предрассудков, способствующей усвоению диалектико-материалистического миропонимания.
Атеистическое воспитание есть целенаправленное воздействие на группу людей или отдельного человека в целях преодоления религиозных верований и выработки научного материалистического мировоззрения.
Как и во всякой иной области воспитания, в атеистическом воспитании следует различать его объективные предпосылки, т. е. определенные социально-экономические условия, в рамках которых оно осуществляется, и субъективную сторону, т. е. само целенаправленное воспитательное воздействие на людей.
Научное понимание атеистического воспитания требует постоянного учета тех объективных социальных условий, в которых оно развертывается. Марксизм всегда выступал против отрыва атеистического воспитания от задачи преобразования общества в целом.
Социализм впервые в истории создает объективные предпосылки для постепенного полного преодоления религии.
Атеистическое воспитание в социалистическом обществе нельзя трактовать чисто просветительски и сводить только к разъяснению научной несостоятельности религии. Следует учитывать, что преодоление религии и формирование атеистического сознания масс неразрывно связаны в нашем обществе с экономическими, социальными, политическими и культурными преобразованиями, происходящими в процессе дальнейшего развития социализма.
Атеистическое воспитание в социалистическом обществе не является чем-то случайным и временным. Следует подчеркнуть необходимый и закономерный характер атеистического воспитания в условиях социализма.
Человек не рождается атеистом, так же как он не рождается верующим. Он становится атеистом либо религиозным человеком под влиянием социальной среды, под воздействием различных факторов, включая семью, школу, книги, средства массовой информации, традиции и обычаи и т. п. Атеистическое воспитание в социалистическом обществе призвано не только сформировать у каждого труженика основы научного мировоззрения, но и сделать его способным противостоять религиозному влиянию на окружающих, привить навыки атеистической пропаганды.
Атеистическое воспитание неразрывно связано с другими направлениями коммунистического воспитания: политическим, трудовым, нравственным, интернациональным, эстетическим. Каждое из этих направлений представляет собой не изолированный участок идеологической работы, а определенный аспект единого и целостного воспитательного процесса, осуществляемого под руководством партии. Значение комплексного подхода в процессе коммунистического воспитания было особо подчеркнуто XXV съездом КПСС. В докладе Л. И. Брежнева указывалось, что важнейший путь повышения эффективности всей идеологической деятельности партии — это «комплексный подход к постановке всего дела воспитания, то есть обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп трудящихся»Не нужно забывать, что религия в социалистическом обществе тесно связана с такими пережитками прошлого в быту и сознании людей, как стяжательство, индивидуализм и эгоизм, национализм, культивирование отживших обычаев и т. п. Борьба против этих пережитков подрывает и устои религии в нашей стране.
Возьмем такую проблему политического воспитания, как разоблачение антикоммунизма. В усилиях антикоммунизма разрушить идейно-политическое единство советского народа немалое место отводится религии. Делаются попытки в извращенном виде представить политику нашего государства по отношению к верующим и действующим в стране религиозным организациям, изобразить всех верующих людей как врагов социалистического строя. Разоблачение этих фальсификаций в процессе идейно-политического воспитания содействует сближению атеистов и верующих в пашей стране, показывает место религии в идейной борьбе двух систем в современную эпоху.
Трудовое воспитание в условиях зрелого социализма предполагает не просто воспитание добросовестного отношения к труду, но и формирование заинтересованного, хозяйского, творческого отношения к результатам труда, его эффективности и качеству, т. е. формирование тех социальных качеств личности, которые типичны для нового, советского человека. Религия, как известно, не отрицает важности трудовой деятельности, но интерпретирует ее значение извращенно: как долг перед богом, как средство «спасения души» и т. п. Воспитание подлинно коммунистического, творческого отношения к труду содействует освобождению сознания трудящихся от религиозных верований, направляет их активность и созидательную энергию по нужному для общества руслу.
Глубокая и органическая связь существует между нравственным и атеистическим воспитанием. Советское общество, в котором господствует научное материалистическое мировоззрение, показало на деле (и это вынуждены признать даже многие его идейные противники), что оно утверждает принципы высокой, подлинно человеческой морали и что моральный уровень этого общества значительно превосходит моральный уровень пресловутого «свободного мира», где господствуют алчность, жестокость и насилие. Чрезвычайно важно, чтобы в процессе атеистического воспитания люди получали убедительные, основанные на жизненных фактах ответы на такие вопросы, как вопрос о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека, об источнике его моральных норм и т. п.
Религия издавна паразитировала на национальных чувствах людей. В нашей стране и других социалистических странах до сих пор в сознании некоторых людей национальная принадлежность отождествляется с принадлежностью к определенной религии, а отход от религии интерпретируется как разрыв с «национальными традициями», «обычаями отцов» и т. п. Отдельные религиозные организации сознательно разжигают националистические настроения. Все эти обстоятельства делают особенно актуальной проблему взаимосвязи атеистического и интернационального воспитания трудящихся. В противовес идее размежевания трудящихся по конфессиональному и национальному признаку партия всегда подчеркивала единство коренных интересов всех тружеников независимо от их национальной принадлежности и отношения к религии.
В настоящее время произошли существенные изменения как в политической позиции религиозных организаций, так и в облике самих верующих. А самое главное— большинство населения нашей страны отошло от религии, значительная часть новых поколений советских граждан воспитывалась в социальной среде, свободной от влияния религии.
Все эти обстоятельства требуют уточнения как содержания, так и объекта атеистического воспитания на современном этапе.
В содержании атеистического воспитания можно выделить два взаимосвязанных аспекта: во-первых, критический аспект, т. е. критику научной несостоятельности религиозного мировоззрения, объяснение сущности религии, причин ее существования, ее исторически преходящего характера; во-вторых, позитивный аспект, т. е. противопоставление основным религиозным идеям научного диалектико-материалистического понимания объективного мира — природы, общества и человека. Если атеистическое воспитание ограничивается только критикой религии, то оно выполняет лишь часть задачи: разрушение религиозной веры, но не обеспечивает утверждения атеистического мировоззрения, научного взгляда на мир.
Важность позитивного аспекта атеистического воспитания определяется в нашей стране также и тем, что оно необходимо не только для людей верующих или колеблющихся. Оно не менее важно и для тех слоев населения нашего общества, которые хотя и выросли в безрелигиозной среде и не являются сторонниками религи», в то же время еще не стали убежденными и сознательными атеистами. Подобных людей важно убедить не только в иллюзорности и ненаучности религиозной идеологии, но и в глубине и правильности атеистического мировоззрения, в том, что только последнее способно дать научно обоснованные ответы на важнейшие мировоззренческие и нравственные вопросы современности. Этих людей необходимо научить навыкам идейной борьбы с религией, сделать их способными противостоять любым религиозным влияниям. Таким образом, мы можем уточнить и понятие объекта атеистического воспитания в нашей стране. Атеистическое воспитание необходимо не только для той части населения, которая еще не освободилась от религии (верующие и колеблющиеся), но и для той ее части, которая свободна от религиозных верований, но еще не стала на позиции сознательного атеизма. | |
Просмотров: 574 | |