XXVI съезд КПСС, определивший главные направления дальнейшего развития нашей страны, занял выдающееся место в летописи героических свершений советского народа на пути к коммунизму. В разработанной съездом глубоко научной программе экономического, политического, социального и культурного строительства одно из ведущих мест принадлежит формированию человека коммунистического общества. Как писал В. И. Ленин еще в 1902 году в замечаниях на второй проект Программы РСДРП, новый строй утверждается «для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества»К Вот почему глубокое исследование исторического опыта и проблем деятельности партии по коммунистическому воспитанию представляет собой важный теоретический и практический интерес, является обязанностью и почетным долгом всех представителей общественной пауки.
Отчетный доклад ЦК КПСС XXVI съезду партии, с которым выступил Л. И. Брежнев, другие материалы и документы съезда служат блестящим образцом подлинно научного, творческого, марксистско-ленинского анализа современной эпохи, нынешнего этапа развития нашей страны, постановки и решения грандиозных по своим масштабам задач с позиций глубочайшей партийности. Они обогатили марксистско-ленинское учение новыми оценками и выводами практически по всем важнейшим вопросам внутреннего и международного развития социаяизма. Всествроцце рассмотрев достиженья й проблемы философских, экономических, исторических и других наук, XXVI съезд партии открыл новые горизонты развертывания фундаментальных и прикладных исследований проблемы воспитания человеческой личности как комплекс^ ной проблемы, потребовал поднять на более высокий уровень, приблизить к жизни всю научно-исследовательскую практику.
В свете требований съезда особое значение приобретает изучение многогранной революционно преобразующей деятельности Коммунистической партии в сфере духовной жизни советского общества па современном этапе его развития. Определяя его направления, ЦК КПСС в постановлении «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (апрель, 1979) на первый план выдвинул задачи научного исследования идеологической деятельности КПСС в условиях зрелого социализма, путей повышения ее эффективности и качества, формирования марксистско-ленинского мировоззрения различных групп трудящихся, их активной жизненной позиции. В качестве основной цели постановление указывает на необходимость глубокого анализа духовной жизни общества, выработки научно обоснованных рекомендаций по дальнейшему совершенствованию политико-воспитательной деятельности 2.
Неотъемлемой составной частью идеологической деятельности партии, одной из отраслей нашей партийной работы является пропаганда научного атеизма. Значение этого направления пропаганды, внимание к нему партии на всех этапах ее героической истории определяется той ролью, которую играет воспитание в освобождении общества из-под влияния религии. Историческая практика нашей страны, ставшей первой в мире страной массового атеизма, полностью подтверждает предвидение К. Маркса о том, что «религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию».
На современном этапе, когда не только значительно обогатились знания, повысилась эрудиция, выросли духовные запросы советских людей, но и резко усилилась враждебная пропагандистская активность классового противника, требования к воспитанию неизмеримо возросли. Возросла необходимость более строгого учета в воспитатель пой работе новых социальных явлений и обстоятельств. «По существу,— говорил с трибуны XXVI съезда партии Л. И. Брежнев,— речь идет о перестройке... многих участков и сфер идеологической работы. Надо добиться, чтобы ее содержание стало более актуальным, а формы отвечали современным запросам и потребностям советских людей» 4.
Это положение в полной мере относится и к научноатеистической пропаганде, содержание, тематическая направленность, социально-идеологические функции, формы и методы которой претерпевают существенные изменения, требуют соответствующей перестройки. Определение советского общества как общества зрелого социализма, в котором господствует научное материалистическое мировоззрение, обязывает ученых-обществоведов более глубоко изучать сложные процессы, протекающие в реальной действительности, в сознании и действиях людей, с новых позиций исследовать состояние и перемены в идеологической, политико-воспитательной работе партийных организаций, включая ее атеистическую сторону.
Актуальность, научное и практическое значение исследования проблем научно-атеистической пропаганды, ее места в идеологической работе партии, путей повышения эффективности и качества обусловливаются насущными потребностями дальнейшего развития теории научно-атеистической пропаганды, становящейся в последние годы самостоятельной специфической сферой научного познания.
Коммунистическая партия Советского Союза располагает разработанной классиками марксизма-ленинизма научной теорией пропаганды, развитой и обогащенной в ходе революционной борьбы за утверждение власти рабочего класса, социалистического и коммунистического строительства. Теория коммунистической пропаганды подтверждена реальными достижениями в формировании нового человека, соединившего в себе идейную убежденность и огромную жизненную энергию, культуру, знания и умение их применять, горячего патриота и последовательного интернационалиста. Однако современные потребности внутреннего и международного развития советского общества, коммунистического воспитания, расширение и усложнение идеологической борьбы требуют дальнейшей разработки этой теории, вооружения наших идеологических кадров передовыми, наиболее прогрессивными формами и методами идейно-воспитательной работы 5.
Теория научно-атеистической пропаганды развивается в русле дальнейшей разработки общей теории коммунистической пропаганды, закономерностей и особенностей ее функционирования, которые изучаются и осмысливаются применительно к задачам аргументированной научной критики религии, идейной борьбы против религиозных пережитков, целеустремленного и активного участия в формировании научно-материалистического мировоззрения у всех советских людей. Всесторонняя разработка и применение на практике теории научно-атеистической пропаганды, важной базой которых является обобщение опыта атеистического воспитания, во многом определяют повышение уровня идеологической работы партийных комитетов и организаций, усиливают ее влияние на все сферы общественной жизни, на процесс формирования всесторонне развитых, духовно богатых, нравственно и физически совершенных людей.
Актуальность, научное и практическое значение исследования проблем пропаганды атеизма в идеологической деятельности партии обусловливаются и потребностями практики атеистической работы среди неизмеримо выросшего политически, духовно и нравственно населения нашей страны, преобладающее большинство которого составляют неверующие.
На этапе зрелого социализма объектом воздействия атеистической пропаганды являются уже не преимущественно верующие, а все слои и группы населения. Наша пропаганда призвана не только подвергать критике религию, перевоспитывать ее приверженцев, но и способствовать систематическому и широкому распространению атеизма в общественном сознании. Среди двух, неотъемлемых друг от друга, сторон научно-атеистической пропаганды (критически-отвергающей и позитивно-утверждающей) на передний план выдвигаются конструктивные, жизнеутверждающие, опирающиеся на современную науку и культуру, взгляды и убеждения, в силу чего атеистическая работа все более наполняется позитивным, созидательным содержанием, взаимодействуя и переплетаясь с другими направлениями коммунистической пропаганды 6.
Исследования советских ученых убедительно свидетельствуют о неуклонном возрастании роли атеистической пропаганды как весьма действенного фактора формировав пия научно-материалистического мировоззрения у всех советских людей, воспитания у них высоких идейно-поли-тических качеств. И прежде всего таких, как преданность делу коммунизма, безграничная вера в его неизбежное торжество, новое отношение к труду и общественной собственности, советский патриотизм в органическом единстве с социалистическим интернационализмом. Материалы исследований убедительно подтверждают возрастающую роль атеистической пропаганды в утверждении в повседневном поведении людей норм коммунистической морали, являющейся по своей сути моралью атеистической.
Решая конструктивные, созидательные задачи, подвергая аргументированной научной критике религиозные взгляды и представления, пропаганда атеизма, осуществляемая партийными комитетами и организациями, выполняет свое назначение в обеспечении торжества атеизма в общественном сознании советского народа.
Постоянный рост масштабов коммунистических преобразований, неуклонный прогресс науки и техники, бурное развитие средств массовой информации и пропаганды, увеличивающиеся с каждым годом возможности идейного влияния на массы выдвинули в центр внимания ученых-обществоведов и практиков задачу совершенствования научного управления поступательным развитием духовноидеологической сферы. Перед научной мыслью встала как теоретическая, так и непосредственно практическая задача: конкретизировать общие принципы теории управления применительно к различным сферам общественной жизни, выявить специфические требования, предъявляемые к субъективному фактору в каждой из них. Актуальный характер приобретает исследование организации научноатеистической пропаганды как одного из средств управления людьми, развитием их сознания, коммунистическим воспитанием и перевоспитанием.
При исследовании опыта, состояния и проблем научноатеистической пропаганды следует иметь в виду и то обстоятельство, что в острой идеологической борьбе между социализмом и капитализмом империалистические пропагандистские центры все в большей степени спекулируют на вопросах атеизма и религии. В «трудах» так называемых советологов, в книгах, брошюрах, статьях, принадлежащих перу многочисленных антикоммунистических обгцественных деятелей, журналистов, пропагандистов и других апологетов империализма, злонамеренно фальсифицируются гуманистическая сущность и направленность коммунистической пропаганды, ее основополагающие ленинские принципы, социальная роль, в извращенном виде представляются средства и формы работы с людьми.
Буржуазные идеологи подвергают нашу атеистическую пропаганду клеветническим извращениям. Вопреки истине они изображают ее орудием некоего «подавления» верующих, «насильственного» насаждения атеистических взглядов. Идейная борьба научного и религиозного мировоззрений в СССР интерпретируется как непрерывное политическое «преследование» церкви, «война против религии». В то же время западные «специалисты» по делам религии в нашей стране непрерывно твердят о «врожденной» религиозности людей, «неискоренимости» религиозных предрассудков в их жизни, а следовательно, и о «неэффективности» атеистического воспитания, сталкивающегося якобы с «сопротивлением» всего населения.
Подобные клеветнические домыслы отчетливо проходят через «труды» многих так называемых «специалистов» по религии, среди которых ярым антисоветизмом отличаются публикации А. Боголепова «Церковь под властью коммунизма» (Мюнхен, 1958), Д. Константинова «Гонимая церковь. Русская православная церковь в СССР» (Нью-Йорк, 1967), У. Коларза «Религия в Советском Союзе» (Лондон, 1961), У. Флетчера «Изучение выживания. Церковь в России. 1927—1943» (Лондон, 1965), Н. Струве «Христианство в СССР» (Париж, 1963) и других. Цель их одна: ввести в заблуждение общественное мнение, настроить население капиталистических стран против политики КПСС и Советского государства в религиозном вопросе. Фальсификаторский характер носят книги М. Бурдо «Опиум для народа. Христианская религия в СССР» (Лондон, 1965); «Религиозное брожение в России. Оппозиция протестантских сект советской политике в области религии» (Нью-Йорк, 1968). Немало статей, фальсифицирующих политику КПСС и Советского государства в отношении религии и церкви, содержит и четырехтомная энциклопедия «Современный атеизм», изданная Ватиканом в 1967— 1970 годах.
С конца 50-х годов, особенно после принятия XXII съездом КПСС (октябрь, 1961) новой Программы партии, в которой в числе других намечены главные направления и определено содержание научно-атеистической деятельности, после их конкретизации в постановлении ЦК КПСС «О мероприятиях по усилению атеистического воспитания населения» (январь, 1964) появилась обширная атеистическая литература, продолжающая лучшие традиции ленинской атеистической научной школы. В книгах, брошюрах, статьях, диссертационных исследованиях советских авторов с марксистско-ленинских методологических позиций раскрываются сущность религии, черты и особенности ее конкретных форм, закономерности возникновения и отмирания. Большое внимание уделяется критике философских и в особенности социальных концепций различ-ных религиозных направлений (католицизм, русское православие, протестантизм, иудаизм и другие), анализу их эволюции, процессов модернизации и приспособления к современной действительности. В нашей атеистической литературе раскрываются принципиальная непримиримость науки и религии, коренная противоположность научного коммунизма и религии, несостоятельность попыток служителей церкви совместить религиозную и коммунистическую мораль.
Естественно, в центре внимания исследователей находятся вопросы истории и теории научного атеизма, раскрытия его гуманистической сущности. Ряд работ посвящен ленинскому этапу в развитии научного атеизма, антирелигиозной деятельности учеников и соратников В. И. Ленина, осуществлению нашей партией ленинской программы атеистического воспитания, становлению и развитию в стране системы атеистического воспитания, руководящей и направляющей роли в этом деле партийных организаций.
Важно особо выделить труды, имеющие непосредственное отношение к проблематике, организации и методике научно-атеистической пропаганды.
В первую группу следовало бы включить труды по общенаучным проблемам атеизма и критики религии, содержащие выводы и заключения методологического характера, формулирующие научные рекомендации и ориентировки для атеистической деятельности.
Конечно, все работы этого плана перечислить весьма трудно. Отметим значение исследований В. И. Гараджи, Н. С. Гордиепко, П. К. Курочкина, А. И. Клибановяц И. А. Крывелева, Н. П. Красникова, М. П. Мчедлова, М. П. Новикова, А. Д. Сухова, Э. Г. Филимонова, Д. М. Уг-риновича, М. И. Шахновича и др.7 В разные годы вышла из печати серия книг, посвященных современным религиям в нашей стране, специфике работы с их приверженцами 8.
Основные проблемы теории и истории атеизма, научной критики религии, важнейшие положения диалектикоматериалистических взглядов на окружающий мир, на принципиальные вопросы общественного развития в систематизированном виде раскрываются в учебниках и учебных пособиях для высших и средних специальных учебных заведений. Широкий круг вопросов, имеющих актуальное значение для теории и практики научного атеизма, изложен в «Настольной книге атеиста», выдержавшей несколько изданий.
Ко второй группе целесообразно отнести работы, на конкретном материале социологических исследований отражающие распространение и характер религиозности в различных социальных группах населения, особенности эволюции духовного мира верующих, социальные и социально-психологические причины живучести религиозных пережитков, взаимодействие объективных и субъективных факторов преодоления религии.
С начала 60-х годов во мпогих районах страны проведены конкретно-социологические исследования религиозности населения. Опубликованные по их итогам сборники, монографии, статьи содержат разделы, главы, в которых авторы, опираясь на полученные данные, характеризуют постановку атеистической работы, намечают меры по совершенствованию системы атеистического воспитания9.
Комплексному изучению степени религиозности части населения в современных условиях, форм ее проявления, широкой совокупности социальных, бытовых, психологических и других причин, способствующих живучести религии, характера и особенностей процесса освобождения от ее влияния различных сфер жизни посвящено социологическое исследование «Атеизм и духовный мир человека», которое в 1967—1969 годах осуществили Институт научного атеизма АОН при ЦК КПСС и Пензенский обком партии. По результатам исследования издан сборник, представляющий значительный интерес для организаторов атеистической пропаганды. Р. Г. Балтанов в книге «Социологические проблемы в системе научно-атеистического воспитания» (Казань, 1973) анализирует место и задачи конкретно-социологических исследований в системе атеистического воспитания, методологию и методику конкретно-социологического изучения религии и атеизма, особенности формирования научно-атеистического мировоззрения. Рассматривая конкретно-социологические исследования как органическую составную часть идеологической деятельности партии, автор отмечает, что партийное руководство является необходимым условием правильной постановки исследований, начиная с определения проблематики и кончая внедрением полученных результатов в практику.
Новые проблемы, которые выдвигают перед атеистическим воспитанием социальный и научно-технический прогресс, эволюция современного религиозного сознания, изменения в идеологии и деятельности религиозных организаций, исследуются в монографии А. С. Онищенко «Социальный прогресс, религия, атеизм (Эволюция современного религиозного сознания и проблемы формирования атеистического мировоззрения)» (Киев, 1977). Анализ важных методологических вопросов и методики социологического исследования проблем формирования научно-материалистического атеистического мировоззрения, влияния научно-технического прогресса на эволюцию обыденного сознания верующих содержат работы В. А. Черняк п. В работе В. Д. Кобецкого «Социологическое изучение религиозности и атеизма» (Л., 1978) большое внимание уделено социологическому анализу атеистического общественного мнения, его основных характеристик и роли в воспитании.
Для теории и практики атеистической пропаганды ценны выводы и рекомендации, содержащиеся в работах по психологическим проблемам религиозности, которые до недавнего времени изучались недостаточно.
В последние годы появилось немало работ, непосредственно посвященных проблемам атеистического воспитания. Хотя многие из них написаны на эмпирическом уровне и до серьезных теоретических обобщений поднимаются не всегда, однако заметен и численный рост исследований, представляющих значительный научный интерес. | |
Просмотров: 747 | |