Идейно-воспитательной работы, политической пропаганды и агитации в нашей стране осуществляется по мере углубления преобразований в экономической, социально-политической, духовной, бытовой сферах общества. Чем величественнее задачи, встающие перед страной, тем больший размах получает идеологическая работа. В середине 60-х годов существенные коррективы были внесены в республике не только в пропаганду марксистско-ленинской теории, но и в организацию научно-атеистической работы.
Усиление внимания партийных организаций к научному атеизму было вызвано возрастанием роли атеистической пропаганды как средства формирования научно-материалистического, марксистско-ленинского мировоззрения. В. И. Ленин подчеркивал важность «партийной борьбы против религиозного опиума, оглупляющего народ». Намечая пути перестройки и улучшения научно-атеистической пропаганды, партийные комитеты и организации республики руководствовались решениями съездов КПСС, пленумов ЦК, постановлениями Центрального Комитета по идеологическим вопросам, атеистическому воспитанию населения. Партийные документы по вопросам идеологической, политико-воспитательной работы явились идейно-теоретической, научно-методической и организационно-практической основой научной постановки атеистической пропаганды, борьбы партийных комитетов и организаций против религии.
Большую роль в мобилизации партийных и других общественных организаций, идеологических учреждений и ведомств на усиление атеистического воспитания сыграл июньский (1963) Пленум ЦК КПСС, потребовавший сосредоточить в соответствии с Программой КПСС все средства идейного воздействия на решении задачи воспитания нового человека, ужесточении борьбы против пережитков прошлого в сознании людей, включая религиозные предрассудки.
В ноябре 1963 года на расширенном заседании идеологической комиссии при ЦК КПСС был рассмотрен вопрос о состоянии и мерах усиления атеистического воспитания масс, повышения его значения для выработки у трудящихся научного мировоззрения. В материалах комиссии, опубликованных в печати 42, содержался марксистско-ленинский анализ современной религиозной идеологии, причин живучести религиозных предрассудков в социалистическом обществе, изменений в сознании и психологии верующих, задач научно-атеистической пропаганды. Материалы комиссии легли в основу постановления ЦК КПСС «О мероприятиях по усилению атеистического воспитания населения» (январь, 1964), определившего направления и пути перестройки атеистической пропаганды в новых условиях43.
Главное состояло в обосновании системы атеистического воспитания, призванной обеспечивать целенаправленное и планомерное формирование научного, материалистического мировоззрения наших людей, учитывая специфические особенности каждого социального слоя, группы, отдельного человека. В процессе научной разработки понятия «система атеистического воспитания» сложилось понимание ее как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих между собой идейно-теоретического содержания, научно-методических форм и приемов, организационных мероприятий, призванных обеспечивать претворение в жизнь основных задач и принципов атеистической работы.
Создаваемая система обеспечивала более благоприятные условия для взаимодействия объективных и субъективных факторов атеистического воспитания, комплексного влияния на все стороны сознания подверженных религии граждан, лучшей координации действий государственных и общественных организаций, осуществляющих атеистическую пропаганду, вооружения кадров умением вести научную, аргументированную критику религии, целенаправленную работу среди всех слоев и групп трудящихся. Ее эффективное функционирование предполагало систематическое обеспечение партийных комитетов и организаций, атеистических кадров всесторонним научным знанием современной религии, ее сущности и тенденций, конкретных форм проявления религиозности в сознании и психологии различных групп верующих, ясным представлением о ее степени и характере в конкретных районах, населенных пунктах, коллективах, семьях, хорошим знанием верующих, их взглядов, настроений, причин приверженности религиозным догмам.
Наряду с понятием «система атеистического воспитания» правомерно говорить и о системе научно-атеистической пропаганды, которая имеет те же основные признаки. Ее следует рассматривать в качестве ядра, структурной основы атеистического воспитания.
Мероприятия ЦК КПСС включали целый ряд направлений, охватывавших главные стороны атеистического воспитания населения: научную разработку проблем атеизма, учебу кадров, использование средств идейного воздействия, атеистическое воспитание детей и подростков, контроль за соблюдением советского законодательства о религиозных культах, организацию атеистической работы. Исключительно важным в реализации намеченных мероприятий явилось создание Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС, на который возлагалось руководство и координация всей научной работой в области атеизма, проводимой институтами Академии наук СССР, высшими учебными заведениями и учреждениями Министерства культуры страны, подготовка кадров высшей квалификации, организация комплексной разработки актуальных проблем научного атеизма, проведение общесоюзных научных конференций и творческих семинаров. Вместо издававшегося Институтом истории Академии наук СССР сборника «Вопросы истории религии и атеизма» и ежегодников Ленинградского музея истории религии и атеизма начался выпуск сборников «Вопросы научного атеизма». Министерством высшего и среднего специального образования СССР на исторических и философских факультетах университетов и историко-филологических факультетах педагогических высших учебных заведений была введена специализация части студентов по научному атеизму. В ряде университетов и педагогических институтов страны стали функционировать кафедры научного атеизма, которых в 1975 году уже насчитывалось двадцать, вместо двух, имевшихся в 1965 году.
Все это позволило значительно расширить подготовку кадров высшей квалификации по научно-атеистической проблематике. Так, с 1964 по 1972 год в стране было защищено 50 докторских и 536 кандидатских диссертаций по научному атеизму 44.
В соответствии с требованиями ЦК КПСС партийные комитеты и организации Белоруссии конкретизировали применительно к особенностям республики пути и способы борьбы против религиозных предрассудков, развертывания научно-атеистической пропаганды среди населения, совершенствования системы атеистического воспитания. О большом внимании атеистической пропаганде в республике, усилению ее роли в формировании научного мировоззрения трудящихся свидетельствовало систематическое рассмотрение этих вопросов в Центральном, областных, городских и районных комитетах КПБ, в первичных партийных организациях. Значительное внимание им было уделено на XXIV (февраль, 1960), XXV (сентябрь, 1961), XXVI (март, 1966), XXVII (февраль, 1971) съездах Компартии республики, на пленумах Центрального Комитета, посвященных проблемам идеологической работы. В феврале 1959 года, феврале и июне 1960 года, феврале 1964 года, сентябре 1971 года были приняты специальные решения ЦК КПБ по этим вопросам45. На XXVIII съезде Компартии Белоруссии (февраль, 1976) проблемы атеистической деятельности обсуждались в органическом единстве с задачами повышения нравственной зрелости и образованности людей, активного внедрения в их сознание и поведение норм коммунистической морали.
В конце 50 — начале 60-х годов ЦК Компартии Белоруссии тщательно проанализировал состояние контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах в республике, постановку атеистической работы в партийных организациях Витебской и Брестской областей, Бобруйского района Могилевской и Калинковичского Гомельской областей. Была намечена конкретная программа мер, направленных на улучшение научно-атеистического воспитания.
В результате целенаправленной работы партийных комитетов и первичных парторганизаций по реализации постановлений ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» (июль, 1954) и «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» (ноябрь, 1954) в атеистическом воспитании трудящихся были достигнуты заметные сдвиги. В республике развернулась подготовка кадров специалистов-антирелигиозников, увеличилось количество лекций по атеистической и естественнонаучной проблематике. В Могилеве, Бресте, Кобрине были открыты Дома или кабинеты научного атеизма. Госиздат БССР выпустил серию брошюр на антирелигиозные темы. Реакционная сущность религиозной идеологии, антиобщественные действия церковников и сектантов разоблачались в периодической печати и по радио.
Однако в целом работа многих партийных организаций и идеологических учреждений республики по атеистическому воспитанию населения в конце 50 — начале 60-х годов по ее научному уровню, связи с жизнью, практикой хозяйственно-культурного строительства, формам и методам еще далеко не отвечала обстановке и новым требованиям. Научно-атеистическая пропаганда слабо направлялась и координировалась партийными комитетами. Зачастую она ограничивалась общеизвестными вопросами и не затрагивала проблем, выдвигавшихся на первый план в связи с важностью формирования научного мировоззрения у всех трудящихся. Не было должной взаимосвязи с другими направлениями идейно-воспитательной работы. Узким оставался круг активистов, участвовавших в борьбе с религиозными предрассудками. Атеистическая работа на местах нередко испытывала палет кампанейщины: ее активность резко повышалась перед религиозными праздниками или после соответствующего вмешательства партийных органов, затем наступал спад. Результативность проводимых мероприятий снижалась из-за плохой их организации, однообразия форм и методов.
Одна из крайностей, имевших место в атеистической деятельности некоторых партийных организаций республики, выражалась в примиренческом отношении к религии и церкви, одностороннем понимании свободы совести. Она вытекала часто из неправильного понимания некоторыми партийными активистами отношения Коммунистической партии к религии и церкви, догматического подхода к атеистической работе. Среди части работников существовало мнение, будто религиозные пережитки в советском обществе отомрут сами по себе, стихийно, в ходе коммунистического строительства и поэтому отпала необходимость в активной атеистической пропаганде, которая якобы потеряла свою остроту.
Подобное мнение смыкалось с ошибочной точкой зрения, будто с победой социализма уничтожены социальные корни религии и что в нашем обществе нет больше условий для ее существования. Влияние религиозных пережитков на часть советских людей недооценивалось, свобода совести в связи с переходом церкви на позиции лояльности по отношению к социалистическому строю трактовалась как полная свобода распространения религиозных взглядов. «Из фактов лояльного отношения церкви к Советскому государству,— писал в редакционной статье журнал «Коммунист Белоруссии» в 1954 году,— отдельные коммунисты, отдельные работники учреждений науки и культуры сделали совершенно неправильный, политически ошибочный и вредный вывод о том, что сама религия изменилась, что религия сделалась менее реакционной. Такие представления и привели к ослаблению борьбы с религией, а в некоторых местах и к прекращению научно-атеистической пропаганды...»46
Проведенная ЦК КПБ во второй половине 1959 — первой половине 1960 годов проверка состояния атеистической работы в Витебской области выявила недооценку со стороны ряда партийных комитетов и первичных организаций того обстоятельства, что определенные слои населения области находились под влиянием религиозных суеверий и предрассудков. В материалах проверки отмечался тот факт, что в Ветринском районе церковники заметно активизировали свою деятельность, а среди многих коммунистов и секретарей первичных организаций бытовало мнение, будто с религиозными предрассудками в районе покончено47.
О недооценке атеистической работы подробно говорилось на пленуме Минского обкома КПБ, обсуждавшем 19 июня 1962 года постановление ЦК КПСС «О руководстве Минского обкома Коммунистической партии Белоруссии идеологической работой»48.
При изучении ЦК КПБ в 1963 году атеистической работы в Брестской области обнаружилось, что в Пинском, Столинском, Дрогичинском, Барановичском и ряде других районов значительная часть коммунистов и сельской интеллигенции в ней не участвовала. В Калинковичском районе Гомельской области, как показала проверка, часть молодежи находилась под влиянием служителей религиозных культов, партийные же и комсомольские организации не принимали мер по усилению атеистического воспитания, не вели повседневной индивидуальной работы 49.
Примиренчество к религии проявлялось и в том, что отдельные коммунисты и комсомольцы позволяли совершать религиозные обряды над своими детьми, держали в доме иконы, участвовали в религиозных праздниках и обрядах.
Другой крайностью было стремление некоторых местных работников ускорить процесс преодоления религии, покончить с нею «в один миг». Имели место случаи необоснованного закрытия молитвенных помещений. Попытки искусственно форсировать преодоление религии, случаи администрирования в религиозных вопросах оборачивались противоположной стороной — оживлением религиозной деятельности. Крикливость в пропаганде, оскорбление чувств верующих в корне противоречили ленинским принципам формирования атеистического мировоззрения трудящихся.
ЦК КП Белоруссии строго предупреждал против любых крайностей в атеистической работе и нарушений советского законодательства о религиозных культах, постоянно подчеркивал, что научно-материалистическое, атеистическое мировоззрение, как научная система взглядов, формируется не стихийно, а вносится в сознание масс комплексом идеологических средств, среди которых важное место занимает атеистическая пропаганда. «Усиливая борьбу с пережитками прошлого,— констатировал XXVI съезд Компартии Белоруссии,— партийные организации должны в то же время внимательно относиться к людям, которые оказались в плену предрассудков в силу своего невежества, низкого уровня культуры: это прежде всего касается работы с верующими. Им необходимо терпеливо разъяснять несостоятельность религиозных догм, показывать, что хозяином жизни и творцом своего счастья является сам человек»50.
Заботясь об усилении эффективности работы по формированию марксистско-ленинского мировоззрения у трудящихся республики, о повышении роли научно-атеистической пропаганды в этом процессе, ЦК Компартии Белоруссии акцентировал внимание партийных комитетов и организаций, идеологических учреждений, пропагандистско-агитационных кадров на необходимости более глубокого научного подхода к атеистической работе, первоочередного решения тех ее проблем, от которых зависят идейно-теоретический уровень, совершенствование форм и методов, а в конечном итоге эффективность пропаганды. Особое внимание обращалось на целеустремленность, конкретность, наступательность пропаганды, согласованность в работе всех отрядов идеологического фронта. Требовалось, чтобы партийная пропаганда, политическая агитация, культурно-просветительная работа, народное образование, наука эффективно служили формированию марксистско-ленинского мировоззрения, делу воспитания атеистической убежденности трудящихся. | |
Просмотров: 839 | |