Нравственная ценность атеизма с особой силой проявляется в коммунистической морали. Коммунистическая мораль сформировалась на основе нравственного сознания и нравственной практики пролетариата. Она унаследовала все ценное из предшествующего опыта моральной жизни человечества, стала высшей ступенью нравственного прогресса.
Поскольку интересы рабочего класса совпадают с объективным ходом общественного развития, постольку коммунистическая мораль не нуждается в какой-либо мистификации, ей чужды какие-либо внеклассовые, надысторические или религиозные прикрытия. С выходом на историческую арену рабочего класса — борца за революционное переустройство мира — объективные условия «союза» нравственности и религии перестали существовать. Пролетарская мораль, мораль социалистических отношений, коммунистическая нравственность не может выступать в религиозной форме: она является последовательно атеистической моралью.
Социалистическая революция преодолевает свойственный прошлому антагонистический характер нравственного прогресса и придает ему устойчивость и непрерывность. На смену стихийному, неосознанному творчеству масс приходит все более сознательное их участие в развитии моральных ценностей. В докладе на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, посвященном 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции, Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев говорил: «Для всех сфер жизни и развития нашего общества все большую роль будет играть уровень сознательности, культуры, гражданской ответственности советских людей. Воспитывать в человеке устремленность к высоким общественным целям, идейную убежденность, подлинно творческое отношение к труду — это одна из самых первостепенных задач. Здесь проходит очень важный фронт борьбы за коммунизм, и от наших побед на этом фронте будет все больше зависеть и ход экономического строительства, и социально-политическое развитие страны»'.
Не упадок, а возрастание нравственного потенциала советского общества, все более освобождаемого от религиозности, отмечается многими, кто сталкивался с реальностями нашего образа жизни. Американский философ К. Ламонт пишет: «В нынешнем мире мы видим, что руководители и большинство народа в Советской России придерживаются положительного неверия не только в бессмертие, но и в бога. Однако именно в Советском Союзе после социалистической революции 1917 года мы были свидетелями внушительных успехов созидательного труда и могучей энергии как во время войны, так и в мирное время». Современное советское общество впервые в истории решает задачу создания высокой морально-нравственной атмосферы, характерной для новой, коммунистической цивилизации. Такая моральная атмосфера должна способствовать утверждению в общественной жизни, труде и быту уважительного и заботливого отношения к человеку, честности, требовательности к себе и к другим, духа настоящего товарищества. Решение этой благородной задачи опирается на крепкое морально-политическое единство советского народа, проникнутый коллективизмом и интернационализмом советский образ жизни, сочетание общественных и личных интересов членов социалистического общества.
По мере углубления социальных преобразований, развития новых общественных отношений, роста трудовой и политической активности масс возрастает нравственный потенциал советского общества, идет дальнейший процесс освобождения всех сфер жизнедеятельности общества и личности от религиозного влияния. Секуляризация способствует расширению социальных связей личности, ее духовному и нравственному совершенствованию, ее подлинному расцвету. Социологические исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о гуманистическом характере процесса секуляризации: он не только не приводит к нравственному нигилизму, но, напротив, содействует более глубокому пониманию личностью своей социальной ценности, своего места в жизни общества, помогает формированию научного мировоззрения. Беспримерный по своим масштабам и глубине процесс отхода масс от религии в СССР на деле опровергает суждения о религии как основе и источнике нравственности, о неизменности человеческой природы, неустранимости индивидуализма и зла в жизни.
| |
Просмотров: 549 | |