Партийное руководство научно-атеистической пропагандой объединяет общеполитическое и конкретное, организационно-практическое управление всей ее системой в целом и каждым направлением в отдельности. Партия руководит процессом формирования атеистических убеждений, развивает атеистическую активность людей прямо, посредством внутрипартийной и массовой идейно-воспитательной работы, и опосредованно, через государственные и общественные органы и организации, призванные влиять на развитие науки, культуры, искусства, образования, печати, радио, телевидения, обеспечивать их мировоззренческую, в данном случае атеистическую направленность.
Важнейшие задачи организации и руководства атеистическим воспитанием состоят в том, чтобы, во-первых, обеспечивать необходимую взаимосвязь и взаимодействие объективных условий и субъективного фактора в формировании научно-атеистического, материалистического мировоззрении; во-вторых, усиливать взаимосвязь и взаимодействие атеистической работы с другими направлениями воспитательной деятельности; в-третьих, координировать, и направлять усилия организаций, учреждений, ведомств, призванных ею заниматься, и, в-четвертых, решать вопросы подбора и подготовки кадров атеистов
Известно, что уровень атеистической пропаганды зависит от того, насколько умело и планомерно партийные комитеты направляют эту деятельность, как боевито работают в данной области первичные организации, в какой степени каждый коммунист выполняет требования Устава и Программы партии о личном участии в работе по преодолению религиозных предрассудков у опрбдёлепной части населения.
В конце 50 — начале 60-х годов в республике наблюдалась известная разобщенность, несогласованность, параллелизм в атеистической работе, проводимой советскими, профсоюзными, комсомольскими организациями, обществом «Знание», учреждениями культуры, творческими союзами. Это снижало ее эффективность, идейпо-теоретиче-ский, научный уровень, сужало ее формы и методы.
В 1958—1961 годах были предприняты попытки устранить этот недостаток путем создания Домов и кабинетов атеизма. Их базой служили Дома политического просвещения в областных центрах и кабинеты политического просвещения в районах. Работали они под непосредственным руководством отделов пропаганды и агитации городских и районных комитетов партии. В целях лучшей организации их деятельности несколько групп организаторов и пропагандистов атеизма республики изучили опыт руководства атеистическим воспитанием в различных районах страны. Одна из таких групп, сформированная Могилевским обкомом КПБ, побывала в Одессе, подробно ознакомилась там с опытом работы одного из первых в стране Домов атеизма. Другая группа, образованная Кобринским РК КПБ, выезжала в Ленинград. Там ее представители изучили деятельность Выборгского клуба атеистов, посетили Музей истории религии и атеизма, встретились со старейшими атеистами города, партийными работниками 2.
Первые Дома и кабинеты атеизма в республике появились в середине 1958 года. Вскоре они уже функционировали во всех областных и районных центрах, координируя деятельность в области пропаганды научного атеизма, подготовки и переподготовки кадров, рекомендуя наиболее целесообразные методы воспитания, обобщая и распространяя его лучший опыт.
Хорошо зарекомендовал себя в те годы могилевский Дом атеизма. Повседневное руководство им осуществлял совет, состоявший из 16 опытных пропагандистов. При доме функционировало пять секций: лекционной работы и атеистических дискуссий, химическая, астрономическая, литературно-художественная и организационная. В методическом кабинете сосредоточивалась литература и библиография по темам: история религии и атеизма; противоположность научного и религиозного мировоззрений; КПСС о религии и путях преодоления религиозных верований. Имелась киноустановка, работали стационарная и передвижная выставки: «Наука и религия», «Происхождение человека», «Строение Вселепной», «Прошлое Земли».
Дом атеизма установил тесную связь с партийными организациями промышленных предприятий и учреждений города, агитколлективами, культпросветучреждениями, школами, членами Общества по распространению политических и научных знаний (позже — общества «Знание»), оказывал им помощь в работе по атеистическому воспитанию. Силами его актива читались лекции на естественнонаучные и научно-атеистические темы. Ежемесячно в рабочих клубах Могилева устраивались антирелигиозные вечера.
Большой популярностью у населения пользовался кабинет атеиста, созданный в июне 1958 года в Кобрине. Им также руководил совет; его активисты (65 человек) входили в состав различных секций, редколлегии стенной газеты, вели занятия в кружках и семинарах. В библиотеке кабинета насчитывалось до 500 томов книг научной, политической и художественной атеистической литературы, концентрировались тексты выступлений местных лекторов, различные материалы, характеризовавшие деятельность религиозных объединений в районе, содержавшие опыт ведения пропаганды. Функционировали постоянно действующие выставки: «Наука и религия», «Наука о происхождении человека», «Изобразительное искусство и религия». Кабинет имел необходимые технические средства пропаганды, наборы реактивов для проведения химических опытов 3. При кабинете работали агитационно-пропагандистские группы, объединявшие лекторов-атеистов и около 100 агитаторов. Лекторы периодически приглашались сюда для консультации и подготовки текстов лекций. Здесь они получали и необходимую методическую помощь.
Члены совета по поручению бюро РК КПБ выезжали в сельские партийные организации для оказания помощи в налаживании атеистической работы, участвовали в подготовке партийных собраний с повесткой дня «О состоянии и мерах улучшения атеистического воспитания», которые прошли во всех колхозах и совхозах.
Совет кабинета выпускал газету-выставку «Атеист», оборудованную в соответствии с решением бюро райкома партии. Она представляла собой 10 красочно оформленных витрин, установленных на центральной площади города. В ней помещались разнообразные материалы по атеистической пропаганде, статьи из журнала «Наука и религия», фотоиллюстрации, велись рубрики: «Спрашивай — отвечаем», «Они порвали с религией», «Вести из района». Один из щитов занимала рукописная газета «Кобринский безбожник». По инициативе совета кабинета в районе регулярно проводились кинофестивали по атеистической тематике. Во всех школах и учреждениях культуры были созданы уголки атеиста, в бывшем соборе — передвижной планетарий, который лишь в 1961 году посе* тило более двух тысяч человек 4.
При кабинете атеиста работал постоянно действующий теоретический семинар. Занятия в нем посещали 37 лекторов и пропагандистов. Существовал при кабинете и кружок для верующих. Его посещало 20 слушателей. Занятия вели преподаватели средней школы. Программа включала вопросы астрономии, физики, химии, биологии, медицины. По таким темам, как «Происхождение и строение Земли», «Мозг и психика человека», «Сон и сновидения», предусматривались собеседования со слушателями. Изложение материала сопровождалось показом научно-популярных и документальных фильмов. Основные темы программы увязывались с критикой религиозных догм и представлений. Это был один из первых в Брестской области кружков начальных знаний о природе и обществе.
В 1960 и 1961 годах в «Межколхозстрое», на швейной фабрике, в колхозах «Октябрь» и «Дружба» работали кружки основ научных знаний. По своей программе они были близки к программам современных школ начальных знаний о природе и обществе. В них занимались более 70 человек — верующих и неверующих, имевших начальную общеобразовательную подготовку5.
Кобринский кабинет атеиста стал важным подсобным органом районного комитета партии в организации и практическом ведении атеистической работы. Подобно ему, разнообразные формы объединения атеистических сил, выработки наиболее целесообразных форм и методов пропаганды применяли кабинеты научного атеизма в Бресте, Бобруйске, Лиде, Гродно, Кричеве, Мостах и других городах и районных центрах. Их опыт был использован в организационной структуре управления атеистической работой, которая начала складываться со второй половины 60-х годов. Ее низовое звено составили коммунисты-организаторы, объединившие вокруг себя группы общественников, а в крупных производственных коллективах — советы по атеистическому воспитанию. В состав таких советов входили секретарь партийной организации, руководитель коллектива, председатель сельского или поселкового Совета, заведующий агитколлективом, секретарь комитета комсомола и другие активисты-общественники.
В соответствии с планом мероприятий партийной организации по атеистическому воспитанию, составляемым обычно на год, намечались планы текущей работы. В них определялись задачи комсомольской и профсоюзной организаций, организации общества «Знание», агитколлектива, клуба, библиотеки, школы, медицинского пункта. Предусматривались изучение религиозной обстановки, проведение воспитательной работы среди верующих, учеба активистов, меры по контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах. Это вносило целенаправленность в работу, способствовало устранению разобщенности и параллелизма.
Стремление расширить сферу влияния научно-атеистической пропаганды, углубить ее содержание, разнообразить формы, привлечь к ней более широкие слои общественности было присуще многим советам по атеистическому воспитанию в производственных коллективах. Так, деятельность такого совета в колхозе «Ленинский путь» Несвижского района строилась в тесной связи с пропагандой экономических успехов хозяйства, ростом общего образования и культуры сельских тружеников, преодолением их религиозных пережитков. Важная роль отводилась пропагандистам колхоза, лекторской группе, коллективу политинформаторов и агитаторов, работникам культуры, комиссии по новым обрядам.
Во всех пяти населенных пунктах колхоза ежемесячно читались лекции и проводились беседы на атеистические темы, на центральной усадьбе прошли обсуждение кинофильма «Тени исчезают в полдень», конференции читателей, тематические вечера по проблемам атеизма и религии («Поговорим о суевериях и предрассудках», «Религия и женщина», «Какой морали учит религия» и другие). Совет проявлял заботу об усилении атеистической направленности расположенной на территории колхоза Ланской сельской библиотеки. С 1962 по 1971 год число книговы-дач научно-атеистической литературы в ней увеличилось с 94 до 346, количество читателей достигло 315 человек. В колхозе стало традицией проведение праздников труда и песни, проводов зимы, первой борозды, урожая. Хорошие результаты давало внедрение в быт населения новых обрядов и ритуалов. В 1971 году было совершено 19 (из 25) торжественных регистраций брака, 36 (из 42) записей новорожденных. В атеистическом воспитании значительное место занимали выступления мужского хора, в составе которого было несколько человек, в прошлом активно участвовавших в церковном хоре.
Следует отметить, что и в других колхозах Несвижского района атеистические советы, руководимые первичными партийными организациями, атеистическое воспитание тесно увязывали с развитием идейно-политической и трудовой активности колхозников 6.
Следующим звеном структуры управления атеистической работой явились советы по атеистическому воспитанию в городах, районных и областных центрах. Их задача состояла в направлении этой работы в масштабах района, области. В обкомах, многих горкомах и райкомах партии один из работников отделов пропаганды и агитации специализировался на организации атеистической пропаганды.
Первые советы атеистов возникли при Брестском и Гродненском обкомах КПБ. В 1964 году такие советы были образованы в большинстве городов и районных центров республики. В состав 11 советов при сельских райкомах партии Гродненской области входило более 130 партийных, советских, комсомольских и профсоюзных активистов, работников газет и радио, народного образования, культуры, медицины, пропагандистов и лекторов. Помимо этого, в области имелось 318 советов при партийных организациях колхозов и совхозов, объединявших 1367 активистов 7. И. М. Квашнина приводит данные о направлениях и формах работы советов атеистов при Брестском горкоме КПБ, Брестском, Лунинецком, Кобринском и других райкомах партии Брестской области, а также при Гродненском городском комитете КПБ. В. Пепеляев раскрывает опыт ряда атеистических советов Витебской области 8.
Целенаправленное влияние на организацию и содержание атеистической пропаганды оказывали советы при Брестском, Гродненском и Минском обкомах КПБ.
Заседания совета но атеистическому воспитанию при Брестском обкоме КПБ проводились но плану, составлявшемуся на полугодие. Материалы оформлялись в виде бюллетеней, печатались и рассылались во все райкомы партии и их атеистические советы, в областные идеологические учреждения. Круг вопросов, выносившихся на обсуждение, был довольно широк. Большое внимание уделялось подготовке атеистических кадров (проведение семинаров, организация заочной школы лекторов-атеистов, работа с агитаторами, ведущими индивидуальную работу с верующими), совершенствованию форм и методов групповой и индивидуальной работы, внедрению в быт трудящихся области новых, социалистических ритуалов, атеистическому воспитанию различных категорий населения, включая детей и подростков. Анализировалось содержание проповедей служителей религиозного культа, произносимых в церквах и молитвенных домах, готовились и посылались в партийные комитеты рекомендации по учету их в работе на местах.
В центре внимания совета при Брестском обкоме партии была организация занятий в школах начальных знаний о природе и обществе, которые с 1965 года в области стали создаваться повсеместно. На одном из заседаний члены совета детально проанализировали порядок комплектования школ, состав слушателей, учебные программы и планы. Обсуждение помогло вскрыть ряд недостатков и упущений и принять меры по их устранению. Областной Дом политического просвещения разработал методические рекомендации в помощь преподавателям школ.
Наряду с проблемными вопросами, определявшими направления атеистической работы, рассматривались и вопросы, требовавшие оперативного решения. Выяснилось, например, что в область недостаточно завозилась и слабо распространялась научно-атеистическая литература. В связи с этим совет заслушал отчеты ведомств, занимавшихся книжной торговлей, изучил практику комплектования библиотек новейшими изданиями. Это позволило выработать конкретные предложения, осуществление которых способствовало улучшению пропаганды научно-атеистической литературы. Совет привлек медицинских работников к активному участию в атеистическом воспитании, подсказал профсоюзным организациям действенные формы их атеистической деятельности.
По поручению совета областной Дом санитарного просвещения провел девять инструктивных совещаний-семинаров, посвященных задачам и формам взаимосвязи научно-атеистической пропаганды с санитарно-просветительной работой медиков. При Доме санитарного просвещения начал функционировать клуб атеистов. На протяжении года работники дома организовали 125 лекций, 3 вечера, 2 конференции, провели ряд встреч, выпустили 15 санитарных плакатов, освещавших роль медицины в борьбе с религиозными предрассудками. Через киноустановку дома демонстрировались научно-популярные атеистические фильмы.
Немало поучительного было в те годы и в работе совета по атеистическому воспитанию при Гродненском обкоме партии. На его заседаниях рассматривались информации о планах атеистической работы, анализировались особенности методики и содержание атеистической пропаганды среди населения в районах и на отдельных предприятиях, в колхозах и совхозах, обобщался положительный опыт. Только в 1964 году совет обсудил мероприятия обкома комсомола, областного управления культуры, облоно, облсовпрофа по улучшению атеистического воспитания трудящихся, состояние этой работы в Лидском районе, распространил опыт Росской сельской библиотеки в пропаганде научно-атеистической литературы, Радунской и Циринской школ по атеистическому воспитанию учащихся. На заседания совета приглашались секретари горкомов и райкомов партии. В подготовке вопросов участвовали не только члены совета, но и научные работники вузов города, партийные работники, пропагандисты 9.
В марте 1964 года совет совместно с обкомом комсомола провел во всех районах совещания и семинары комсомольского актива по проблемам атеистического воспитания молодежи, в мае совместно с правлением областной организации общества «Знание» в городах Волковыск и Мосты — семинары лекторов и агитаторов, работавших с сектантами 10. По его инициативе детально изучалась организация атеистического воспитания населения в Ново-грудском районе. Анализ собранных материалов по истории религии и атеизма в районе, формам проявления религиозности в современных условиях, характеру воспитательной работы среди верующих и других групп дал возможность обобщить положительный опыт и учесть недостатки в атеистическом просвещении населения. В целях оказания помощи местному активу в Новогрудке состоялась научно-практическая конференция па тему «Борьба с религией — борьба за человека», посвященная атеистическому воспитанию молодежи, детей и подростков. В ее работе участвовали многие научные работники вузов Гродно. Советом изучено состояние атеистической работы в Мостовском районе. Райкому партии оказана помощь в ее планировании, проведении семинаров секретарей первичных организаций, председателей организаций общества «Знание», руководителей школ.
В целях повышения роли совета как координирующего центра атеистического воспитания в его составе были образованы секции: индивидуальной работы среди верующих; подготовки кадров атеистов; атеистов — медицинских работников; культурно-просветительной работы; работы среди женщин; новых обрядов и традиций; клубов юных атеистов.
Многие мероприятия по активизации атеистической работы, укреплению в ее организации научных основ осуществил внештатный сектор научно-атеистической пропаганды Минского обкома КПБ, выполнявший функции областного совета. Ежегодно на заседаниях сектора рассматривались планы атеистического воспитания населения, разработанные областной и городской организациями общества «Знание», облсовпрофом, обкомом комсомола, областным управлением культуры, областной библиотекой имени А. С. Пушкина, облздравотделом, редакциями газеты «Мшская прауда» и областного радио. Планы эти изучались, а затем сводились в единый по области план, который утверждался секретариатом обкома КПБ. Сектором рассматривалась также тематика лекций по проблемам атеистического воспитания, пропаганде естественнонаучных знаний, критике религиозной идеологии, работа областной и городской организаций общества «Знание».
В 1963 году сектор подготовил областное совещание идеологических работников с повесткой дня «О задачах научно-атеистической пропаганды в свете решений июньского Пленума ЦК КПСС», в 1964 году — совещание по обсуждению задач, вытекавших из требований ЦК КПСС по организации атеистической пропаганды. Сектор ознакомился с состоянием индивидуальной работы с верующими в Столбцовском районе, оказал помощь партийным организациям Молодечнеиского, Несвижского, Вилейско-го районов в налаживании атеистической пропаганды. Была изучена постановка атеистического воспитания в Мя-дельском районе. Результаты изучения обсуждены на заседании бюро областного комитета партии и нашли отражение в специальном решении.
По рекомендации сектора областной институт усовершенствования учителей обобщил опыт атеистического воспитания учащихся и пропаганды атеизма среди населения в ряде средних школ Молодечнеиского, Мядельского, Столбцовского районов, школе № 5 города Молодечно и издал его отдельной брошюрой. Собранные материалы легли в основу научно-педагогической конференции по атеистическому воспитанию учащихся в школе и семье11. Областная библиотека в помощь пропагандистам, лекторам и агитаторам подготовила рекомендательные списки литературы по научному атеизму, оказала помощь сельским библиотекам в оформлении уголков атеиста, провела семинар библиотечных работников о формах и методах работы с читателями-верующими.
Активисты сектора — научные сотрудники Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР совместно с областным управлением культуры разработали рекомендации по проведению комсомольской свадьбы, Октябрин, посвящения в рабочие и другие. Рекомендации были разосланы в сельские Советы и комсомольские организации области.
Сотрудники сектора составляли основной костяк атеистических редакций областного радио и газеты «Мшская прауда». Они являлись авторами либо членами общественной редколлегии серии популярных брошюр, которые под рубрикой «Беседы с верующими» в 1965—1967 годах вышли в свет. В числе их — «Добро и зло» М. Ленсу, «Ноев ковчег» В. Васильева, «Святая вода» Л. Минько, «Аб ад-ной б1блейскан запаведзЬ) Д. Матяса, «Кал1 верыць запа-ведзям Машея» П. Вдовиченко и др. Сектор издавал бюллетень по вопросам атеистической работы, рассылавшийся в городские и районные комитеты партии, идеологические учреждения и ведомства области.
Вся атеистическая деятельность в республике координировалась и направлялась непосредственно Отделом пропаганды и агитации ЦК КПБ и через республиканский совет атеистов, имевший семь секторов (подготовки кадров, печати, массовых форм атеистической работы, новых безрелигиозных праздников и обрядов, индивидуальной работы с верующими и научных исследований, клубов юных атеистов, атеистов — медицинских работников), занимавшихся определенными направлениями атеистического воспитания. Республиканский совет работал в тесном контакте с научно-методическим советом по пропаганде атеистических знаний при правлении общества «Знание» Белорусской ССР.
Учитывая появление новой категории идеологического актива — руководителей советов и организаторов атеистической работы, Отдел пропаганды и агитации ЦК КПБ с 1964 года начал их обучение на двухнедельных курсах при Минской высшей партийной школе. В течение года подготовку прошло более 300 человек ,2. В 1966 году в республике состоялось десятидневное совещание-семинар, на которое были приглашены председатели областных, городских и районных советов атеистов, секретари горкомов и райкомов партии, другие категории активистов. Аналогичные совещания-семинары по пятидневной программе прошли во всех областных центрах. В их работе участвовало свыше двух тысяч человек.
Сложившаяся структура управления атеистической работой была уточнена и закреплена постановлением Бюро ЦК КПБ, утвердившим в сентябре 1971 года мероприятия по усилению атеистического воспитания населения 13, в соответствии с которыми организационное руководство атеистическим воспитанием в республике осуществляется через общественные советы при отделах пропаганды и агитации горкомов и райкомов КПБ, в необходимых случаях — при парткомах промышленных предприятий, строек, колхозов и совхозов. В обязанности общественных советов входит обеспечение направленности, координация и согласование атеистической деятельности всех идеологических служб и организаций. Бюро ЦК КПБ одобрило введение в первичных партийных организациях предприятий, колхозов и совхозов, учебных заведений организаторов из числа коммунистов, хорошо знающих вопросы атеистического воспитания. Советы по атеистическому воспитанию рекомендовалось создавать также при профсоюзных комитетах, органах народного образования, культуры, здравоохранения, редакциях газет, журналов, радиовещания и др.
Среди других мер было признано целесообразным при обкомах партии иметь опорные пункты Института научного атеизма АОН при ЦК КПСС. Белсовпрофу, правлению общества «Знание» БССР было поручено решить вопрос об организации областных Домов научного атеизма. Постановлением предусматривалось расширение подготовки организаторов и пропагандистов научного атеизма в университетах марксизма-ленинизма.
Отдел пропаганды и агитации ЦК КПБ разработал и направил в партийные комитеты для руководства Примерное Положение о советах по атеистическому воспитанию и Положение об организаторе атеистической работы, очертившие их обязанности, основные функции, права и направления деятельности.
В первой половине 70-х годов в Белоруссии работало более двух тысяч советов по атеистическому воспитанию, в том числе 1872 при первичных партийных организациях, объединявших несколько тысяч активистов. До 6,6 тысячи человек были утверждены организаторами атеистической работы. В распоряжении партийных организаций имелось 98 кабинетов научного атеизма. | |
Просмотров: 647 | |