Нравственный прогресс — составная часть общеисторического прогресса, подчиняющегося объективным законам. Основой его является развитие экономической, социальной и духовной жизни, ведущее к совершенствованию человека как нравственного существа, возрастанию у него чувства общественного долга, понимания обязанностей перед обществом, коллективом, семьей. В классово антагонистических формациях моральный прогресс был противоречив и односторонен, совершался в условиях социального и национального неравенства, эксплуатации человека человеком. Подлинным двигателем нравственного прогресса всегда были народные массы. Это особенно отчетливо видно в нашу эпоху. Вопреки богословским и буржуазным сентенциям о «моральном кризисе» современного человечества, к активной нравственной жизни поднимаются все новые и новые миллионы трудящихся, неуклонно расширяется сфера действия моральных норм, повышается степень их влияния на сознание и поведение людей.
Одним из факторов нравственного прогресса являет ся атеизм. История общественной мысли демонстрирует тесную связь материалистической и атеистической традиций с развитием передовых этических идей. Английские философы-материалисты Ф. Бэкон и Т. Гоббс заявляли о зависимости нравственности от «истинной науки». Французский мыслитель П. Бейль привел убедительные доказательства того, что и атеист может быть почтенным человеком. Его соотечественник философ-материалист К. А. Гельвеций рассматривал прогресс морали как производную прогресса человеческого разума, освобождения мысли от религиозных оков, гуманизации личных и общественных отношений. В трудах социалистов-утоиистов К. Маркс отмечает материалистическую линию как линию реального гуманизма и как логическую основу коммунизма 1.
Подлинный переворот в вопросах соотношения атеизма и нравственности был произведен основоположниками марксизма-ленинизма. Идея тесной связи атеизма и нравственности, характерная для передовой общественной мысли прошлого, превратилась в идею внутреннего единства и взаимообусловленности нравственного и атеистического в процессе формирования нового человека, составляющую существенную черту марксизма-ленинизма, теории и практики коммунистического воспитания. Освобождение общественной и личной жизни от влияния религии повышает нравственный потенциал общества. С другой стороны, огромно влияние нравственного прогресса на преодоление религии и развитие агеизма.
Позитивная роль атеизма в отношении морали состоит в том, что он ориентирует ее не на иллюзии, как это присуще религии, а на реальность и таким образом содействует ее развитию в естественном направлении соответственно жизненным потребностям общества.
Религиозное обоснование морали искажает ее связь с интересами людей, она предстает как нечто навязы* ваемое извне и чуждое им. Атеизм возвращает нравственность человеку и, снимая религиозную мистификацию, представляет ее как естественный продукт жизнедеятельности общества, форму его духовной культуры.
Если поведение людей, следующих принципам религиозной морали, выступает как внешняя необходимость, ведущая к расхождению между нравственными установлениями и реальной практикой жизни, к лицемерию и ханжеству, то атеизм способствует проявлению нравственной свободы, основанной на осознании социальноисторических требований, которые определяют деятельность масс.
Религия, отводя богу место творца морали, исключает ее социальный источник, игнорирует роль трудящихся как ее созидателей и двигателей. Атеизм помогает раскрыть общественно-исторические корни нравственности, увидеть ее возникновение и эволюцию как результат совместной деятельности людей, народных масс.
Сколько раз защитники религии восклицали: раз нет бога, то все позволено! Тысячи ученых трактатов и художественных произведений написаны на эту тему, Задачей института по изучению атеизма Папского церковного университета в Риме поставлено «доказать», что без бога «все — эгоизм, произвол, насилие. Поэтому в атеизме нет гуманизма, но есть варварство, нет свободы, но есть угнетение, нет истины, но есть обскурантизм». Разрыв с религией, неверие, атеизм, как видим, изображались и изображаются в виде аморализма, отказа от общественного долга, разрушения нравственности. Но не разрушается ли нравственность, когда она опирается на страх посмертного наказания или иллюзию загробного блаженства, а не на сознательность человека, понимание им социального смысла моральных требований, велений собственной совести? Разве может приумножаться моральный потенциал человека, заботящегося главным образом о билете для входа в рай, а не о своем земном счастье? Подлинная опора морали — не религиозные иллюзии, а реальные интересы людей, трудящихся, передовых классов.
Конечно, недостаточно лишь освободиться от религии, чтобы стать высоконравственным. Секуляризация общественной и личной жизни предполагает не только разрыв с религиозным влиянием, но и формирование прочных научно-материалистических взглядов и убеждений. Она связана с ростом общественной активности личности, повышением ее политической сознательности, образованности, культуры. Нравственное развитие — результат влияния многих факторов: экономических, социально-политических, духовных. | |
Просмотров: 643 | |