Партийная пропаганда располагает богатейшим арсеналом средств и форм идейного влияния на массы. Наряду с такими каналами массового распространения идей и информации, как пресса, радиовещание, телевидение, важным оружием партии в политическом просвещении, воспитании и организации масс являются устные выступления пропагандистов, лекторов, докладчиков, агитаторов. Они делают пропаганду более гибкой и действенной, позволяют распространять политические и научные знания дифференцированно, исходя из целей и конкретных условий, шире рассматривать проблемы, волнующие ту или иную аудиторию в данный момент.
В связи с бурным развитием современных средств массовой пропаганды и информации в республике со второй половины 60-х годов вошли в практику социологические опросы различных групп трудящихся по выяснению их отношения к источникам информации.
Так, один из первых опросов, проведенный среди трудящихся города Орши Отделом пропаганды и агитации ЦК КПБ, показал, что из 380 рабочих и служащих, ответивших на вопросы анкеты, 91 процент в качестве источников наиболее полной информации о текущих внутренних и международных событиях назвали газеты, 86,3 процента — радио, 64,6 — телевидение, 45,1 — лекции, 36,7 — беседы с друзьями и знакомыми, 33,1 — беседы агитаторов, 32,5 — выступления руководителей, 16,5 процента— вечера вопросов и ответов J.
Примерно такие же результаты дало изучение этой проблемы на 27 предприятиях Минска, в 15 трудовых коллективах других городов республики, проведенное в 1968— 1972 годах по поручению Отдела пропаганды и агитации ЦК КПБ. Из ответов опрошенных явствовало, что более 80 процентов их получали сведения о внутренней жизни и международном положении, пополняли свои политические и научные знания с помощью газет, передач радио и телевидения, свыше 30 процентов регулярно посещали лекции, доклады.
Несколько иной оказалась картина в сельской местности, где насыщенность в те годы массовыми источниками информации, особенно такими, как телевидение, была меньшей, чем в городах. Опрос двух тысяч сельских жителей внештатным сектором научно-атеистической пропаганды Минского обкома КПБ выявил, что на первое место колхозники ставили радио, затем газеты, беседы с агитаторами и уже потом — телевидение 2.
Исследования показали необоснованность суждения, будто в новых условиях устные пропагандистские выступления начали терять свое значение. В отчетах партийных органов, публикациях по материалам опросов неизменно подчеркивался возрастающий интерес трудящихся к лекциям как источнику глубоких политических и научных знаний, эффективному средству идейного и эмоционального воздействия на аудиторию. Не подменяя и не повторяя другие виды пропагандистских выступлений, они помогают правильно осмысливать важнейшие явления и процессы в развитии экономики и культуры страны, в ее социально-политической и духовной жизни, новейшие достижения общественных, естественных и технических, наук, побуждают к дальнейшему самостоятельному хизучению интересующих проблем и вопросов. Задачу пропагандистов партийные организации видели не только в том, чтобы дать слушателям известную сумму сведений, но и в том, чтобы помочь им быстрее стать активными, целеустремленными строителями коммунизма и в этом направлении формировать ход мыслей, интеллектуальные и экономические интересы. Естественно, в новых условиях повышались требования к лекциям, их качеству, содержанию, а также к самим лекторам прежде всего с точки зрения их умения не только правильно, доступно раскрывать тему, но и вызывать у слушателей глубокий интерес к пей.
Исследования подтвердили высокую эффективность лекционной пропаганды. Свыше 80 процентов опрошенных рабочих и служащих предприятий Минска, Борисова, Солигорска отметили, что лекции обогащают их знания, расширяют кругозор, воспитывают преданность Родине и Коммунистической партии, содействуют сплочению коллективов в борьбе с трудностями, помогают выработать у их слушателей чувство прекрасного. «Хоть я и читаю газеты, однако лекции дополнительно помогают мне быть в курсе событий, лучше разобраться в них»,— писал 40-летний рабочий Минского станкостроительного завода имени Кирова. Другой рабочий этого же завода подчеркивал: «Если лектор доходчиво и убедительно подает материал, то человек покидает аудиторию обогащенным знаниями и более политически подкованным». Говоря об идейно-эмоциональном воздействии лекционной пропаганды, служащая швейного производственного объединения имени Н. К. Крупской отмечала, что после хорошей лекции «появляется желание стать лучшим и более полезным для общества»3.
Не случайно при определении интереса слушателей к различным формам устной пропаганды сотрудники проблемной лаборатории социологических исследований Бел-госуниверситета имени В. И. Ленина заключили, что как городские, так и сельские жители очень высоко ценят лекции.
Из 7358 опрошенных городских жителей это подтвердило 67,7 процента, из 2171 сельского жителя предпочтение лекциям и политическим докладам отдало 79,2 процента. Высокий интерес вызывают и выступления политических информаторов.
Расширяя формы и методы идейно-политического воспитания трудящихся, партийные организации исходили из того, что весь комплекс идеологического воздействия, включая печать, радио, телевидение, кино, все виды устной пропаганды и агитации, призван действовать в единстве, эффективно формировать коммунистическую сознательность и убежденность советских людей.
Научно-популярные лекции, как наиболее доходчивое средство воспитания масс, занимали в исследуемые годы одно из главных мест в атеистической пропаганде. Они позволяли доходчиво и убедительно разъяснять аудитории марксистско-ленинское учение о сущности, причинах и социальных функциях религии, разоблачать ее реакционную роль, раскрывать суть непримиримости научного и религиозного мировоззрений, коммунистической и религиозной морали, показывать несостоятельность тех аргументов в пользу примирения религии и науки, которые преподносились церковнослужителями в проповедях и беседах. Лекции этой тематики помогали слушателям изучать политику КПСС и Советского государства по отношению к религии, церкви и верующим, мировоззренческие основы и нравственную сущность научного атеизма. Они вооружали атеистические кадры знанием современной религии, умением вести борьбу против нее с позиций новейших данных науки, ленинских принципов научно-атеистического воспитания.
Руководствуясь постановлением ЦК КПСС «О меро-< приятиях по усилению атеистического воспитания населения», партийные комитеты, республиканская организация общества «Знание» приняли меры по привлечению к; лекционной научно-атеистической пропаганде ученых,, преподавателей, учителей, врачей, писателей, журнали-' стов, студентов гуманитарных, сельскохозяйственных и медицинских высших учебных заведений. Задача эта была весьма актуальной, ибо в тот период лекционная пропаганда еще не охватывала все слои населения.
С начала 60-х годов в Белоруссии повсеместно отмечался численный рост лекторского актива, количества лекций по научно-атеистической проблематике, расширилась ее тематическая направленность, углубилось содержание. Так, если в 1958 году членами общества «Знание» в коллективах трудящихся было прочитано 16,5 тысячи лекций, то в 1965 году — 32,7 тысячи 4. В последующем для населения ежегодно читалось в среднем от 23 до 30 тысяч лекций, а их общее количество за 1961 — 1977 годы составило около полумиллиона5.
Заметная часть лекций посвящалась естественнонаучной проблематике, пропаганде достижений астрономии, биологии, геологии, физики, медицины. Количество лекций, посвященных этой тематике, с 1961 по 1977 год увеличилось в 2,5 раза, достигло более одного миллиона выступлений 6.
В пропаганду научно-атеистических и естественнонаучных знаний определенный вклад вносит планетарий Минской городской организации общества «Знание», открытый в 1968 году. В течение 1968—1977 годов его сотрудниками прочитано свыше 24 тысяч лекций. Их прослушало более миллиона человек, значительную часть которых составляли учащиеся. Тысячи увлекательных, глубоких по содержанию и научному обоснованию лекций прочитали для взрослого населения и учащихся сотрудники Гомельского и Лидского планетариев.
Действенность лекционной пропаганды заметно повышалась в тех случаях, когда лекции читались не эпизодически, а в определенном цикле и пропагандисты последовательно и всесторрнне раскрывали поставленные в них проблемы, давая слушателям определенный комплекс систематизированных знаний.
Циклы лекций научно-атеистической проблематики стали проводиться партийными организациями в коллективах трудящихся республики в сравнительно широких масштабах с 1957 года. В Бобруйске цикловое чтение было организовано на 30 промышленных предприятиях и в 18 школах. Планы циклов и их тематика, составленные с учетом особенностей аудитории, утверждались бюро городского комитета партии. В Могилевском районе читалось 17 циклов, главным образом в тех населенных пунктах, где имелись учреждения религиозного культа. В Витебске в 1959 году атеистическим вопросам было посвящено 32 цикла, в 1960 году — 60. Лекции объединялись по таким проблемам, как «Мораль и религия», «Наука против религии», «Наука против суеверий» и др. Каждый цикл включал 10—12 тем. Многие партийные комитеты Витебской области совместно с организациями общества «Знание» составляли единые планы чтения лекций и проведения циклов по научно-атеистической, общественно-политической и естественнонаучной тематике. Циклы лекций по материалам июньского (1963) Пленума ЦК КПСС и научному атеизму читались на всех промышленных предприятиях и стройках Витебска, Орши, Йолоцка 7.
В Гродненской области чтение циклов лекций проводилось во многих сельских населенных пунктах. Посвящались они таким темам, как «Происхождение и сущность православия», «Происхождение и сущность католицизма», «Человек — властелин природы», «Возникновение и развитие жизни па Земле», «Медицина и религия», «Коммунистическая мораль и религиозные поучения о нравственности», «Естествознание и религия» и др. Всего в области ежегодно читалось более 21 тысячи лекций по научному атеизму и естественнонаучным вопросам, В начале 60-х годов на 28 промышленных предприятиях Минска проводился единый цикл «Наука и религия». На многих предприятиях традиционными стали дни атеиста, в которые лекции читались одновременно во всех цехах. С ними выступали ученые АН БССР и высших учебных заведений города9.
В 40—50 сельских населенных пунктах Минской области, где функционировали религиозные общины, работали постоянно действующие лектории для верующих и неверующих. Читавшиеся в них циклы объединяли общественно-политические, естественнонаучные и антирелигиозные темы. Знания давались в определенной последовательности: о Вселенной, солнечной системе, Земле, происхождении и развитии растительного и животного мира, о человеке в обществе. Для оказания помощи местным атеистам по командировкам обкома КПБ выезжали преподаватели вузов и работники научно-исследовательских институтов Минска 10. Одновременно силами местных атеистов проводились циклы популярных бесед по атеистической проблематике. Они включали три направления: происхождение веры в бога; паука и религия об общественной жизни; мораль и религия.
В городах Могилевской области функционировало 34 постоянно действующих атеистических лектория, которые посещало более четырех тысяч человек. Базой их являлись клубные учреждения. В летние периоды работа лекториев переносилась на открытые агитплощадки.
В Петрикове, Мозыре, Лоеве, Хойниках, Брагине Гомельской области устраивались воскресные атеистические чтения. Жители оповещались о них за песколько дней по радио и через печать. Вначале чтения ограничивались исключительно критикой религиозных идей, затем, учитывая уровень подготовки слушателей, их запросы и интересы, а также наличие среди них большого числа индифферентных по отношению к религии людей, партийные комитеты расширили круг освещаемых вопросов, включив в него общественно-политические и естественнонаучные проблемы п. Партийные организации области разработали и провели 602 цикла лекций по проблемам экономической политики, развития общественных отношений, коммунистического воспитания, рассчитанных на различные слои и группы населения 12.
Цикловое чтение оставалось ведущей формой лекционной научно-атеистической пропаганды и в 70-е годы. Как свидетельствуют материалы правления общества «Знание» БССР, в 1973—1975 годах в Минске велось 11 циклов в 68 аудиториях, в Витебской области — 12 циклов в 300 аудиториях, в Гродненской — 20 циклов в 44 аудиториях.
Однако значение лекционной пропаганды в атеистическом воспитании трудящихся нельзя определять лишь той частью лекций, которые значатся в статистических отчетах под сугубо узкой ее рубрикой. Велика роль общественно-политической проблематики, имеющей огромную мировоззренческую значимость. VII съезд общества «Знание» Белорусской ССР (май, 1972) констатировал, что организации общества на современном этапе основные усилия сосредоточивают на пропаганде идей марксизма-ленинизма, решений партии и правительства, различных отраслей общественно-политических знаний — именно той проблематике, которая составляет сердцевину формирования коммунистического мировоззрения, высоких идейно-политических качеств, норм коммунистической морали широчайших масс трудящихся 13. Она предоставляла лекторам широкие возможности для более глубокого и обстоятельного разъяснения таких актуальных вопросов, как смысл жизни человека, его призвание и назначение, ценности жизни, счастье и борьба за него.
Две трети общего объема лекций, прочитанных в Белоруссии лекторами общества «Знание» в первой половине 70-х годов, составляли выступления по общественно-политической тематике — историческим, философским, военно-патриотическим и международным вопросам. Так, если общее количество лекций этой проблематики в 1966 году составляло 328,8 тысячи — на научно-атеистические темы их было 27,4, философские — 12,3 тысячи, то в 1977 году эти цифры соответственно выросли до 484,2; 31,7 и 18,6 тысячи. Более 29 тысяч лекций в 1977 году прочитано по проблемам коммунистической морали.
В 70-е годы усиливается взаимосвязь лекций атеистической тематики с нравственной проблематикой, роль которой в коммунистическом воспитании советских людей неуклонно возрастает. В 1973 году ЦК КПБ в постановлении «О работе партийных организаций г. Новополоцка по идейно-нравственному воспитанию трудящихся в свете требований XXIV съезда КПСС», определяя пути дальнейшего улучшения этой работы, поручил организациям общества «Знание» ввести специализацию лекторов по морально-этической проблематике и совместно с партийными, комсомольскими, профсоюзными организациями, исходя из особенностей трудовых коллективов, разработать тематику лекций, диспутов, вечеров на морально-этические темы, обеспечить более предметную и широкую пропаганду революционных, боевых и трудовых традиций советского народа, моральных ценностей советского образа жизни 14.
В соответствии с требованиями ЦК КПБ лекторские группы партийных комитетов, организации общества «Знание» расширили объем пропаганды знаний по вопросам коммунистической морали. К чтению лекций было привлечено более 1,5 тысячи лекторов. В республике читаются циклы: «Актуальные проблемы нравственного воспитания», «Коммунистическая мораль и воспитание нового человека», «Нравственность и молодежь», «Нравственность и женщина» «Мировоззрение и нравственность», «Атеизм и нравственный прогресс», «Труд, мораль и религия» и др. Большое нравственно-атеистическое значение имел цикл лекций «Наш советский образ жизни», прочитанный в течение 1975 года в 531 аудитории 15.
Для руководства пропагандой советского образа жизни при правлении общества «Знание» БССР создан координационный совет, в который вошли представители научно-методических советов по пропаганде исторических знаний, философии, научного коммунизма, экономики, коммунистической морали, научного атеизма, военно-патриотического воспитания. Аналогичные советы сформированы при правлениях областных организаций. В городских и районных организациях созданы группы лекторов при секциях по пропаганде коммунистической морали. Они содействуют лучшему обеспечению взаимодействия ученых, лекторов и пропагандистов в распространении общественно-политических знаний.
Обращение лекторов к конкретным материалам, связанным с важнейшими знаменательными датами в жизни нашего народа, способствовало расширению сферы влияния лекционной пропаганды, обеспечивало рост ее идейного уровня, рождение новых форм пропаганды, отвечавших духу времени, запросам трудящихся и потребностям идеологической борьбы. Этим задачам в полной мере отвечают циклы лекций по актуальным проблемам марксистско-ленинской теории, экономического, социального и культурного развития страны, коммунистического воспитания трудящихся. В коллективах трудящихся республики по этой тематике в 60-е годы прочитано 3,5 тысячи циклов. В начале 70-х годов партийные комитеты совместно с организациями общества «Знание» создали на предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах республики 6048 постоянно действующих лекториев 16.
Огромное идейно-воспитательное значение приобрели Октябрьские чтения, проводимые в периоды подготовки к 50- и 60-летиям Великого Октября в населенных пунктах и трудовых коллективах. Они способствовали росту политической сознательности трудящихся республики, развитию коммунистической убежденности, интернациональнопатриотических чувств, глубокому осознанию роли Октябрьской революции в жизни каждого человека. В Минске на общегородских Октябрьских чтениях выступали заместители председателя Совета Министров БССР, министры, видные ученые, специалисты народного хозяйства.
В 1969—1971 годах в 8,5 тысячи населенных пунктов и трудовых коллективах республики прошли Ленинские чтения, главным назначением которых была пропаганда ленинского идейного наследия, ознакомление трудящихся с жизнью и деятельностью В. И. Ленина, показ торжества его учения. Для выступлений по их проблематике подбирались наиболее квалифицированные лекторы. В Минске партийные организации для выполнения этого почетного поручения утвердили 1200 человек, в числе которых было 160 докторов и более 700 кандидатов наук. В столице и областных центрах республики чтения проходили в лучших лекционных залах, выступления лекторов сопровождались трансляцией записей речей В. И. Ленина, показом документальных кинофильмов и другого иллюстративного материала. По рекомендации ЦК КПБ чтения транслировались по телевидению, передавались по радио. Стенограммы их публиковались на страницах республиканских газет, издавались отдельными брошюрами. О популярности Ленинских чтений свидетельствует хотя бы такой факт, что в анкетах социологического исследования более 70 процентов опрошенных телезрителей среди своих любимых программ назвали именно этот цикл 17.
Во многих трудовых коллективах в программы Ленинских чтений включались темы, освещавшие роль В. И. Ленина в борьбе против религиозной идеологии, значение его наследия для научной организации атеистического воспитания. На предприятиях, в колхозах и совхозах Минской, Гомельской и Могилевской областей прошли чтения по теме «Ленинское атеистическое наследие и современность». В Могилеве циклы популярных лекций читались по книгам В. И. Ленина «Что делать?», «Государство и революция», «Детская болезнь «левизны» в коммунизме». Один из циклов был посвящен последним статьям Владимира Ильича. В Молодечно было проведено три самостоятельных цикла лекций по ленинским работам — в коллективах промышленных предприятий, для молодежи и для женщин. Они включали лекции по таким работам, как «Социализм и религия», «Об отношении рабочей партии к религии», «О значении воинствующего материализма». Гомельский горком КПБ и правление городской организации общества «Знание» для более глубокой пропаганды ленинского наследия проводили недели атеистической пропаганды, во время которых на предприятиях, в учебных заведениях, Дворцах культуры и клубах читались лекции, устраивались атеистические вечера, выпускались устные журналы, по ленинским произведениям проходили конференции читателей, демонстрировались научно-атеистические кинофильмы 18.
В одном лишь 1970 году в республике состоялось более 26 тысяч вечеров и других массовых мероприятий, посвященных жизни и деятельности В. И. Ленина 19.
Продолжением Октябрьских и Ленинских чтений стали Народные чтения, посвященные 50-летию образования СССР, 50-летию образования БССР и Компартии Белоруссии, актуальным вопросам теории и практики коммунистического строительства и воспитания. Народные чтения прошли в республике в шести тысячах коллективов 20.
В расширение границ лекционной пропаганды научного атеизма, критики религиозной идеологии большой вклад внесла научная интеллигенция республики. В те годы широкие масштабы приобрели коллективные выезды ученых на предприятия, групповые поездки в сельские районы для участия в юбилейных чтениях, теоретических и научно-практических конференциях.
При участии ведущих ученых АН БССР па ряде про-мышледцых предприятий Минска созданы постоянно действующие лектории «Трибуна ученого». Их программы предусматривают ознакомление рабочих и служащих с новейшими достижениями общественных и естественных наук, значением этих достижений для развития народного хозяйства, культуры, воспитания, победы материалистических взглядов и убеждений. Коллективы институтов общественных, биологических, химических, физико-математических наук оказывали помощь партийным комитетам и организациям общества «Знание» сельских районов в пропаганде научных знаний. В постоянно действующих лекториях и циклах в сельских районах учеными ежегодно читалось 2,5—2,8 тысячи лекций. Вошло в традицию проведение в рабочих и сельских аудиториях дней науки, во время которых преподаватели высших учебных заведений встречались с рабочими и колхозниками, пропагандировали политические и научные знания.
Правление общества «Знание» БССР для более широкого и рационального использования в лекционной пропаганде научно-преподавательских сил ежегодно утверждает планы-графики направления ученых столицы республики в города и районы для чтения лекций. В 1975 году в соответствии с такими планами-графиками перед трудящимися выступило 847 лекторов, в их числе 679 докторов и кандидатов наук. Направление ученых в трудовые коллективы планируют и областные организации общества. В села Гродненской области обкомом КПБ совместное правлением областной организации общества «Знание» для помощи партийным организациям в проведении атеистической воспитательной работы ежегодно направляются большие группы преподавателей гродненских институтов.
Работа партийных организаций по расширению масштабов и улучшению качества лекционной пропаганды положительно оценена Центральным Комитетом КПСС. В постановлении ЦК КПСС «О состоянии и мерах улучшения лекционной пропаганды» (март, 1978) подчеркивается, что эта пропаганда прочно вошла в духовную жизнь народов страны, превратилась в действенный фактор формирования научного мировоззрения, активной жизненной позиции, высоких идейно-политических и нравственных качеств советских людей, играет важную роль в повышении эффективности производства и качества работы. Высокая оценка дана труду ученых и других групп интеллигенции по пропаганде политических и научных знаний, В то же время Центральный Комитет партии указал на некоторое отставание идейно-теоретического уровня лекционной пропаганды от ее размаха, на недостаточный учет при ее организации возросшего уровня образованности, информированности и культуры советских людей, их потребности в постоянном пополнении и обновлении знаний, в оперативном реагировании на актуальные проблемы общественно-политического развития страны и международной жизни.
Намеченные в постановлении ЦК КПСС меры стали развернутой программой дальнейшего совершенствования лекционной пропаганды, повышения ее идейно-воспитательной роли в условиях развитого социализма, углубляющейся научно-технической революции, усиления и усложнения идеологической борьбы на мировой арене. | |
Просмотров: 597 | |