Значение средств массовой информации и пропаганды — печати, радио и телевидения — в духовной жизни советского общества исключительно велико. Их роль как подлинной трибуны партийного и общенародного мнения, орудий партии в формировании коммунистического сознания советских людей непрерывно возрастает. На каждом новом этапе развития нашего общества партия требует от них все более активного влияния на формирование у советских людей марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистического отношения к труду, высокой нравственности, увеличения вклада в борьбу с буржуазной идеологией, религией, отступлениями от норм коммунистической морали. Ярким свидетельством заботы партии о дальнейшем развитии и совершенствовании в условиях зрелого социализма средств массовой информации, упрочении их марксистско-ленинской идейности, партийности, боевитости, связи с практикой коммунистического строительства является то внимание, которое уделил им XXVI съезд КПСС.
Задачи атеистического воспитания советских людей средства массовой информации и пропаганды решают включением в газетные и журнальные публикации, программы, радиопередач и телевидения соответствующих мировоззренческих материалов, оказывающих влияние на становление и упрочение атеистических взглядов, с научных позиций разоблачающих идеологические и моральные концепции религии, раскрывающих специфику и эволюцию религиозного сознания, влияние на верующих научного, социального и нравственного прогресса. Выражая господствующее в социалистическом общест-стве атеистическое общественное мнение, газеты, телевидение и радио содействуют выработке у людей правильных оценок по актуальным вопросам общественной жизни. Объектом их воздействия являются все слои и группы населения.
Действуя в единой системе, каждое из средств массовой информации и пропаганды решает атеистические задачи присущими ему способами. Печать воздействует на сознание читателя, па его взгляды и представления. Радио и особенно телевидение позволяют одновременно влиять и на чувства слушателей и зрителей. Печать способна оперативно и широко информировать о событиях и явлениях внутренней и международной жизни. Характерный для нее способ общения дает читателю возможность глубоко осмыслить прочитанное, при необходимости возвратиться к привлекшему внимание материалу. Радиовещанию присущи высокая степень оперативности, разговорный характер передачи, способность вызвать у радиослушателей эффект соучастия, присутствия на месте события. Телевидение, вобравшее в себя большинство достоинств печати, радио, кино, в состоянии раскрыть наглядно-зрительную сторону происходящих событий и явлений. Зрительно-звуковой эффект как синтез устной речи, изображения, музыки делает его незаменимым средством атеистической пропаганды.
Автор не ставил перед собой цели в данной монографии дать всесторонний анализ деятельности прессы, радио и телевидения республики по пропаганде идей научного атеизма. Это — задача самостоятельного исследования. Он решил остановиться лишь на некоторых, наиболее важных, по его мнению, особенностях этой деятельности средств массовой информации с целью выявления наиболее общих их тенденций.
Партийная печать всегда выполняла важные пропагандистские, агитационные и организаторские функции в формировании у трудящихся научно-материалистических, атеистических взглядов и убеждений. Подчеркивая возрастающее значение печатного слова в преодолении религиозных пережитков людей, В. И. Ленин указывал, что нужно «бороться с религиозным туманом чисто идейным и только идейным оружием, нашей прессой, нашим словом» В начале и середине 60-х годов ЦК КПСС ставил перед партийными комитетами и организациями задачу по сосредоточению усилий печати, кино, телевидения, культурно-просветительных учреждений на научном и в то же время доходчивом раскрытии несостоятельности религиозного мировоззрения, формировании у советских людей марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистической морали 2, В постановлении ЦК КПСС «О повышении роли районных газет в коммунистическом воспитании трудящихся» (сентябрь, 1968) особое внимание редакций обращалось па укрепление коммунистической убежденности, воспитание чувства советского патриотизма и социалистического иптернационализма у каждого советского человека, идейной стойкости и умения противостоять любым формам буржуазного влияния 3.
В соответствии с этим требованием ЦК Компартии Белоруссии повседневно направлял атеистическую деятельность газет и журналов республики. В поле их зрения постоянно находились тематика, улучшение качества печатных изданий, подбор квалифицированных авторов для выступлений в прессе по проблемам научно-атеистической работы, аргументированной критики религиозных направлений, сохранившихся на территории республики. В тот период ЦК КПБ рекомендовал редакциям республиканских газет, журналов «Коммунист Белоруссии» и «Блокнот агитатора» ежемесячно публиковать материалы па атеистические темы в помощь лекторам и агитаторам, систематически освещать опыт научно-атеистической пропаганды. Одновременно партийным комитетам предлагалось активизировать деятельность областных и районных газет, наиболее близко стоящих к читателям. В постановлении ЦК КПБ по отчету Витебского обкома КПБ об атеистическом воспитании трудящихся области (июнь, 1960) редакциям областной и районных газет вменялось в обязанность не реже двух раз в месяц па своих страницах наряду с теоретическими статьями, посвященными критике религиозной идеологии, публиковать местные материлы, предоставлять место для выступления лицам, порвавшим с религией, обобщать опыт лучших пропагандистов.
В ноябре 1963 года, обсуждая отчет брестских промышленного и сельского обкомов о руководстве научно-атеистическим воспитанием населения, ЦК КП Белоруссии подверг критике областную газету «Заря», ряд районных газет за бессистемность в ведении атеистической пропаганды 4. Перед редакциями газет и журналов, издательством «Беларусь» ставилась задача более широко и основательно, в расчете на массового читателя, вести пропаганду научно-атеистических и естественнонаучных знаний, обобщать и популяризировать опыт партийных и общественных организаций, лучших лекторов, пропагандистов и агитаторов.
Коллективы редакций республиканских, областных и районных газет, общественно-политических, художественных и научных журналов, выполняя требования ЦК партии, увеличивали количество публикаций по научно-атеистической проблематике, улучшали их качество, жанровое разнообразие, стремились учитывать потребности и интересы читателей. Анализ опубликованных в 1961—1977 годах материалов на эти темы показывает, что они адресовались как пропагандистам научного атеизма, так и массовому читателю.
Газеты и журналы вооружали пропагандистские кадры марксистско-ленинским пониманием сущности религии, причин ее существования и путей преодоления, учили по-научному подходить к организации атеистического воспитания. Большое внимание уделялось разъяснению ленинских принципов отношения марксистской партии к религии, церкви, верующим, критике приспособленческих акций духовенства, разоблачению попыток империалистической пропаганды использовать религию в диверсионно-идеологических целях против советских людей. Публиковались материалы, глубоко и всесторонне раскрывавшие значение победы Великой Октябрьской социалистической революции и последовавших за ней коренных социальных преобразований для утверждения атеистического мировоззрения в советском обществе, роль ленинского наследия как теоретической и методологической основы идейной борьбы против религии, осуществление в нашей стране подлинной свободы совести. В газетах и журналах республики разъяснялась разработанная В. И. Лениным программа формирования социалистического общественного сознания, научного, материалистического мировоззрения.
Периодическая печать обобщала и распространяла опыт пропаганды научно-атеистических знаний, публиковала информацию об атеистических мероприятиях, проходивших в республике, отчеты с тематических и научно-практических конференций, итоговые данные конкретносоциологических исследований, популяризировала новинки атеистической литературы, знакомила читателей с их содержанием. Подвергались критике недостатки и упущения, имевшие место в работе по преодолению религиозных предрассудков, рекомендовались пути их устранения.
Редакционные коллективы стремились привлечь внимание научных и практических работников к решению задач атеистического воспитания. Примером тому явилась беседа за круглым столом, состоявшаяся в редакции газеты «Мшская прауда». В ней приняли участие ответственные работники Несвижского РК КПБ, партийные и комсомольские активисты, лекторы, агитаторы, работники учреждений культуры, школ, кинофикации, охраны здоровья. Они поделились опытом атеистической работы, внесли предложения, направленные на более эффективное решение обсуждавшихся проблем. Участники встречи па примерах показали, что успеха в работе можно достичь тогда, когда каждый активист, руководитель коллектива глубоко осознает личную ответственность за состояние атеистической работы, когда на службу атеистической пропаганде будут поставлены все средства идейного воздействия, а ее влияние распространится на все население 5.
Несколько раньше редакция газеты совместно с Мя-дельским РК КПБ и Молодечненским межрайонным Домом народного творчества в поселке Нарочь провела беседу за круглым столом, посвященную внедрению в быт трудящихся безрелигиозной обрядности. В ней участвовали председатели сельских и поселковых Советов, работники культпросветучреждений, члены обрядовых комиссий, лекторы-атеисты района, гости из Вилейки, Молодечно и Воложина. Состоялся интересный разговор о месте новых обрядов в арсенале атеистической работы, их внедрении в жизнь и том влиянии, которое они оказывают на воспитание трудящихся, в первую очередь молодежи, как помогают в борьбе с религией6.
«Мшская прауда» публиковала специальные страницы с научно-практических конференций, совещаний организаторов и пропагандистов научного атеизма, проводимых областным комитетом партии, посвященных опыту нравственно-атеистического воспитания, накопленному городскими и районными комитетами 1. Таким образом оказывалась непосредственная помощь местным атеистическим кадрам, они получали нужную информацию и ориентировки.
В атеистических материалах, обращенных к массовому читателю, включая верующих, газеты показывали реакционную роль религии, коренную противоположность научного и религиозного мировоззрений, несовместимость требований морального кодекса строителей коммунизма с религиозными поучениями о нравственности, разоблачали антиобщественные действия духовенства. Выступления в печати бывших верующих содержали откровенный рассказ о сложных судьбах людей, их пути от религии к атеизму, о решающем влиянии социалистической действительности, пропаганды научного атеизма на изменение их взглядов.
В республиканских газетах «Звязда», «Советская Белоруссия», «Сельская газета», областных — «Заря» (Брест), «Мшская прауда», «Гродненская правда» и других широко пропагандировались социалистический образ жизни, величие и благородство советского человека, роль сознательного труда как создателя всех материальных и духовных богатств общества, сила социалистического коллективизма, показывалась объективная необходимость и потребность людей во всестороннем развитии, освобождении от пережитков прошлого. Ведя борьбу против религиозной идеологии, печать воспитывала трудящихся в духе материалистического мировоззрения, добивалась, чтобы нормы коммунистической морали становились личными убеждениями, мотивами поведения всех членов социалистического общества.
О важнейших направлениях в пропаганде научноатеистических взглядов в печати Белоруссии дают представление публикации пяти республиканских газет — «Звязды», «Советской Белоруссии», «Сельской газеты», «Чырвонай змены», «Знамени юности», шести областных — «Мшскай прауды», «Зари», «Гродненской правды», «Вщебскага рабочага», «Гомельскай прауды», «Магшёу-скай прауды» — в 60-е годы. Из 944 материалов этого направления темы мировоззренческого характера составили 305 публикаций, коммунистической морали — 264, опыта научно-атеистической пропаганды — 307, новой гражданской обрядности — 68.
К приведенным данным нужно добавить публикации на естественнонаучные темы. А их ежегодно в этих газетах помещалось не менее 70—80. На страницах газет постоянно велись рубрики: «В мире науки», «Наука и жизнь», «Наука раскрывает тайны Вселенной», «Ученые рассказывают», под которыми публиковались статьи, корреспонденции, интервью с видными учеными об освоении космоса, тайнах живого белка, успехах медицинской науки, воздействии химических препаратов на протекание жизненных процессов и т. д. Пропаганда естественнонаучных знаний, привлечение к ней ученых и специалистов являлись важным направлением в деятельности печати республики по развенчиванию религиозных убеждений и взглядов, формированию у читателей научного мировоззрения.
Материалы массовых опросов, проведенных в республике, свидетельствовали об усилении идейно-воспитательного воздействия выступлений районной печати — прямое следствие практического выполнения постановления ЦК КПСС «О повышении роли районных газет в коммунистическом воспитании трудящихся». Из 2290 читателей, опрошенных в Витебской области, 64,8 процента отметили, что чтение материалов, содержащихся в районной газете, пополняет их знания чем-то новым, интересным, заставляет задуматься, помогает разобраться в непонятном, способствует расширению кругозора; 71 процент подчеркнул, что систематическое чтение газеты помогает им в личной жизни, нравственном совершенствовании, общественной деятельности. Читатели считали районную газету одним из основных источников сведений о событиях местной жизни, подчеркивали ее значение в коммунистическом воспитании 8.
Вместе с возросшей ролью районных газет в коммунистическом воспитании трудящихся расширялась атеистическая направленность их материалов.
Целеустремленно в рассматриваемый период вела научно-атеистическую пропаганду кобринская районная газета «Камушстычпая праца». С февраля 1963 года она регулярно печатала страницы «Голос атеиста», раз в два месяца — сдвоенные страницы атеистических материалов под общим заголовком «Жизнь и религия». Готовились эти публикации силами активистов нештатного отдела пропаганды атеизма при редакции. Выпуск атеистических страниц позволял редакции оперативно поднимать актуальные проблемы, отыскивать пути их решения, охватывать широкий круг вопросов, интересовавших верующих. Редакция стремилась делать каждый выпуск тематическим. В одном из них она рассказала о том, как Советская власть освободила людей от религиозных пут, помогла им сбросить тяжелые оковы духовного рабства, как социалистический строй обеспечивает духовный рост нового человека — активного строителя коммунизма. В газете периодически выступали пропагандисты атеизма, бывшие верующие, рассказывалось о деятельности организаций общества «Знание», школ, учреждений культуры по атеистическому воспитанию трудящихся. В ее материалах широко освещалась практика партийного руководства идеологической работой, давались отчеты с заседаний районного совета атеистов.
«Камушстычная праца» и поныне уделяет большое внимание атеистической тематике. При этом уровень ее выступлений несравненно возрос. Редакционный коллектив стал еще шире опираться на внештатных авторов, круг которых значительно расширился 9.
В тесной связи в жизнью вела и ведет атеистическую пропаганду несвижская районная газета «Чырвоны сцяг». На ее страницах регулярно освещается опыт работы партийных и общественных организаций по атеистическому воспитанию, ведутся рубрики «Беседы атеиста», «Для верующих и неверующих». Из материалов этого цикла злободневностью характеризовались статьи «Прикрываясь религией» и «Под маской елейности», которые разоблачали содержание зарубежных религиозных передач, вскрывали подлинные цели империалистических радиодиверсантов, их попытки настроить верующих против социалистического строя. Редакционный коллектив периодически обращался и обращается к опыту индивидуальной работы с верующими, рассказывает о массовых формах атеистической пропаганды, о борьбе партийных организаций за ее научное обоснование. Освещается атеистическое воспитание школьников, роль учебного процесса и впе-класспых мероприятий в формировании материалистических взглядов учащихся. Пропагандируются безрелигиоз-ные праздники, обычаи, традиции, Тематические страницы, отдельные статьи, корреспонденции, фотоочерки, информационные заметки по атеистической проблематике регулярно публиковали газеты «Знамя коммунизма» (Барановичи), «Леншсш шлях» (Луни-нец), «Навшы Палесся» (Столин), «Святло камушзму» (Молодечно), «Сцяг працы» (Миоры), «Сельская жизнь» (Гродно), «Сцяг камушзму» (Полоцк), «Шлях перамоп» (Вилейка) и другие.
Ведущим направлением научно-атеистической пропаганды в районных и объединенных газетах являлся показ несостоятельности религиозных взглядов на мир в целом, на происхождение жизни на Земле, общественное устройство. Во многих публикациях затрагиваются сложные нравственные проблемы, на которых больше всего спекулирует религия. Религиозному их толкованию противопоставляется научное понимание этих проблем.
На страницах газет атеистическая тема решалась с учетом конкретной обстановки, взглядов, бытовавших в сознании верующих данной местности. Так, коллектив ви-лейской районной газеты «Шлях перамоп» стремился последовательно осуществлять принцип дифференцированного подхода в научно-атеистической пропаганде. Высокий уровень массово-политической, в том числе атеистической работы газеты, хорошая работа с авторским активом — учителями, работниками учреждений культуры и медицины, специалистами сельского хозяйства, колхозниками и рабочими были отмечены премией имени М. И. Ульяновой Союза журналистов СССР 10.
Однако наряду с несомненными достижениями в атеистической деятельности прессы имели место и существенные пробелы. Публикации ряда газет, особенно районных, нередко страдали поверхностным подходом к явлениям жизни, упрощенным пониманием вопросов преодоления религиозных пережитков, слабым учетом требований современного этапа коммунистического воспитания и идеологической борьбы. В ряде выступлений прессы давала о себе знать примитивно понятая «воинственность», выражавшаяся в том, что их авторы не делали существенной разницы между религиозными фанатиками и изуверами, с одной стороны, и верующими — с другой, допускали выражения, оскорблявшие религиозные чувства людей. Некоторые авторы газетных публикаций вместо всесторонней критики религии ограничивались развенчанием отдельных сторон религиозной обрядности и культа, при этом выпуская из поля зрения антигуманную сущность религии, противоположность коммунистическим идеалам исходных ее концепций о человеке и смысле его жизни, извращение и обеднение религией человеческих чувств. Районные журналисты и теперь робко берутся за темы, связанные с пропагандой марксистско-ленинского понимания свободы совести, показом на конкретных примерах ее реального воплощения в нашей стране, иногда неумело используют местные факты для освещения подлинного демократизма и гуманизма советского законодательства о религиозных культах.
Подобные недостатки в освещении атеистической темы в прессе — результат слабой теоретической и методической подготовки отдельных журналистов, отсутствия у многих из них навыков атеистической пропаганды.
Организуя систематическое инструктирование и атеистическую учебу журналистских кадров, повышение их квалификации, обмен опытом, публикацию периодических обзоров печати, ЦК КПБ, обкомы, райкомы партии нацеливают редакционные коллективы на устранение пробелов и упущений в пропаганде идей атеизма, на повышение научного уровня, наступательности каждого атеистического выступления. Редакционным коллективам оказывалась и оказывается повседневная помощь. В этом плане определенную работу ведет Белорусское телеграфное агентство (БелТА). На протяжении 1961 — 1974 годов оно выслало областным газетам 84 и районным — 112 материалов атеистической тематики, авторами которых были специалисты разных областей науки. В последующем телеграфное агентство республики готовило для местной прессы ежегодно десятки материалов различных жанров, которые публиковались большинством районных и областных газет.
Повысилась ответственность Союза журналистов БССР за организацию в прессе научно-атеистической пропаганды, подготовку квалифицированных журналистских кадров в области критики религиозной идеологии. Правление Союза из числа опытных журналистов образовало комиссию по работе с журналистами районных и многотиражных газет и рабселькорами. Для оказания практической помощи районным газетам закреплено 80 опытных журналистов республиканских и областных газет. Состоялся республиканский семинар журналистов, обсудивший актуальные проблемы атеистической пропаганды в прессе и обобщивший опыт этой работы. Такие семинары проводятся ежегодно. Периодически публиковались обзоры под рубрикой «Атеистическая тема в газете». В них обобщался лучший опыт, подвергались критике недостатки и упущения. Содержались рекомендации по их устранению.
Большую помощь партийным организациям, пропагандистским и журналистским кадрам в развертывании атеистической пропаганды, повышении ее идейно-теоретического и научного уровня оказывал и оказывает теоретический и политический орган ЦК КПБ журнал «Коммунист Белоруссии». На его страницах под рубриками «Проблемы коммунистического воспитания», «Идеологическая работа: опыт, размышления», «Важная часть идеологической работы» публиковались статьи по теории и практике научного атеизма, с которыми выступали научные работники, секретари партийных комитетов, опытные пропагандисты и организаторы атеистического воспитания. Наряду с этим под рубрикой «Методические советы пропагандисту» давались разработки и советы руководителям теоретических семипаров по научному атеизму в системе партийной учебы. ЗКурпал публиковал обзорные статьи по вопросам организации и содержания атеистической работы, основанные па анализе материалов республиканских и областных газет, информацию о проводимых в республике атеистических мероприятиях, рецензировал наиболее значительные работы по научно-атеистической проблематике.
Материалы, рассчитанные на массовые атеистические кадры (агитаторов, политических информаторов, организаторов, работников учреждений культуры), публиковались и публикуются в журнале Отдела пропаганды и агитации ЦК КПБ «Политинформатор и агитатор» п.
Хорошим подспорьем для пропагандистов и организаторов научно-атеистической работы явились три специальных выпуска журнала. Первый из них вышел в 1959 году и содержал разнообразные материалы по вопросам естест-венпонаучпой и атеистической пропаганды. Выпуск получил положительную оценку в печати, на читательских конференциях, организованных редакцией журнала в ряде районов республики 12.
Учитывая то обстоятельство, что в западных областях Белоруссии в те годы был значительно распространен католицизм, а подготовленных кадров для ведения квалифицированной атеистической пропаганды там явно не хватало, редакция журнала «Блокнот агитатора» в 1960 году издала второй спецвыпуск, имевший целевое назначение — критику идеологии католицизма. Он состоял из разделов: «Ватикан как он есть», «Католицизм в Белоруссии», «Из практики атеистической пропаганды», «Они порвали с религией», «Прочитай вслух». Издание было встречено в республике положительно.
Третий, специальный выпуск журнала, посвященный задачам атеистической пропаганды, назывался «Для вас, атеисты» (1964). В нем рассматривался круг проблем, связанных с критикой модернистских тенденций в современной религиозной идеологии, обобщался опыт атеистической работы среди населения, внедрения в быт трудящихся новых праздников и обрядов. Выпуск содержал высказывания классиков марксизма-ленинизма, известных ученых, писателей, народные пословицы и поговорки о религии и церкви. Имелся справочный отдел, содержавший словарь богословской и церковной терминологии, список рекомендуемой литературы, перечень новых кинофильмов на антирелигиозные темы. Авторами выпуска выступили партийные работники, лекторы, пропагандисты, агитаторы, ученые и журпалисты.
Вопросы постановки научно-атеистической пропаганды нашли отражение и в таких тематических выпусках журнала, как «Воспитание — дело творческое», «Подвиг отцов — сыновьям в наследство», «Под знаменем марксизма», вышедших в 1966 — 1972 годах.
В связи с расширением фронта атеистической пропаганды возросла потребность в литературе, рассчитанной на пропагандистские кадры и массового читателя. Учитывая эту потребность, ЦК КПБ обязал Белгосиздат (ныне издательство «Беларусь») начать выпуск отдельных произведений классиков марксизма-ленинизма о религии и церкви, издание серии популярных книг и брошюр, разъясняющих отношение КПСС и Советского государства к религии, разоблачающих идеологию и политику Ватикана и других религиозных организаций. Была поставлена задача расширить тематику «Библиотечки атеиста», улучшить ее содержание 13. Общество «Знание» БССР приступило к изданию в помощь лекторам брошюр и текстов лекций по научно-атеистической и естественнонаучной проблематике. Год от года улучшалась пропаганда и распространение научно-атеистической литературы, ее использование в массово-политической работе.
Меры, принятые ЦК Компартии Белоруссии, обеспечили увеличение выпуска в республике массовой литературы по научному атеизму. Среди вышедших в свет книг и брошюр прежде всего следует назвать серию «Библиотечка атеиста», которая с 1959 года выходит в издательстве «Беларусь» и вооружает пропагандистские кадры практическим опытом и методикой атеистической работы, дает в руки атеистов необходимый, учитывающий достижения современной науки, материал для критики религии. Библиотечка объединяет работы, посвященные критике вероучения и культа религиозных направлений, распространенных на территории республики, различных аспектов религиозной идеологии, психологии и морали, характеристике современного верующего, обобщает опыт атеистического воспитания, внедрения в быт трудящихся новых, социалистических праздников и обрядов. Ряд брошюр содержит выступления бывших верующих, разоблачающих реакционную сущность религии, рассказывающих о своем пути к атеизму.
Ежегодно на книжных прилавках появляется три — пять наименований брошюр этой серии. За истекшие годы читатели получили более 60 таких брошюр.
Конкретный опыт атеистической пропаганды содержится в серии «Из опыта партийной работы», а также в брошюрах, подготовленных республиканским методическим кабинетом культурно-просветительной работы Министерства культуры БССР.
Выполняя указания ЦК КПБ, правление общества «Знание» Белорусской ССР за исследуемый период издало и разослало в свои первичные организации около 130 различных материалов в помощь лекторам. Аналогичные материалы готовились и правлениями областных организаций общества. Разнообразие тематики, привлечение в качестве авторов научных и практических работников, обеспечение ими каждой первичной организации положительно сказались на направленности и содержании научно-атеистической пропаганды, повышении ее боеспособности, действенности. | |
Просмотров: 602 | |