Школы начальных знании — эффективная форма атеистического воспитания

К числу специфических форм обучения и атеистического воспитания, в которых удачно сочетается массовое и индивидуальное воздействие, относятся школы начальных знаний о природе, обществе и человеке, называвшиеся вначале атеистическими школами для верующих и неверующих, а затем — школами знаний о природе и обществе. Впервые в республике они появились в начале 60-х годов в Брестской области, затем распространялись по всей республике. «Опыт белорусских товарищей — первосоздателей школ начальных знаний — выглядит весьма внушительно»,— писал В. Зыбковец в статье «Мировоззренческий балл», посвященной итогам Всесоюзного семинара руководителей и лекторов школ, состоявшегося в Гродно в 1973 году.

 

Школы создавались в селах, удаленных от центральных усадеб колхозов и совхозов, на небольших предприятиях, в строительных организациях. В качестве их слушателей привлекались люди, не получившие в силу различных причин достаточной общеобразовательной и культурной подготовки, включая верующих. Занятия велись по программе, разработанной Брестским областным Домом политического просвещения и рассчитанной на два года. Она включала темы из различных областей знаний (астрономия, физика, биология, медицина, история, обществоведение). Определенное внимание уделялось вопросам индивидуальной и общественной психологии человека, его нравственности, положения женщины в обществе, понимания смысла жизни, счастья и назначения человека. Изложение материала сопровождалось разоблачением ложности религиозных идей и представлений. Составители программ исходили из того, что полученные в течение двух лет естественнонаучные и общественно-политические знания должны пробуждать у верующих сомнение в библейских утверждениях, заставить их критически относиться к религиозному вероучению.

 

Базой школ начальных знаний являлись средние и восьмилетние общеобразовательные школы, что позволяло привлекать к работе в них преподавателей различных специальностей, пользоваться наглядными пособиями, физическими приборами, демонстрировать имевшиеся там учебные, документальные и научно-популярные фильмы. К проведению занятий привлекались и медицинские работники, специалисты сельского хозяйства, инженеры.

 

Одной из лучших в 60-е годы являлась школа начальных знаний при партийной организации колхоза «Заря» Барановичского района. Работала она в деревне Тар-тачок, расположенной в нескольких километрах от центральной усадьбы. Занятия проходили по выходным дням. В числе слушателей было 34 колхозника в возрасте от 40 до 70 лет. Многие из них не учились в советской школе, имели двух-, трехклассное образование. Почти половину их составляли женщины, большинство из которых считали себя верующими. В течение всего курса обучения преподаватели средней школы, колхозные специалисты и медики вели занятия по 20 естественнонаучным и общественно-политическим темам, 10 темам атеистического плана. Перед началом занятий давалась краткая информация о текущих внутренних и международных событиях.

 

Занятия в школе дали ее слушателям многое. Практическим результатом их явилось заметное сокращение количества церковных обрядов, числа посетителей церкви. Школа пробудила у слушателей интерес к кино, чтению художественной и научно-популярной литературы, газет и журналов. Многие из обучавшихся в ней стали активно участвовать в общественной жизни41.

 

Обобщая опыт атеистической пропаганды, партийные комитеты подчеркивали высокую действенность школ начальных знаний о природе и обществе как новой формы массовой работы среди жителей, имевших низкий общеобразовательный уровень. В информации отдела пропаганды и агитации Брестского обкома КПБ ЦК Компартии Белоруссии сообщалось о том, что эти школы пользуются большой популярностью среди трудящихся области, включая верующих, которых среди слушателей школ было около 500 человек 42. В целом в Брестской области со дня организации первых школ к 1973 году их окончило около 50 тысяч человек, или 10 процентов общего числа рабочих и колхозников 43.

 

В информации отдела пропаганды и агитации Гродненского обкома КПБ говорилось: «Оправдывает себя и такая форма массовой пропаганды, как школы минимума знаний о природе и обществе. Занятия в них способствуют формированию материалистического мировоззрения у слушателей и преодолению суеверий у тех, кто подвержен религиозному влиянию, так как школы эти охватывают людей с низкой общеобразовательной подготовкой, в том числе и верующих»44. По свидетельству упоминавшегося выше секретаря партийной организации колхоза «Дружба» В. Лаврукевича, у некоторых колхозников, порвавших с религией, первые сомнения в догматах церкви появились на занятиях этой школы. Так, колхозник А. М. Де-мидок, посещавший школу начальных знаний, перестал соблюдать религиозные обряды, ходить на исповедь, поститься. Затем через газету он заявил о своем отказе от религии. Уйдя на заслуженный отдых, А. М. Демидок начал выступать перед колхозниками, молодежью и в своих беседах раскрывал реакционную сущность религии 45.

 

При анкетном опросе 30 слушателей школы начальных знаний Лидской обувной фабрики, среди которых было 19 верующих, проведенном в декабре 1971 года, более 75 процентов ответивших на вопросы отозвались о работе школы, содержании и методах проведения занятий весьма положительно. При этом 9 слушателей, отнесших себя к верующим, написали, что учеба, беседы преподавателей побудили их пересмотреть роль религии в своей личной жизни. Почти все слушатели отметили, что полученными знаниями они делятся с товарищами по работе, в кругу родственников.

 

О большой популярности школ начальных знаний о природе и обществе в республике свидетельствует их быстрый численный рост. Если в 1963/64 учебном году работало около 100 таких школ, то в 1976/77 — 1108 с общим числом слушателей около 27 тысяч человек.

 

С 1965 года в школах начальных знаний о природе и обществе занятия велись по типовой программе, разработанной Отделом пропаганды и агитации ЦК КПБ при участии ученых и опытных пропагандистов научного атеизма Минска. Затем слушатели этих школ получили учебное пособие «Беседы о природе и обществе», изданное в республике. В 1970 году правление общества «Знание» Белорусской ССР, на которое в республике возложепо научно-методическое и организационное руководство школами начальных знаний, подготовило и издало новый учебно-тематический план и перечень основной литературы по программе школ. На рассмотрение Всесоюзного семинара, проходившего в Гродно, был вынесен уточненный вариант плана, включивший три основных раздела, рассчитанных па 60 учебных часов: 1. Вселенная, Земля, жизнь; 2. Развитие человеческого общества и 3. Человек, его сознание, психология и мораль. В пределах этих разделов распределялся учебный материал, позволявший вооружать слушателей современными естественнонаучными и общественно-политическими знаниями, знакомить с их достш жениями, формировать на этой основе материалистические взгляды на мир и окружающую действительность. Рекомендовалось проводить политическую информацию о событиях внутренней и международной жизни, состоянии дел в трудовом коллективе, важнейших решениях партии и правительства.

 

Партийные организации, включив школы начальных знаний в систему массовой пропаганды, оказывали им постоянную помощь, держали в поле зрения вопросы их комплектования, учебного процесса, подбора и обучения пропагандистов.

 

О большом внимании,sKOTopoe уделяли партийные комитеты школам начальных знаний, свидетельствует пример Быховского райкома партии. Первые школы начальных знаний в районе были созданы в 1963/64 учебном году. Вначале их. было 12, через три года они работали уже при всех 49 восьмилетних и средних общеобразовательных школах района. В них занималось более 1900 человек. Расширение сети школ и числа слушателей в них вызвало необходимость создания для преподавателей постоянно действующей двухгодичной школы, которая и начала функционировать при райкоме партии с 1965/66 учебного года. Кроме углубленного изучения в ней тем программы пропагандисты знакомились с особенностями религиозных направлений, методикой научно-атеистического воспитапия учащихся, проведения занятий по научпому атеизму, индивидуальной работы с верующими, новинками атеистической литературы, газетными и журнальными публикациями по критике религиозных вероучений. В помощь руководителям и преподавателям школ начальных знаний, закончившим курс районной школы, райком КПБ и правление организаций общества «Знание» периодически проводили районные семинары по актуальным проблемам научно-атеистической пропаганды. Тематика семинаров увязывалась с важнейшими событиями в жизни страны.

 

Одновременно РК КПБ организовал пять постоянно действующих зональных школ атеизма при кабинетах политического просвещения, объединявших атеистов колхозов и совхозов, восьмилетних и средних школ, медицинских учреждений. Кроме лекций со слушателями проводились практические занятия по методике индивидуальной работы с верующими, организации атеистических, вечеров, читательских конференций, внедрению новых праздников и обрядов. Их вели работники райкома КПБ, члены районного совета по атеистическому воспитанию, лекторы общества «Знание». Большая группа преподавателей школ начальных знаний о природе и обществе занималась в семинарах по научному атеизму в системе партийного образования. Здесь они повышали свой теоретический уровень, выполняли практические задания по подготовке бесед со слушателями, по усилению атеистической направленности уроков и внеклассных мероприятий. Преподаватели школ обеспечивались журналом «Наука и религия», брошюрами серии «Естествознание и религия».

 

Говоря о школах начальных знаний о природе и обществе как эффективном средстве борьбы с религиозными предрассудками, было бы, конечно, заблуждением считать, что двухлетнего курса обучения вполне достаточно для того, чтобы верующие превратились в активных атеистов. Процесс освобождения от влияния религиозных предрассудков длителен и сложен. Учеба в школах помогает верующим осмысливать и сопоставлять слышанное на молитвенном собрании, прочитанное в религиозной литературе с тем, что приобретено ими на занятиях в школе. И если в результате такого сопоставления у них зарождаются сомнения в истинности тех либо иных положений религии, пробуждается критическое отношение к своим религиозным взглядам, заменяемое научным мировоззрением, то, следовательно, школы обеспечивают решение возложенных на них задач. Они подготавливают своих слушателей к сознательному включению в другие формы атеистического воспитания — посещение вечеров, лекториев, народных университетов, способствуют привлечению их к активному участию в труде и общественной деятельности.

Категория: Религия | Добавил: fantast (19.01.2019)
Просмотров: 561 | Рейтинг: 0.0/0