Неисчерпаемыми возможностями в пропаганде научного атеизма располагают радиовещание и телевидение. При этом целям мировоззренческо-атеистического влияния на аудиторию служат как передачи, посвященные пропаганде марксистско-ленинской теории, истории и политики КПСС, рассказывающие об экономическом, культурном и нравственном прогрессе социалистического общества, так и передачи, непосредственно относящиеся к вопросам атеистического миропонимания. Социологические исследования показывают, что более 70 процентов ответивших на вопросы тематических анкет проявляют активный и устойчивый интерес к материалам именно этих циклов. Характерно и то, что радио- и телевизионные передачи обычно слушают и смотрят все, исключая незначительное число фанатично настроенных верующих.
Учитывая значение радио в формировании научного мировоззрения трудящихся, ЦК КПБ в феврале 1959 года рекомендовал Комитету по радиовещанию и телевидению при Совете Министров БССР установить определенную систему атеистических передач для различных категорий слушателей, включающую циклы лекций, беседы, ответы на вопросы радиослушателей, инсценировки по произведениям художественной литературы на антирелигиозные темы, выступления перед микрофоном лиц, порвавших с религией 14.
Выполняя указание ЦК КПБ, работники республиканского радио и телевидения опирались на опыт атеистической пропаганды, накопленный на предыдущем этапе. Эпизодическое чтение лекций на атеистические и естественнонаучные темы по радио начало практиковаться в Белоруссии уже с 1957 года. Оно велось совместно с обществом «Знание» с привлечением научных работников АН БССР и преподавателей высших учебных заведений.
В областях лекции по радио организовывались радиокомитетами совместно с областными организациями общества. В Гродно, например, передача материалов на морально-этические и атеистические темы осуществлялась два раза в месяц. В 1961 году областное радио открыло специальный радиолекторий научного атеизма. В течение года было передано 10 лекций-бесед. На следующий год по радио читались уже три цикла лекций: «Моральный кодекс строителя коммунизма и религиозные поучения о нравственности», «Сущность религиозного сектантства» и «Католицизм без маски». Кроме того, цикл бесед посвящался вопросам атеистического воспитания женщин и детей 15. Разнообразные по содержанию и форме подачи материалы передавались Минским и Брестским областными радиокомитетами.
В атеистической работе в республике широко использовалось и районное радиовещание. Передачи по радио в Кобринском районе, например, вышли в эфир еще во второй половине 50-х годов. Они велись два раза в месяц, в точно установленное время. В числе первых радиобесед были: «Что такое религия?», «Существовал ли Христос?», «Происхождение религиозных праздников», «Почему я перестал верить в бога?» и др. Значительное место отводилось ответам на вопросы радиослушателей. Редакция радиовещания включила в свои программы цикл специальных передач о достижениях советской науки и техники и их атеистическом значении 16. В Каменецком районе передачи на атеистические и естественнонаучные темы выходили в эфир ежемесячно. В их программе были радиобеседы о гуманистической сущности атеизма и антигуманности религии, выступления бывших верующих, материалы по критике религиозного вероучения 17.
Уже первые атеистические передачи по районному радио показали большой интерес к ним сельских и городских жителей. Большое воспитательное значение местного радиовещания в тот период было очевидным, поскольку сельская местность республики располагала 709,4 тысячи радиотрансляционных точек. К началу семидесятых годов районпое радиовещание Белоруссии представляли 127 редакций, а его аудиторией были 86 городов, около 26,7 тысячи деревень и рабочих поселков с населением болеет 7 миллионов человек 18.
В целом, однако, атеистической радиопропаганде того времени не хватало должной последовательности и целеустремленности. Она была узкой по тематике, велась без достаточного учета аудитории, на которую рассчитывалась. Это относилось как к передачам республиканского, так и особенно местного радио. Существенные перемены к более глубокому научному обоснованию содержания передач произошли после принятия Программы партии и последующих решений ЦК КПСС по вопросам атеистического воспитания.
С 1962 года в составе главной редакции пропаганды Белорусского радио начала функционировать редакция атеистической пропаганды, которая готовила радиожурнал «Для верующих и неверующих», дополняемый другими программами по тематике научного атеизма и критики религии 19. До 1973 года он звучал в эфире 20-го числа каждого месяца. Ежемесячно передавалось «Литературное приложение» к журналу. В 1973 году обе эти передачи были объединены, увеличена периодичность журнала, ставшего выходить два раза в месяц.
Основу радиожурнала составляли беседы ученых, лучших пропагандистов, квалифицированные ответы на письма радиослушателей, выступления бывших верующих, обсуждения новых книг, очередных номеров журнала «Наука и религия», юмористические рассказы, произведения народного творчества, научные обзоры так называемого «священного писания», радиовикторины па научно-атеистические темы и другие формы. В каждом номере журнала специальный раздел посвящался ответам на вопросы радиослушателей. В передачах неоднократно принимал участие бывший профессор Ленинградской духовной академии А. А. Осипов. В общей сложности по радио он ответил более чем на сто писем, главным образом верующих. Разговор с верующими радиожурнал вел и сейчас ведет аргументированно, в популярной форме.
Чуткое и внимательное отношение к слушателям, как верующим, так и неверующим, разносторонность поднимаемых вопросов, обстоятельность и основательность ответов, широта тематики и жанровое разнообразие обеспечивают журналу успех. Редакция получает много писем-откликов, в которых дается высокая оценка передачам, слушатели задают вопросы, полемизируют. Ежемесячно после каждого выпуска приходит в среднем до ста писем, четвертая часть которых—письма верующих. Письма слушателей служат основой для продолжения дискуссии. В 24 выпусках радиожурнала лишь в 1973 году было использовано 362 письма и 90 других материалов, авторами которых являлись крестьяне, рабочие, служащие. Слушателям журпал' предложил ряд атеистических стихотворений, инсценировок, фельетонов, викторин. Общее число писем, которыми откликнулись слушатели на передачи радиожурнала в 1962—1977 годах, превысило 36 тысяч. Многие письма журнал получает из-за пределов Белоруссии.
Организаторы атеистической работы, пропагандисты, лекторы, учителя, работники учреждений культуры сообщают о той помощи в борьбе против религиозных пережитков, которую они получают от республиканского радио. «Я часто слушаю передачи, которые вы транслируете для верующих,— писал секретарь комсомольской организации колхоза «Долгополье» Городокского района Виталий Пресняков.— Чаще всего стараюсь записать многое полезное из этих передач с тем, чтобы потом использовать в индивидуальных беседах с верующими людьми». «Если войти в какой-нибудь дом вечером после вашей передачи,— замечает Ю. Жарский из деревни Особо Мядельско-го района,— услышишь много споров. Эти передачи многих заставляют призадуматься. В нашей библиотеке многие пожилые верующие стали читать антирелигиозную литературу».
В письмах людей, порвавших с религией, говорится об атеистических радиопередачах как существенном факторе, способствовавшем их переходу на материалистические позиции. «Передачи для верующих и неверующих,—писал житель деревни Узмены Миорского района М. Печанин,— привили мне любовь к познанию окружающего мира. Я сейчас выписываю и читаю газеты и журналы, несмотря на преклонные годы. Читаю художественную литературу, которую очень люблю. Я стал видеть окружающий мир таким, каков он есть, а не таким, как его рисуют в сказках церковники». К словам Печанина присоединяется 3. Юдиц-кий: «Раньше я тоже верил в бога, а теперь стал неверующим. Помогли мне в этом книги, радио и наука. Я стал счастливым человеком и не боюсь никаких богов».
Помимо радиожурнала «Для верующих и неверующих» республиканское радио готовит и передает корреспонденции, научные беседы, радиобеседы «За круглым столом» и другие материалы на атеистические темы. В программы включались литературные композиции, спектакли, радио-постановки. По республиканскому радио с успехом прошли такие, например, постановки, как «Библия» по произведению К. Крапивы, «На просторах жизни» по одноименной повести Я. Коласа, «Чрезвычайное происшествие» и «Чудотворная» по рассказам В. Тендрякова, «О вездесущем, которого нет» А. Безыменского, и другие. Был проведен большой цикл остросатирических передач «Библия как она есть».
Редакция Минского областного радио, преобразованная позже в Главную редакцию вещания на Минск и Минскую область Белорусского радио, с 1962 года ежемесячно передает получасовой журнал «Жизнь и религия», который готовится силами внештатных сотрудников. Анализ его микрофонных и справочных материалов свидетельствует о разнообразии тематики и жанров радиожурнала. Его содержание составляют выступления пропагандистов и бывших верующих, рассказы о религиозных таинствах, информация о новой научно-атеистической литературе, странички «Отвечаем на ваши письма», радиовикторины. В журнале ведутся постоянные рубрики: «Наука и религия», «Ученые и писатели о религии», «Календарь атеиста», «Смех и грех» и другие. В передачах «Мораль коммунистическая и мораль религиозная», «Как служители религиозного культа приспосабливаются к современности» на примерах из жизни трудящихся области доказывается несостоятельность и вред религии. Систематически готовятся и передаются обзоры журнала «Наука и религия».
Во многих номерах журнала активно участвовал бывший московский священник, ставший атеистом, А. Чертков. Он рассказал о причинах, приведших его к разрыву с религией, о приспособленческой деятельности современного духовенства, о том огромном вреде, который наносит людям религиозное вероучение. Редакция организовала встречу А. Черткова с членами колхоза «Восток» Узден-ского района. В радиожурнале не раз выступал член общества «Знание» И. Рагаускас. Отдельная передача была посвящена конференции читателей, проведенной в Рубеже-вичском сельском клубе Столбцовского района по его книге «Ступайте, месса окончена».
Одна из встреч за круглым столом журнала была посвящена теме «Религия и семья». Встречу эту провели научные работники А. Комаров и'Р. Надольский — члены общественной редакции журнала. Логическим продолжением ее явились очерки о путях и проблемах атеистического воспитания школьников, авторами которых выступили учителя, рассказавшие об опыте атеистической работы среди учащихся. Были записаны и переданы по радио репортажи с октябрин в колхозе «Новый свет», комсомольской свадьбы в колхозе имени Ленина Копыльского района, о ритуалах, применяемых в Клецком и других районах.
Кроме радиожурнала «Жизнь и религия» редакция областного радио вела страничку «Медицина и религия», входившую в ежемесячный радиожурнал «Здоровье».
Гродненское областное радио со второй половины шестидесятых годов ежегодно передавало в эфир не менее двадцати материалов на атеистические темы, не считая информационных сообщений. С января 1971 года ежемесячно в эфир выходит журнал «Атеист», в течение ряда лет ведется радиолекторий по научному атеизму. Большое внимание научно-атеистической проблематике уделялось в передачах Брестского, Гомельского и Витебского областного радиовещания.
В республике накоплен определенный опыт использования телевидения в пропаганде научного атеизма. Находясь на переднем крае борьбы за научное мировоззрение, высокие морально-политические качества советских людей, оно разоблачает религию и ее моральные устои, националистические предрассудки, мещанские настроения, воспитывает непримиримое отношение к ним, мобилизует против них общественное мнение.
Материалы на атеистические темы передаются по республиканскому телевидению с 1964 года под рубриками «Правда о религии», «Разум против религии», «Бессмертие человека — в его делах». По телевидению демонстрируются художественные и хроникально-документальные фильмы атеистического содержания, транслируются выступления научных работников, пропагандистов и лекторов, популяризируется опыт внедрения новых обычаев и обрядов.
Углубляя освещение атеистической проблематики, работники республиканского телевидения с февраля 1972 года ведут выпуск телевизионного журнала «Прамень», адресованного как верующим, так и неверующим. Его содержание составляют выступления ученых, работников литературы и искусства, пропагандистов научного атеизма, а также письма телезрителей, инсценировки произведений русской классической и советской литературы, отрывки из художественных и научно-популярных кинофильмов, музыкально-художественные программы. Широко популяризируются высказывания классиков марксизма-ленинизма о научном атеизме, религии и церкви.
Все 212 писем, полученных редакцией в качестве отзывов телезрителей на первые пять выпусков журнала, убедительно свидетельствовали о том, что новая программа встречена ими с большим интересом. Вот одно из таких писем. Прислал его на телевидение учитель-пенсионер Д. Н. Гуревич из деревни Жиличи Кировского района. Оп писал: «В дореволюционные годы я был верующим-фана-тиком, готовился стать духовником и отдал три года своей молодости изучению этого дурмана. Но пришло прозрение, и теперь я воинствующий атеист, лектор. Я проработал 43 года в школе и все это время разоблачал религиозные басни. Многим я открыл глаза, как и мне в свое время их открыли. Когда я увидел в программах телевидения передачу на атеистическую тему «Прамень», я пошел в школу и договорился с учителями, чтобы они оповестили учащихся (а их у нас 630 человек) об этом. И сотни наших школьников, их родители смотрели «Прамень».
Разговор со зрителем редакция журнала начинает обычно с писем на телевидение. Ежемесячно в ее адрес поступает до 200 и более писем.
Журнал получил положительную оценку на страницах газеты «Правда». «Популярностью пользуется, например, в Минске телевизионный журнал, посвященный проблемам атеизма,— сообщала «Правда».— Делается он интересно и играет немалую роль в процессе атеистического воспитания» 20.
Гомельская студия телевидения с 1964 года ведет атеистический журнал «К свету». Он содержит постоянные рубрики: «Наши интервью», «Библейские небылицы». Редакция подготовила и передала инсценировку рассказа А. Упита «Безбожник». В передаче «Речицкий атеист» речь шла о передвижном атеистическом клубе. Члены его побывали в студии, рассказали об опыте своей работы. Студия вела атеистическую страничку под названием «Для вас, женщины», передачи для детей и подростков21.
На Витебской студии телевидения работает клуб «Светоч» для верующих и неверующих. Заседания клуба с участием видных атеистов области проводились ежеквартально, каждое представляло собой атеистический вечер с разнообразной программой. Студия подготовила передачу для республиканского телевидения об атеистической пропаганде в городе Новополоцке, новых обрядах — свадьбе, проводах в ряды Советской Армии, празднике урожая, посвящении в рабочие. В передачу были включены фрагменты научно-популярных фильмов о новых физических и биологических явлениях, их материалистическом толковании.
Циклы атеистических материалов передает и редакция пропаганды Гродненской студии телевидения. Для их подготовки в 1971 году была создана общественная редакция «Атеист». С момента своего образования редакция провела передачи: «Что такое религия?», «Поговорим о библии», «Смертность и бессмертие человека», «Молодежь и религия», «Семья и религия», «Моральный кодекс строителя коммунизма и религиозные поучения о нравственности», «В чем смысл нашей жизни?». В передачах использовались художественные, научно-популярные, хроникальнодокументальные фильмы, местные материалы.
И все же надо сказать, что, несмотря на несомненные достижения, интересные, привлекающие внимание зрителей атеистические передачи на телевизионных экранах республики появляются еще довольно редко, да и тематическая направленность, жанровое разнообразие их не всегда отвечают современным требованиям. Планы республиканской и областных студий в исследуемые годы не были скоординированы и сведены в единый перспективный план пропаганды научного атеизма. А это порождало дублирование, параллелизм в работе, поверхностный, облегченный подход к сложным вопросам борьбы с религиозной идеологией. Многие пробелы явились результатом недостаточной разработки методики атеистической телевизионной пропаганды, нехватки квалифицированных специа-листов-атеистов, работающих на телевидении. Дальнейшее повышение роли этого действенного средства формирования нового человека, атеистического воспитания трудящихся требует решения всех этих вопросов.
Исследуя отношение слушателей и зрителей к передачам Белорусского радио и телевидения, его социологические службы в 1970—1974 годах провели более 70 творческих встреч-конференций, на которых 1523 их участника высказали свои предложения и пожелания; в индивидуальных беседах и телевизионпых интервью участвовало 1635 телезрителей и радиослушателей 95 районов; на вопросы анкет по направлениям и циклам передач, включая атеистические, ответило 15 750 человек. По материалам исследования общественного мнения в программе те-ле-и радиопередач в последние годы введено более 30 новых рубрик, циклов, радиожурналов, отвечающих задаче формирования у трудящихся республики марксистско-ленинского мировоззрения, воспитания политически сознательных, идейно убежденных строителей коммунистического общества. | |
Просмотров: 1010 | |