Элементом нравственного прогресса является развитие и укрепление общечеловеческих норм морали, того «морального минимума» в отношениях без которого немыслима социальная жизнь. Одно из проявлений общечеловеческого в морали — простые нормы нравственности и справедливости, элементарные требования к поведению, выработанные за длительный период существования общества.
Освящая мораль эксплуататорских классов, религия присвоила себе некоторые простые нормы нравственности и справедливости. К числу их относятся запрещение убийства человека человеком; запрещение воровства; осуждение супружеской неверности; требование уважения к родителям; осуждение обмана и лжесвидетельства и др. Включение в моральный кодекс религии ряда общечеловеческих нравственных норм послужило основанием для утверждений богословов о том, что именно религия является источником и двигателем морали. Именно эти нормы прежде всего привлекают внимание церковников, пытающихся «сочетать» религиозную нравственность с современностью.
Наука свидетельствует, что общечеловеческие моральные нормы имеют земное, а не сверхъестественное происхождение. Они начали складываться задолго до того, как были зафиксированы в «священных книгах». На протяжении тысячелетий народные массы вырабатывали простые правила нравственности и справедливости в труде, в развитии семейных отношений, в борьбе с социальным гнетом. Сфера действия простых правил нравственности и справедливости расширялась за счет преодоления родовой, племенной, расовой, национальной ограниченности. Господство эксплуататорских общественных отношений, эксплуататорской идеологии приводило к уродованию и попранию этих правил.
Будучи вовлеченными в сферу религиозного мировоззрения, общечеловеческие моральные нормы подверглись мистификации и искажению. Нравственные установления, имеющие общечеловеческий характер, религия, во-первых, объявила данными от бога; во-вторых, придав им крайне абстрактную форму, провозгласила вечными, надысторическими; в-третьих, в классово антагонистическом обществе поставила на службу эксплуататорским классам. Влившись в систему религиозной морали и во многом утратив свое исходное социальное и этическое значение, общечеловеческие нормы нравственности стали использоваться как средство порабощения трудящихся.
Так, требование запрещения убийства человека человеком религией и церковью часто истолковывалось как осуждение выступления эксплуатируемых масс против эксплуататоров. Моральный принцип, осуждающий воровство, был направлен против неимущих, с тем чтобы охранять собственность эксплуататоров и удерживать трудящихся от посягательств на те блага, которые создавались их трудом, но принадлежали господствующим классам. Православный епископ Алексий (Дородницын) в начале XX в. писал: «Частная собственность не только признается заповедью не красть, но эта собственность так неприкосновенна, так священна, что одно простое желание того, что принадлежит нашему ближнему, составляет преступление в очах божьих».
Очищение простых норм нравственности от их религиозного искажения — один из аспектов духовного освобождения трудящихся. Ф. Энгельс отмечал, что простейшие принципы, регулирующие отношение человека к человеку, «не могут не оставаться совершенно неясными и чуждыми необразованному рабочему, когда они ему преподносятся вперемешку с религиозными, непонятными догматами, в религиозной форме произвольного и ни на чем не основанного предписания» 1. Освобождение общечеловеческих нравственных установлений от связи с религией укрепляет моральные устои общества, отношения между людьми.
Простые нравственные нормы, изменяясь по мере общественного развития, в условиях социализма поднимаются на новую ступень, что обеспечивает включение их в кодекс коммунистической нравственности. Коммунистическая мораль, как преемница всего ценного, что накоплено в ходе нравственной эволюции человечества, углубила содержание этих норм, связав их с укреплением самого справедливого, социалистического образа жизни. Социалистическое общество расширило сферу применения общечеловеческих правил нравственности и справедливости, сделав их жизненными правилами не только в отношениях между отдельными людьми, но и в отношениях между народами. Ярким примером этого является борьба содружества социалистических стран и всех прогрессивных сил за сохранение мира, имеющая общечеловеческое значение. | |
Просмотров: 637 | |