Развитие форм массовой атеистической пропаганды. Индивидуальная работа с верующими в СССР

 

С начала 60-х годов в республике широко практикуется проведение атеистических вечеров. Форма их проведения была различной: вечера вопросов и ответов, тематические, с показом физических и химических опытов, устные журналы и др. Их ценность состояла в том, что подобные вечера, как правило, привлекали большое число участников, среди которых было немало верующих, позволяли пропагандистам поднимать широкий круг вопросов и проблем как собственно атеистической, так и общественно-политической и естественнонаучной направленности.

 

Готовя вечера вопросов и ответов, партийные организации учитывали, что один лектор, как бы ни был он эрудирован, не в состоянии с достаточной полнотой ответить на многочисленные вопросы, относящиеся к самым различным отраслям знаний. Группа квалифицированных лекторов, каждый из которых был эрудирован в той или иной области знаний, получала возможность сжато и в то же время доходчиво разъяснять суть проблемы, интересующей присутствующих. Слушатели могли задавать вопросы до начала мероприятия, в письменной форме. Вечера вопросов и ответов в силу их особенностей общения с аудиторией открывали путь к превращению верующего из пассивного слушателя в активного участника пропагандистского процесса. И в этом была их особая ценность.

 

Анализ содержания и организации вечеров вопросов и ответов показывает, что пропагандисты стремились углубить и развить интерес присутствующих к теме своих выступлений, рекомендовали научно-популярную и художественную литературу для самостоятельного чтения, посещение лекториев, просмотр соответствующих кинофильмов. При ответах на вопросы лекторы демонстрировали диафильмы, слайды, знакомили участников вечера с новинками литературы по затронутым проблемам, с произведениями профессиональных и самодеятельных художников, фотоиллюстрациями. Завершались вечера обычно концертами художественной самодеятельности или демонстрацией кинофильмов.

 

Вечера вопросов и ответов по атеизму получили широкое распространение в городах и селах всех областей республики. Большим успехом пользовались такие вечера, проводимые на предприятиях, стройках, в рабочих клубах Минской городской организацией общества «Знание». Например, на вечер, проходивший во Дворце культуры профсоюзов, собралось более 600 человек. Слушателей интересовали самые различные вопросы: что такое религия, существует ли бессмертие души, что такое сон и сновидения и бывают ли вещие сны, как возникли рождество, пасха и т. п. Отвечали на вопросы видные ученые вузов Минска 22 Значительное число участпиков собирали вечера вопросов и ответов, проходившие в Домах культуры тонкосуконного комбината, комбината крупноблочных строительных конструкций, 1-го строительного треста, в Парке имени Челюскинцев, в рабочих общежитиях.

 

С учетом минского опыта аналогичные вечера регулярно проводились в Бресте, Гродно, Лиде, Полоцке, во многих сельских районах. Только в одном Поставском районе в течение года состоялось около 100 вечеров вопросов и ответов 23.

 

Нередко на вечерах вопросов и ответов возникали дискуссии лекторов со священнослужителями и активистами религиозных сект. Так, на вечер, подготовленный в колхозе «Большевик» Гомельского района, местный священник пришел с группой своего актива. Он буквально засыпал лекторов вопросами. Однако пропагандисты оказались во всеоружии. Они остроумно и доказательно опровергли все Доводы священника, вызвали аплодисменты слушателей 24.

 

Если на вечерах вопросов и ответов освещался целый ряд проблем, представлявших интерес для присутствующих, то на тематических вечерах обычно подробно раскрывалась одна актуальная тема. Такие вечера являлись как бы дополнением и продолжением вечеров вопросов и ответов, придавали большую целенаправленность атеистической пропаганде. Для их проведения партийные организации из опытных атеистов создавали бригады и группы, которые готовили программы, подбирали лекторов. В Ош-мянском районе, к примеру, в такие группы включались учителя, медицинские работники, специалисты сельского хозяйства. Бригада, составленная из членов Голынанской организации общества «Знание», провела вечера на темы: «Строение Вселенной», «Как возникла религия», «От религиозного заблуждения — в мир знаний и науки», «Это должен знать каждый» (атомная энергия и ее использование в мирных целях, применение химии в борьбе с вредителями сельского хозяйства, борьба медицины с суевериями и знахарством). Такие лекторские группы, готовившие тематические вечера, работали при всех средних школах района 25.

 

На предприятиях Минска специальной группой лекторов, выделенной городской организацией общества «Знание», ежегодно проводилось от 8 до 14 атеистических вечеров. Они посвящались темам: «Наука и религия о Вселенной», «Наука и религия о жизни и смерти», «Космос, бог и всемогущий человек», «Наука и религия о необычайных явлениях природы», «Учит ли религия добру?», «От бога ли нравственность?», «Правда об иудейской религии». Некоторые из них, как и вечера вопросов и ответов, проходили в полемике с верующими 26.

 

Вечера физических и химических опытов проводились под общим названием «Чудеса без чудес». Обычно они начинались короткой вступительной лекцией, разъясняющей несостоятельность представлений о так называемых религиозных «чудесах». Лектор рассказывал о явлениях, которые может вызвать человек, опираясь на познанные законы природы. Затем с помощью учащихся старших классов демонстрировались опыты, раскрывающие сущность таких явлений, как образование молнии, грома, северного сияния, самовозгорание свечей, обновление икон и др. Присутствовавшим объяснялись сущность и закономерности физических и химических процессов, лежащих в основе этих явлений, давались ответы на вопросы, показывалось, как служители культа, пользуясь слабой подготовкой верующих, вводят их в заблуждение, приписывая «чудеса» действию неких сверхъестественных сил.

 

Документы партийных комитетов, печатные источники свидетельствуют о большой популярности этой формы работы, особенно в сельской местности. Как сообщал Коб-ринский райком КПБ, вначале подобные вечера в районе проводили лишь некоторые учителя-энтузиасты, однако вскоре из таких энтузиастов во всех средних и большинстве семилетних школ образовались целые группы лекторов — преподавателей физики, химии, биологии, способных увлекательно и интересно пропагандировать естественнонаучные знания 27. В Наровлянском районе Гомельской области прошла атеистическая эстафета учительских коллективов. Она включала 23 антирелигиозных вечера, составной частью которых были химические и физические опыты 28.

 

Повсеместное включение в практику атеистической работы вечеров физических и химических опытов уже в самом начале выявило существенные недостатки в их содержании, главный из которых заключался в том, что отдельные лекторы, рассказывая о достижениях естественных наук, не делали тех мировоззренческих выводов, которые в конечном итоге подводили бы слушателей к восприятию окружающей действительности с позиций современных научно-материалистических знаний. Нередко назначение вечеров сужалось, сводилось исключительно к разоблачению религиозных «чудес». В устранении подобных недостатков пропагандистам помогли публикации специального выпуска «Блокнота агитатора» по вопросам естественнонаучной и атеистической пропаганды. Подлинная критика религиозных «чудес» в процессе вечеров стала приобретать доказательства их противоестественности, несовместимости с законами природы. С конца 50-х годов в практику атеистической пропаганды в республике начали широко входить устные атеистические журналы. Своеобразие этой формы состояло в том, что она имела некоторое сходство с печатным изданием. Устный журнал состоял из нескольких частей, называвшихся страницами, каждая из которых раскрывала определенную тему или ее раздел, имела свою рубрику. Впервые устный журнал под девизом «От религиозных заблуждений — в мир науки, разума и правды» вышел в свет в Ошмянском районе. Он состоял из трех частей. Содержание первой части («Вы узнаете») составляли сведения о том, как жизнь опровергает догматы «священного писания». Во второй части («Вы убедитесь») на примерах и фактах показывалось величие дел простых людей, гений и труд которых преобразуют мир. Третья часть («Вы увидите») включала разъяснение вопросов: как возникла жизнь на Земле, происхождение человека, многообразие и единство живой природы. В заключение присутствовавшим предлагалось посмотреть научно-популярный кинофильм.

 

В таких устных журналах участвовало 5—6 квалифицированных лекторов. Разнообразие программы, смена лекторов, применение наглядных пособий развивали неослабевающее внимание слушателей, помогали им глубже выяснить сложные вопросы развития науки, убедиться в величии человеческого разума и несостоятельности религии.

 

Устные атеистические журналы демонстрировались во всех колхозах и на промышленных предприятиях района. Один из них был показан участникам областного семинара лекторов. Для передачи опыта ошмянские атеисты выезжали в Островецкий район29. В последующем устные журналы в районе посвящались темам: «Человек раскрывает тайны природы», «Как возникла жизнь на Земле», «Знахарство и его вред», «Солнечные и лунные затмения».

 

В Могилеве редколлегия устного журнала «Хочу все знать» была создана решением бюро городского комитета КПБ. Она готовила и обсуждала тематику очередных номеров, занималась вопросами их организации, подбирала исполнителей. На 11 их выпусках присутствовало 1,5 тысячи человек. Лекторы ответили более чем на 60 вопросов 30. Устные журналы как действенная форма атеистической пропаганды все эти годы широко применялись партийными организациями Минской, Брестской, Гродненской областей. Интерес населения к ним не ослабевает и поныне.

 

Распространенной формой атеистической работы стали вечера-встречи с бывшими верующими. Готовя и проводя их, партийные организации исходили из того, что человек, прошедший долгий и мучительный путь от религии к атеизму, способен находить более верные пути к сердцам верующих, устанавливать с ними контакты, освобождать их сознание от религиозного дурмана.

 

Большой интерес вызвали атеистические вечера с участием Д. 3. Бесчастного, который 11 лет жил в Ватикане, окончил философский факультет папского университета, папскую духовную академию. В своих выступлениях Д. 3. Бесчастный рассказывал о том, как готовил себя к духовной карьере, как, разобравшись в подлинной сущности религии, отказался от посвящения в сан священнослужителя и стал на путь атеизма. Выступал он преимущественно в тех районах республики, где имелись учреждения католического религиозного культа. Слушателями его были и верующие, религиозный актив, ксендзы. Нередко религиозные фанатики пытались репликами, оскорбительными выпадами сорвать выступление. Но сделать это им не удавалось. Д. 3. Бесчастный обладал завидной эрудицией. Хорошо знал слабые места религиозных концепций и доказательно разоблачал их.

 

Активное участие в разоблачении религиозной идеологии в республике принял бывший магистр богословия, профессор Ленинградской духовной академии А. А. Осипов, порвавший с церковью в 1959 году. Организации общества «Знание» приглашали А. А. Осипова для участия в семинарах атеистов, чтения лекций в коллективах трудящихся, выступлений в печати и по радио. Участниками атеистической работы в Белоруссии были бывшие московский священник А. Б. Чертков, ксендз и профессор духовной семинарии И. Рагаускас, известный своей книгой «Ступайте, месса окончена», бывшие активисты сектантских общин Е. Макарова, Ф. Ракецкий, В. Субоч, А. Тышкевич, Н. Мудрый, Н. Долотова и другие.

 

Рассказы бывших верующих о их жизни, пути от религии к атеизму, причинах, вызвавших этот разрыв, публиковались в периодической печати, издавались отдельными сборниками.

 

С начала 60-х годов при городских и районных комитетах партии начали создаваться специальные пропагандистские группы, в обязанность которых входила организация атеистических вечеров на предприятиях, в учреждениях и населенных пунктах. В распоряжение многих из них предоставлялась радиофицированная агитмашина с киноустановкой, радиолой, наглядными пособиями.

 

В 1961 — 1968 годах отдел пропаганды и агитации Минского обкома КПБ ежеквартально направлял в сельские районы пропагандистские группы. В их состав входили преподаватели высших учебных заведений, научные сотрудники Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР, лекторы правления областной организации общества «Знание». Пропагандистские группы устраивали в деревнях вечера на атеистические темы, сопровождавшиеся концертами художественной самодеятельности либо демонстрацией кинофильмов. До начала вечера участники группы обычно встречались с верующими, беседовали с ними, приглашали в клуб, где продолжали разговор, начатый накануне. Пропагандистские группы атеистов Минского обкома КПБ выступали в населенных пунктах Столбцовского, Вилейского, Мядельско-го, Несвижского, Узденского, Любанского, Клецкого и других районов31.

 

Брестский обком КПБ направлял в колхозы и совхозы области агитмашины, которые оказывали помощь партийным организациям в улучшении массово-политической работы среди жителей села. На каждой агитмашине имелись передвижка, соответствующая наглядная агитация, фотоальбомы. В ее экипаж входили штатный и несколько нештатных лекторов и пропагандистов научного атеизма. В течение года агитмашины обслужили 68 совхозов и колхозов. Их лекторы прочли 75 лекций, провели ряд вечеров, выступили перед 68 киносеансами атеистических фильмов 32.

 

Агитационные машины регулярно посылали в колхозы и совхозы Пружанский, Лунинецкий, Кобринский, Барановичский, Пинский районные комитеты партии.

 

Опыт пропагандистских групп был использован при организации передвижных атеистических клубов, сеть которых заметно расширилась после июньского (1963) Пленума ЦК КПСС во многих районах Витебской, Брестской и Гомельской областей. Партийные комитеты объединяли в клубы энтузиастов атеистической пропаганды — учителей, врачей, работников учреждений культуры, партийных и комсомольских активистов. Им выделялся специально оборудованный автобус с киноустановкой, радиоаппаратурой и библиотечкой атеистической литературы. Клубы периодически выезжали в села, где их работники выступали с лекциями и беседами, проводили тематические вечера, вели индивидуальную работу с верующими. Одним из лучших в Витебской области являлся передвижной клуб при Миорском райкоме партии. Возглавлял его председатель районной организации общества «Знание» В. Козлов. В состав совета входили учителя Е. Зиг-мантович, Г. Дудкина, А. Капитонов, М. Латышев, заведующий районным отделом культуры В. Шкименок, врачи районной больницы А. Шпаков, А. Хоревич и другие. К участию в его работе привлекалась агитационно-художественная бригада районного Дома культуры,имевшая атеистическую программу. В 1963 году активисты клуба прочли в селах района 50 лекций. С их участием состоялось 30 атеистических вечеров. В ряде деревень прошел день атеиста33. Передвижные клубы имелись также при многих средних школах. Благодаря их работе значительно расширилась сфера пропаганды научного атеизма. Каждая девятая лекция и каждый десятый вечер в районе были атеистическими по своему характеру и направленности.

 

Передвижные клубы активно работали в Брагинском, Рогачевском, Жлобинском, Добрушском, Речицком, Октябрьском, Глубокском, Браславском, Поставском, Мя-дельском и других районах республики. В районах Брестской области положительно зарекомендовали себя передвижные атеистические лектории. В них читались лекции на международные, атеистические и сельскохозяйственные темы. После лекций демонстрировались научно-популярные фильмы.

 

В 70-е годы новой формой массовой пропаганды, завоевавшей широкое признание населения республики, стали выступления информационно-пропагандистских групп партийных комитетов, создаваемых из числа работников районных комитетов партии, райисполкомов, культурных и административных органов, органов здравоохранения, лекторского актива, хозяйственных руководителей. Возглавлял каждую группу секретарь либо член бюро партийного комитета.

 

При партийных комитетах Витебской области в 1972 году функционировало 135 информационно-пропагандистских групп. Они работали по специальному графику и заранее определенной тематике, регулярно выезжали на предприятия, в колхозы и совхозы для разъяснения актуальных вопросов внутренней и внешней политики, борьбы против пережитков прошлого34. Пять таких групп работало в Осиповичском РК КПБ Могилевской области. Каждая из них ежемесячно выступала в трудовых коллективах с политическими докладами, лекциями, беседами, готовила и проводила вечера вопросов и ответов. Одним из важнейших направлений в работе групп было идейно-политическое воспитание трудящихся, борьба против буржуазной идеологии, отступлений от требований коммунистической морали. Хорошо зарекомендовали себя на этом поприще информационно-пропагандистские группы Центрального райкома города Гомеля, Жлобинского, Кормянского, Буда-Кошелевского, Мозырского райкомов КПБ, которые активно вели в коллективах трудящихся научно-атеистическую пропаганду35.

 

Общее количество информационно-пропагандистских групп при партийных комитетах достигло в республике цифры 1320. Выступая в коллективах и по месту жительства трудящихся, они охватывают своим влиянием до двух миллионов человек в год.

 

В республике повсеместно введен единый политдень, позволивший упорядочить систему политического информирования населения, широко привлечь к участию в этом деле партийных, советских, хозяйственных работников, ученых, специалистов народного хозяйства. Важно отметить, что каждое третье выступление информационнопропагандистских групп и примерно каждая пятая лекция и доклад проводятся в жилых зонах. Для воспитательной работы в отдаленных населенных пунктах и небольших по количеству трудовых коллективах создано 280 передвижных клубов политической информации, выделено около тысячи агитмашин.

 

Большой популярностью, как и в 60-е годы, пользуются вечера вопросов и ответов, тематические вечера, устные журналы. Ежегодно их проводится до 22—23 тысяч. Для атеистической пропаганды важное значение имеют формы работы с людьми по их интересам. В городах и районах Белоруссии работает 2,5 тысячи различных любительских объединений и клубов, которые посещают как молодежь, так и взрослые люди, а также пенсионеры.

 

Направляя и регулируя развитие пропаганды научного атеизма, партийные органы республики исходят из того, что условием ее действенности является органическое единство и взаимодействие массовых ее форм с индивидуальным воспитанием. Более того, в ряде случаев именно индивидуальное влияние являлось тем толчком, который в конечном итоге завершил разрыв верующего с религиозными убеждениями.

 

Значение индивидуальной работы в атеистическом воспитании обусловливается рядом обстоятельств. Массовые формы, при всем их разнообразии, пе охватывали всего населения, их избегали и избегают глубоко верующие, многие члены сектантских общин, лица, пассивные в общественной жизни. Часто почти единственной возможностью влиять на них остается индивидуальный подход. И он тем более важен потому, что религия в нашем обществе преимущественно держится на сугубо индивидуальных условиях, в которых оказался верующий (отрицательное влияние микросреды, нарушение общественных связей, различные жизненные неполадки, невысокий уровень образования, культуры и т. п.). Непосредственное общение с верующим в каждом конкретном случае позволяет выявить эти условия, проанализировать их и подобрать наиболее верные пути его перевоспитания. Роль индивидуальной работы усиливается и тем, что именно этот метод широко использует духовенство для расширения круга своих сторонников.

 

Агитаторы, сферой деятельности которых была индивидуальная работа с верующими и людьми, не определившими четко своего отношения к религии и атеизму, имелись во всех районах республики, общее число их составляло до 15 тысяч человек. Индивидуальное воспитание ведется по месту жительства и работы верующих, в производственных коллективах. Его организация практикуется и по месту сборов верующих путем закрепления пропагандиста научного атеизма за определенной религиозной общиной. Партийные комитеты начинают организацию индивидуальной работы с выявления как верующих, так и лиц, к которым более всего необходим индивидуальный подход. Потом определяются силы, подбираются кадры, рекомендуются формы и методы индивидуального воздействия на этих лиц.

 

В печати приводились многочисленные примеры, свидетельствующие об эффективности этой формы атеистического воспитания. Одна из таких публикаций подробно рассказала о судьбе бывшего члена пятидесятнической общины С. Латышевича, который порвал с религией под влиянием индивидуальной работы учителя-коммуниста В. А. Попеко36. Несколько позднее секретарь Лидского горкома КПБ Н. Попова сообщила о том, что более двухсот агитаторов-атеистов активно и плодотворно работают в трудовых коллективах и микрорайонах города, в основном ведя индивидуальную работу с верующими — товарищами по бригаде, цеху, с соседями по дому или улице. Совместный труд, участие в общественной деятельности, отдых, постоянное общение, беседы по разным вопросам, в том числе и о религии, обмен мнениями о прочитанных книгах и статьях в журналах, газетах — все это оказывало на верующих сильное влияние, помогало им правильно оценивать факты и явления жизни, избавляться от религиозных предрассудков37. В статье этот тезис иллюстрировался убедительными примерами.

 

Однако, как свидетельствовал опыт многих партийных организаций Брестской, Могилевской и других областей, в индивидуальной работе допускались просчеты и недостатки. Они постепенно преодолевались. Процесс переубеждения воспитываемого не ограничивался лишь беседами на близкие и понятные верующему темы. Диапазон индивидуальной работы становился все более и более широким, включал развитие интереса к массовой пропаганде, потребности повышать свой общеобразовательный и культурный уровень, приобщаться к делам трудового коллектива, общественной работе.

 

Н. К. Крупская, хорошо знавшая методику атеистического воспитания, подчеркивала, что особое значение имеет переустройство быта верующих, помощь в том, «как найти работу по силам и по сердцу, как по-человечески отдыхать, как бороться с пьянством, как, где и чему учиться, как ставить воспитание детей, как наилучшим образом организовать учебу, как и какую вести общественную работу и т. п. и т. д.»38.

 

Многие партийные организации республики стремились разумно увязывать индивидуальную работу с массовыми формами пропаганды научного атеизма. «В работе с верующими (главным образом католиками),— рассказывал секретарь парторганизации колхоза «Дружба» Зель-венского района Гродненской области В. Лаврукевич,— мы сочетаем ее массовые формы — вечера вопросов и ответов, читательские конференции, выступления агитбригады, устные журналы, лекции, встречи со знатными людьми, обсуждение кинофильмов, телепередач — с индивидуальными беседами»39. Часто массовые формы становились базой для организации таких бесед. Индивидуальная работа позволяла атеистам развеивать сомнения верующего, отвечать на вопросы, возникавшие у него во время лекции, присутствия на вечере, прослушивания радиопередачи, просмотра кинофильма или телевизионной программы. В результате взаимодействия различных форм научно-атеистической пропаганды верующий получал информацию и в коллективе, и по месту жительства, оказывался всесторонне вовлеченным в систему атеистического воздействия, испытывал на себе его позитивное влияние.

Категория: Религия | Добавил: fantast (19.01.2019)
Просмотров: 662 | Рейтинг: 0.0/0