Марксистско-ленинский атеизм раскрывает и отвергает реакционную социальную функцию религиозной морали. Как и религия в целом, религиозная нравственность является фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют в их повседневной жизни. Религиозная мораль дает людям ложную ориентировку в общественной и личной жизни, превратно толкует их реальные потребности и интересы. Она деформирует сознание и поведение верующих, подчиняет человеческую деятельность искаженным идеалам. Религиозная мораль освящает пережитки старых нравственных отношений между людьми, старые обычаи и традиции и таким образом мешает нравственному укреплению социалистического образа жизни.
Религиозная нравственность, апеллирующая к богу, есть выражение социальной придавленности масс в условиях классово антагонистического общества, когда трудящиеся, разуверившись в нравственной справедливости в земной жизни, переносили свои чаяния на небеса. Но перенесение надежд на потусторонний мир лишь усиливает порабощение трудящихся, обрекает их на покорность и терпение. Религия и ее мораль тем самым оказываются орудием угнетения, действовавшим на протяжении многих веков существования эксплуататорского строя.
В рабовладельческом, феодальном, капиталистическом обществе религиозная мораль служит эксплуататорским классам, которые усиленно внедряют ее в сознание масс. Выступая как разновидность морали эксплуататорских классов, религиозная нравственность имеет свою специфику. Эта специфика состоит в том, что религиозная мораль связана с общими основами религиозного мировоззрения, вытекает из него, черпает в нем свое оправдание. Она включает в себя такие принципы, которые не свойственны светской морали. Это, например, в христианстве учение о любви к богу, непротивлении злу насилием, страдании как благе и т. п.
Она представляет собой комплекс нравственных воззрений, норм и чувств, а также соответствующего им поведения верующих, вытекающих из основ религиозного вероучения. Нравственные воззрения, нормы и чувства составляют нравственное сознание, проявляющееся в практических действиях верующих. Религиозно-нравственный комплекс получает свое теоретическое закрепление в системах религиозной этики, или «нравственного богословия».
Религиозная мораль — консервативное и реакционное явление. Религиозно-фантастическое искажение нравственных отношений между людьми, проповедь бессилия в борьбе с нравственными пороками, призывы к покорности сверхъестественным силам отрицательно влияли и влияют на моральную жизнь общества и личности. Разрушение антинаучных, антигуманных, мистифицированных представлений о нравственности служит делу утверждения подлинной, коммунистической морали.
Нравственный смысл научного атеизма не исчерпывается критикой религиозной морали. Марксистско-ленинский атеизм как составная часть научно-материалистического мировоззрения не только отрицает религиозные нравственные принципы, но и утверждает положительную морально-этическую программу. В атеистических идеях заложено глубокое позитивное содержание, имеющее большое значение для обоснования и развития нравственности. | |
Просмотров: 531 | |