С победой Великой Октябрьской социалистической революции связан новый период в осуществлении программных требований Коммунистической партии по избавлению народных масс от религиозного дурмана. Впервые в истории были претворены в жизнь требования партии об отделении церкви от государства и школы от церкви, упразднении привилегий церкви, расторжении союза между государством и церковью, об обеспечении подлинной свободы совести, включающей свободу атеистической пропаганды.
Во второй Программе, принятой на VIII съезде партии (1919), была выдвинута задача построения социалистического общества. В ней были намечены и конкретные пути освобождения трудящихся масс от религиозных предрассудков.
В специальном разделе Программы указывалось, что партия не удовлетворяется декретированным уже отделением церкви от государства и школы от церкви, а стремится к фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков, для чего выдвигается задача организации научно-просветительной и антирелигиозной пропаганды.
В условиях диктатуры пролетариата к членам партии предъявлялись новые требования: каждый коммунист должен быть воинствующим атеистом и вести среди верующих активную атеистическую работу. «Я за исключение из партии участвующих в обрядах»1 2, — говорил В. И. Ленин.
Вопрос борьбы с религией стал предметом обсуждения Пленума ЦК РКП (б) в 1921 г. Пленум подчеркнул необходимость строгого соблюдения требования Программы партии к каждому коммунисту вести боевую и наступательную антирелигиозную пропаганду, активную культурно-просветительную работу по преодолению религии. Особое внимание обращалось на организацию широкой пропаганды атеизма среди верующих. Основное содержание этой работы, указывал Пленум, должно состоять в том, чтобы на место религиозного мировоззрения поставить научную систему, раскрывающую все вопросы, ответы на которые трудящиеся массы искали в религии. В решении Пленума указывалось на необходимость связи научно-атеистической пропаганды с практической работой по переустройству экономики страны, культуры и быта людей.
Вопросы идейной борьбы с религией обсуждались также на XII и XIII съездах, на конференциях и пленумах ЦК партии. В принятых документах партия уделила внимание совершенствованию форм и методов антирелигиозной пропаганды. Так, в резолюции XII съезда партии «О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды» подчеркивалось, что революция расшатала религиозные предрассудки широких трудящихся масс, но до тех пор, пока не преобразована полностью старая экономика в городе и деревне, религиозные предрассудки будут еще долго сохранять под собой почву. В этих условиях работа партии по окончательному разрушению религиозных верований среди трудящихся масс приобретала характер глубокой систематической пропаганды научных взглядов на природу и человеческое общество, наглядно и убедительно раскрывающих каждому рабочему ложь религии.
Огромную роль в деле атеистического воспитания сыграла статья В. И. Ленина «О значении воинствующего материализма». В ней были подвергнуты критике партийные и государственные органы за недостатки в развертывании атеистической работы, намечены основные линии научно-атеистической пропаганды, конкретизированы ее задачи в условиях советского строя.
Жизнь полностью подтвердила правильность политики партии по отношению к религии и церкви.
Однако атеистическая пропаганда не всегда отвечала требованиям партии и идейным запросам людей. Переход большинства религиозных организаций на лояльные по отношению к советскому строю позиции, их участие в патриотической деятельности и в борьбе за мир подчас приводили некоторых партийных и советских работников к неверным выводам, вызывали примиренческое отношение к религиозной идеологии. Так, получила известное распространение теория стихийного отмирания религии. Бытовало ошибочное мнение, что в условиях, когда ликвидирована классовая база, на которую опиралась церковь, нет необходимости вести активную борьбу с религиозными пережитками, что они якобы будут со временем изжиты сами по себе.
Преодолевая эти недостатки и ошибки, партия разрабатывала необходимые меры по усилению научноатеистической пропаганды. Центральный Комитет партии принял ряд важных решений по вопросам идеологической работы, в том числе и по атеистическому воспитанию трудящихся. В постановлениях ЦК КПСС от 7 июля 1954 г. «О крупных недостатках в научноатеистической пропаганде и мерах ее улучшения» и от 10 ноября 1954 г. «Об ошибках в проведении научноатеистической пропаганды среди населения», в разработанных ЦК КПСС «Мероприятиях по усилению атеистического воспитания населения» (1964 г.) были четко и ясно определены задачи атеистического воспитания масс.
В постановлении ЦК КПСС «О задачах партийной пропаганды в современных условиях» (9 января 1960 г.) обращается внимание на то, что в борьбе против религиозного мировоззрения еще недостаточно используются огромные возможности, которыми располагают партия и Советское государство для идеологического воспитания масс,— лекционная пропаганда, печать, радио, культурно-просветительные учреждения.
В ряде мест недостаточно активно ведется борьба с религиозными предрассудками. Это подчас обусловлено неправильным пониманием одного из важнейших принципов советской демократии — свободы совести. Кое-где этот принцип толкуется весьма односторонне, лишь как свобода отправления религиозных культов, полагая, что свобода совести якобы исключает антирелигиозную пропаганду. Из лозунга свободы совести, таким образом, выхолащивается его содержание — создание благоприятных условий для научно-атеистического воспитания трудящихся.
Центральный Комитет КПСС обратил особое внимание партийных и советских органов на необходимость разоблачения и пресечения антигосударственной и антиобщественной деятельности церковников, руководителей изуверских сект, одновременно с этим он потребовал усиления воспитательной работы среди советских людей, подпавших под влияние такого рода церковников и сект.
Вопросы воспитания всех советских людей в духе коммунизма были глубоко и всесторонне обсуждены на XXIV и XXV съездах КПСС. Коммунистическая партия выдвинула требование создания продуманной системы научно-атеистического воспитания масс. В резолюции XXIV съезда КПСС указывается: «Съезд подчеркивает, что формирование у трудящихся марксистско-ленинского мировоззрения, высоких идейно-политических качеств, норм коммунистической морали остается и впредь центральной задачей идеологической работы партийных организаций... Необходимо продолжать борьбу со всеми пережитками прошлого в сознании и поступках людей. Это дело требует постоянного внимания к себе партии, всех сознательных сил нашего общества» Г
В Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду нашей партии Л. И. Брежнев подчеркнул необходимость выработки у каждого советского человека активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу.
Работа партии по воспитанию всесторонне развитых людей, активных строителей коммунизма приносит свои плоды. В ходе грандиозного переустройства социальной жизни наши люди изменяют не только экономику, но и самих себя.
Воспитывать трудящихся в духе научного коммунизма, решительно преодолевать религиозные пережитки — значит еще выше поднимать активность масс в строительстве нового общества, в борьбе за торжество коммунистических идеалов. «Мерило успеха политического воспитания масс, конечно, конкретные дела. Коммунистическая идейность — это сплав знаний, убеждения и практического действия»3,— говорил на XXV съезде КПСС Генеральный секретарь ЦК партии Л. И. Брежнев. | |
Просмотров: 584 | |