Свобода совести в СССР была провозглашена Великой Октябрьской социалистической революцией. Советское государство рядом законодательных актов реализовало программу партии по религиозному вопросу.
Первым законодательным актом, который подорвал экономическую базу религиозных организаций, был Декрет о земле, принятый II Всероссийским съездом Советов по докладу В. И. Ленина 26 октября (8 ноября) 1917 г. Наряду с землями, принадлежащими помещикам и царской семье, были переданы крестьянам церковные и монастырские земли. 2(15) ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров принял «Декларацию прав народов России», которая ликвидировала национальные и религиозные привилегии и ограничения. Постановлением правительства от 11(24) декабря 1917 г. школы были переданы из духовного ведомства Народному комиссариату по просвещению. 16 и 18 (29 и 31) декабря 1917 г. последовали декреты, утверждающие гражданские брак и развод, церковь лишилась исключительного права регистрировать рождение, вступление в брак и смерть. Тогда же были ликвидированы государственные учреждения, управляющие церковью. Стали ненужными ведомство придворного духовенства, управление духовного ведомства в армии. Была прекращена выдача средств на содержание церквей, духовенства и на отправление церковных обрядов.
Опираясь на эти законодательные акты и руководствуясь ленинскими принципами отношения к религии, Совет Народных Комиссаров подготовил проект закона об отделении церкви от государства и школы от церкви.
Духовенство пыталось помешать подготовке закона. В январе 1918 г. петроградский митрополит Вениамин обратился к правительству с письмом, в котором он угрожал выступлением против Советской власти в случае принятия такого закона. Но государство исходило из того, что отделение церкви от государства совершается в интересах народа и будет им поддержано. На письме митрополита В. И. Ленин написал: «Очень прошу коллегию при Комиссариате юстиции поспешить с разработкой декрета об отделении церкви от государства».
Декрет Советского правительства «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» был опубликован 23 января (5 февраля) 1918 г. Он создавался при непосредственном участии В. И. Ленина. Когда В. И. Ленин рассматривал проект декрета, то он вместо первого параграфа, в котором говорилось: «Религия есть частное дело каждого гражданина Российской Республики», собственноручно написал: «1. Церковь отделяется от государства». Этой статьей четко и определенно говорилось о том, что в социалистическом государстве никакая религия не может претендовать на участие в государственных делах и на положение привилегированного учреждения и что государство не будет вмешиваться во внутренние дела церкви.
Отделение церкви от государства дало возможность осуществить реальную свободу совести в нашей стране. Это формулировалось в следующих статьях декрета: «2. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан.
3. Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволи-шения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются». К этой статье В. И. Ленин сделал примечание: «Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность или непринадлежность граждан устраняется».
Декретом отменялись религиозные церемонии в государственных и других публично-правовых учреждениях, религиозная клятва и присяга, которые ранее приносились в судах, армии и иных учреждениях (ст. 4 и 7),
Признавая право человека свободно исповедовать любую религию, декрет гарантировал условия осуществления этого права. Граждане имеют право свободно отправлять религиозные обряды, никто не имеет права препятствовать им в этом. Отправление тех или иных обрядов не должно ущемлять свободу совести сторонников других религий или атеистов, оно не должно также нарушать общественный порядок, сопровождаться посягательством на права граждан.
Очень важным положением является статья об отделении школы от церкви. В декрете говорится о том, что во всех учебных заведениях, где преподают общеобразовательные предметы, преподавание религиозных вероучений не допускается. Религия в Советском государстве—частное дело граждан, они могут обучать и обучаться религии только в частном порядке. Этой статьей церковь лишилась права вмешиваться в народное образование.
В декрете четко определялось правовое и имущественное положение церкви (ст. 10—13). Церковные и религиозные общества являются частными объединениями, они не имеют никаких юридических преимуществ, не могут претендовать на государственные субсидии. Все они должны существовать за счет добровольных взносов верующих, принудительные взыскания сборов и обложений в их пользу категорически запрещаются. Чтобы избежать давления на верующих со стороны церковных и религиозных обществ, закон запрещает меры принуждения или наказания со стороны этих обществ по отношению к их членам.
Последовательно решая религиозный вопрос, декрет объявил имущество церкви народным достоянием и в то же время предусмотрел передачу зданий и предметов богослужебного пользования в бесплатное пользование соответствующим религиозным обществам.
Ни одна статья декрета не ограничивала прав верующих. Наоборот, в нем четко формулируются ленинские принципы действительной свободы совести: свободный выбор религии и свобода отправления религиозного культа, предоставление верующим всех политических и гражданских прав и в то же время свободы отказа от религии. Аналогичные декреты были изданы в декабре 1919 г. Украинской советской республикой, в 1921 г.— Грузинской советской республикой, в 1922 г. — Белорусской и Армянской советскими республиками. Свобода совести, провозглашенная ленинским декретом, была в последующем подтверждена в советских конституциях.
Конституция СССР 1977 г., сохраняя преемственность идей и принципов ленинского декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, а также предшествовавших Конституций, вновь зафиксировала равенство граждан СССР перед законом независимо от отношения к религии (статья 34). Шестидесятилетний опыт осуществления социалистической свободы совести сконцентрирован в статье 52, которая гласит:
«Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.
Церковь в СССР отделена от государства и школа — от церкви».
Обратим внимание на то, что в Конституции нашего государства не просто заявляется о праве граждан на свободу совести, чем обычно ограничиваются буржуазные страны в своих конституциях, а говорится о гарантировании этого права. Такие гарантии конкретно указывает советское законодательство о религиозных культах.
Советская Конституция, отражая те изменения, которые произошли в обществе, построившем развитой социализм, в частности торжество научно-материалистического мировоззрения, предоставляет гражданам конституционное право вести атеистическую пропаганду.
Последовательно воплощая в жизнь марксистско-ленинские принципы социалистического гуманизма, Советское государство тщательно следит, чтобы свобода совести не использовалась для возбуждения вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями. Запрещается возбуждение враждебных отношений между представителями различных религий или отдельных религиозных групп внутри какой-либо религии на основе разных толкований тех или иных вероучительных или культовых положений. Таким же нарушением принципов социалистической свободы совести являются попытки изолировать верующих от неверующих, противопоставить их друг другу. | |
Просмотров: 616 | |