Научная разработка проблем атеизма и критики религии в СССР

 

Научная разработка проблем атеизма и критики религии на основе конкретно-социологических и других исследований ведется в республике институтами философии и права, искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР, кафедрами общественных наук Белорусского государственного университета имени В. И. Ленина, Гродненского университета, Минского педагогического института, других высших учебных заведений, партийными работниками. ЦК Компартии Белоруссии, придавая большое значение общественным наукам как фактору теоретического осмысливания социальных процессов, неуклонно повышает их роль и в формировании марксистско-ленинского мировоззрения трудящихся. На научной разработке проблем атеизма и научной критики религии положительно сказалась общая тенденция крепнущей связи теоретического и прикладного познания в идейном воспитании трудящихся республики.

 

Об ориентации на потребности практики, более тесной связи идеологической деятельности с результатами и достижениями общественных наук свидетельствует анализ направлений, по которым в республике исследуются проблемы атеизма и критики религии.

 

Одним из направлений такой разработки является изучение конкретных религиозных верований, распространенных на территории республики, их мировоззренческих, нравственных и эмоционально-психологических особенностей, модернизации и приспособления к советской действительности.

 

В этом плане научный интерес представила вышедшая в свет в 1968 году монография В. А. Молокова «Философия современного православия (Критический очерк)», посвященная актуальным и малоразработанным проблемам критики идеологических основ современного православия. Главное внимание автор сосредоточил на критическом анализе философских и социологических воззрений, пропагандируемых богословско-церковными кругами приспособления православия к современности. По мнению Н. С. Гордиенко, это исследование «можно считать хорошим началом широкого изучения актуальной, хотя и недостаточно исследованной проблемы, правильное понимание которой существенно важно не только для исследователей (прежде всего философов и историков), но и практиков научно-атеистической работы»43.

 

Значительным явлением в научной критике современного католического вероучения явились исследования Е. М. Бабосова. В работе «Тейярдизм: попытка синтеза науки и христианства», опубликованной в 1970 году, им раскрыты сущность и причины возникновения тейярдиз-ма — одного из наиболее влиятельных оппозиционных течений в современном католицизме. Автор убедительно показал несостоятельность попыток соединения науки и христианства, предпринимаемых тейярдистами, место и роль этого течения в идеологической борьбе на современном этапе. В монографии «Научно-техническая революция и модернизация католицизма», вышедшей в свет в 1971 году, Е. М. Бабосов, характеризуя сущность и особенности изменений, происшедших во взглядах католических богословов на мир в целом и на социальные последствия научно-технической революции, показал несостоятельность богословских попыток приспособления к науке, примирения христианства с революцией, истинные позиции католицизма как защитника интересов эксплуататорских классов в историческом противоборстве двух систем — социалистической и капиталистической. В книге «Современный католицизм и наука» Е. М. Бабосов подверг критике отношение католицизма к научному прогрессу.

 

Некоторые вопросы истории католицизма, его проникновения на территорию Белоруссии, реакционной роли католической церкви нашли освещение в работах А. И. Залесского. Большое внимание автор уделяет раскрытию форм и методов религиозной пропаганды католического духовенства среди населения. Католицизму и его проникновению в Белоруссию посвящены книги Я. Н. Марата: «Из истории борьбы народных масс Белоруссии против экспансии католической церкви», «Очерки истории католической церкви в Белоруссии XVIII века», вышедшие в издательствах республики в 1969—1974 годах. Ценны они тем, что их автор на основе малоизученных источников и архивных материалов рассматривает вопросы, связанные с историей экономической, политической и идеологической экспансии католической церкви в Белоруссии, разоблачает попытки современных клерикальных историков оправдать ее.

 

Ряд сторон католицизма, особенностей его воздействия на население раскрывает В. Г. Докторов в книгах «Сучас-ны каталщызм» и «Пад гатычным! скляпенням! касцёлау» (Пал1тыка каталщызму у БССР)».

 

С научной и познавательной точек зрения интересен коллективный труд «Баптизм и баптисты (Социологический очерк)», вышедший в свет под редакцией М. Я. Лен-су и Е. С. Прокошиной в 1969 году.

 

На основании конкретно-социологических исследований, проведенных в республике, авторы книги подвергают анализу различные стороны обыденного сознания баптистов— их религиозные и социальные представления, нравственные идеалы, эмоциональный мир, излагают историю баптизма в Белоруссии, причины его живучести, дают некоторые рекомендации по улучшению атеистического воспитания. «...Атеистическая литература,— говорится в рецензии на эту книгу,— пополнилась еще одним изданием, содержащим важную конкретно-социологическую информацию о современном баптизме, которая послужит хорошей основой для дальнейших теоретических обобщений и практических рекомендаций по работе среди баптистов»44.

 

Критическому анализу современного религиозного сектантства на территории Белоруссии посвящены работы П. И. Вдовиченко, Л. М. Игнатенко, Б. И. Камейши, Д. М. Матяса, Г. А. Мартиросова, Р. В. Надольского и других. В них прослеживается история религиозного сектантства, вскрывается реакционность его идеологии и морали, разоблачаются применяемые сектами методы и приемы пропаганды религиозных идей, взгляды сектантов на общество, науку, труд, семью, смысл жизни и т. д.

 

Реакционная роль религии и церкви, которую они играли на территории Белоруссии, неуклонный рост атеизма населения республики раскрываются в сборнике «Документы обличают», вышедшем в 1964 году под редакцией А. И. Залесского и А. И. Азарова.

 

Другим актуальным направлением научных исследований в области научного атеизма и критики религии явилось изучение причин существования и путей преодоления религиозных пережитков в республике.

 

В этом плане прежде всего следует назвать коллективную работу «Причины существования и пути преодоления религиозных пережитков», подготовленную Институтом философии и права АН БССР. Она освещает историю развития атеизма в Белоруссии, дает характеристику некоторых особенностей основных вероисповедных направлений, распространяемых на территории республики (православие, католицизм, христианское сектантство), сознания и поведения верующих. Главное внимание исследователи сосредоточили на выяснении источников происхождения религиозных представлений и условий сохранения религии (социального, идеологического, морального, психологического характера).

 

В книге сделана попытка более широкого подхода к атеистической работе. В частности, авторы акцентируют внимание на первостепенном значении в преодолении религиозных пережитков утверждения и развития социалистического образа жизни; создания в трудовых коллективах обстановки, исключающей черствость, бездушное отношение к человеку, укрепления атмосферы дружбы, взаимного уважения, товарищества, что во многом предотвращает поиски утешения в религиозных общинах; распространения коммунистической морали, противопоставления подлинного гуманизма религиозному утешительству; миролюбивой внешней политики КПСС и Советского государства, обеспечивающей необходимые условия для коммунистического строительства, воспитания нового человека, освобождения его от религиозных пережитков.

 

Изучению различных аспектов религиозности определенной части населения республики, причин существования и путей преодоления религии посвящены работы многих белорусских авторов: И. И. Акинчица, В. М. Лисичкина, А. А. Круглова, В. М. Иванова, Ф. С. Таратунского, В. А. Баркана и др. Л. М. Игнатенко в книге «За возвращение в жизнь» рассматривает некоторые психологические причины проявления религиозности у части людей нашего общества, показывает роль общественных организаций, трудовых коллективов в атеистическом воспитании. И. И. Акинчиц в книге «Молодежь и религия» анализирует модернистские действия современных служителей религии, применяемые ими для привития молодежи религиозных убеждений.

 

После постановления ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве» (август, 1967) в научных коллективах республики стали более активно разрабатываться теоретические основы и практические проблемы системы атеистического воспитания, организации пропаганды научного атеизма на основе ленинских принципов.

 

Следует особо выделить глубокий интерес ученых к атеистическому наследию В. И. Ленина и значению его в современных условиях. Ему посвящались республиканские конференции «Ленинское атеистическое наследие и современность» (1971), «Философское завещание В. И. Ленина и современность» (1973), «50-летие декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (1969), по которым изданы специальные сборники научных трудов. На трех указанных конференциях с докладами и сообщениями выступило более 120 представителей важнейших направлений общественных наук.

 

Белорусские научные работники-атеисты изучают атеистическое наследие учеников В. И. Ленина: Е. М. Ярославского, А. В. Луначарского, И. И. Скворцова-Степанова, В. Д. Бонч-Бруевича и других, осмысливают значение их трудов для современной практики. В этом плане получили известность монографии А. А. Круглова «А. А. Скворцов-Степанов — атеист» (1974) и И. Ф. Реку ца «Философские проблемы критики религии в атеистическом наследии А. В. Луначарского» (1976).

 

В республике издан ряд работ, в которых с научных позиций исследуются проблемы теории и практики атеистической деятельности в условиях развитого социализма, анализируются процессы, протекающие в сфере формирования атеистических убеждений и действий людей, внедрение в пропаганду атеизма научных основ, рассматриваются особенности работы среди различных социальных групп населения республики, пути повышения ее результативности 45.

 

В кандидатской диссертации В. К. Соглаева проанализирован опыт работы партийных организаций Белоруссии по формированию научно-материалистического атеистического мировоззрения в системе политического образования (1979), в кандидатской диссертации Н. Т. Иванова — рбЛь печати Белоруссии в преодолении религиозных пережитков (1971).

 

Определенное внимание исследователи уделяют вопросам атеистического воспитания учащихся и студентов (Т. А. Гриченок, 3. О. Зимак, Е. С. Кузьмитович, М. А. Пашкевич, Я. Н. Мараш, Р. В. Надольский и др.). Положительно отмечен в литературе этой тематики коллективный труд под редакцией И. С. Солнцева и Л. И. Каминского «Атеистическое воспитание учащихся», изданный в 1965 году.

 

Борьбе со знахарством, суевериями, ложными приметами, способствующими сохранению религиозных пережитков, посвятил свои работы Л. И. Минько: «Знахарство. Истоки, сущность, причины бытования» (1971), «Суеверия и приметы (истоки и сущность)» (1975) и др.

 

Научно-атеистическая проблематика в республике все более тесно увязывается с решением такой насущной проблемы, как пути распространения научного мировоззрения в массах, превращение его в господствующее в нашем обществе. Сущность научного материалистического мировоззрения, его социальные функции, пути и средства формирования, роль в коммунистическом воспитании проанализированы в коллективных работах «Коммунизм и формирование научного мировоззрения масс» (1966) и «Проблемы формирования коммунистического мировоззрения» (1975), а также во многих других исследованиях видных ученых.

 

Большое значение в активизации исследовательской работы в данной области, усилении связи научного атеизма с другими общественными науками сыграло состоявшееся в Минске в сентябре 1977 года совместное заседание научного совета АН СССР по истории общественной мысли и отделения общественных наук АН БССР, посвященное вопросам формирования научного материалистического мировоззрения и утверждения его в качестве безраздельно господствующего в нашей стране. На заседании выступили секретарь ЦК КПБ А. Т. Кузьмин, члены-корреспонденты АН СССР М. Т. Иовчук и В. С. Кружков, академики АН БССР К. К. Атрахович, И. М. Игнатенко, Ф. С. Мартинкевич, член-корреспондент АН БССР Е. М. Бабосов, доктора наук В. Ф. Шебанов, Н. М. Кейзеров, А. Ф. Окулов, Л. Ф. Евменов, С. В. Марцелев, Т. Ф. Мамедов 46. Исследователи данной проблематики в республике изучают историю свободомыслия и атеизма, а также христианской религии.

 

Значительный вклад в разработку этих проблем внес профессор Г. М. Лившиц. В 60—70-е годы он опубликовал ряд монографий по научному атеизму 47. Интересен коллективный труд под редакцией Е. М. Бабосова и Г. М. Лившица «Из истории свободомыслия и атеизма в Белоруссии» (1978). Являясь первой попыткой систематизированного историко-философского исследования основных тенденций и особенностей исторического процесса развития свободомыслия и атеизма в нашей республике в дореволюционные годы, книга — ценное пособие для пропагандистов. В 1973 году издан «Очерк свободомыслия и атеизма в Белоруссии в XIX веке» Е. С. Прокошиной. В области данной проблематики работают и другие белорусские ученые: Л. Л. Короткая, Я. Н. Мараш, С. X. Александрович, Н. А. Алексютович, К. П. Кабашников, А. С. Федосик и другие.

 

Всего в республике в 1961—1977 годах вышло в свет около 160 книг и брошюр по научно-атеистической проблематике. За эти годы в сборниках, общественно-политических и научных журналах опубликовано более 200 научных статей по вопросам атеистического воспитания и критики религиозной идеологии. Содержащиеся в них информация и практические рекомендации обогащают теоретический багаж пропагандистов научного атеизма, помогают им совершенствовать методику борьбы с религиозным мировоззрением, за упрочение материалистического сознания масс.

 

Отмечая несомненные достижения в научной разработке вопросов атеизма и религии, следует сказать и об имевшихся в ней недостатках. Один из них в том, что многие вопросы, имеющие непосредственное отношение к практике атеистической пропаганды, остаются вне внимания исследователей. Далеко не достаточно изучаются религия как сложное социальное явление, выполняемые ею функции, социально-нравственные аспекты религиозности, психология верующих, процессы формирования общественного атеистического мнения, возрастание роли и социальной направленности научно-атеистической пропаганды в развитом социалистическом обществе. Более глубокий подход требуется к анализу причин веры в бога, влияния религии на некоторую часть молодежи, способов и методов модернизации религиозной идеологии, механизма действия антисоциалистической религиозной пропаганды из-за рубежа. Слабо освещаются проблемы атеизма и атеистического воспитания в работах по истории республики, ее культуре, исследованиях по психологии, естествознанию.

 

Эффективность ряда работ снижается и тем, что лежащие в их основе исследования не всегда отражают органическое единство теоретического анализа и конкретных прикладных разработок, во многих случаях не касались методики использования научной информации в идейновоспитательной деятельности. В результате разрывался тот необходимый естественный цикл, который должен включать как единое целое общественную атеистическую науку и практику атеистической пропаганды.

 

Учитывая эти обстоятельства, ЦК КПБ определил ряд мер по актуализации тематики исследований в области общественных наук, укреплению их связи с практикой партийной и государственной работы. Научные коллективы и кафедры общественных наук высших учебных заведений получили конкретные задания по изучению реальных процессов социально-политического, экономического и духовного развития современного советского общества, проблем идейно-политического воспитания населения, в том числе роли трудовых коллективов в развитии производственной и общественной активности трудящихся; влияния творческого труда, социалистического соревнования на гармоническое развитие личности; путей дальнейшего углубления интернационализации всего уклада нашей общественной жизни, более четкого соединения патриотического, интернационального и идейно-нравственного воспитания; формирования у населения глубокого классового подхода к явлениям общественной жизни на этапе зрелого социализма и т. п.48.

 

Значение этих исследований для научно-атеистической работы в том, что их результаты, вместе со специальными трудами по проблемам атеизма и атеистического воспитания, критики религии, религиозного мировоззрения и морали, обогащают научно-теоретическую основу пропаганды, ориентируют кадры на дальнейшее совершенствование средств, форм и методов атеистической работы.

Категория: Религия | Добавил: fantast (19.01.2019)
Просмотров: 609 | Рейтинг: 0.0/0