В пропаганде научно-атеистических знаний партийные организации республики стремились максимально использовать те возможности, которыми располагают культурно-просветительные учреждения. Партийные комитеты, первичные организации добивались, чтобы Дворцы культуры, клубы, библиотеки, музеи были подлинными центрами политического воспитания и культурного просвещения, активно способствовали утверждению в сознании советских людей научного мировоззрения, социалистических нравственно-эстетических ценностей, атеистических убеждений.
С середины шестидесятых годов областные управления и отделы культуры, методические центры составляют перспективные планы, предусматривающие взаимодействие с советами атеистов, первичными организациями общества «Знание». В них намечается: проведение семинаров культпросветработников по пропаганде атеизма, изучение, обобщение и распространение передового опыта воспитания, участие во внедрении в быт новых праздников и обрядов. Планы учреждений культуры содержали конкретные мероприятия по пропаганде теории и политики Коммунистической партии, популяризации достижений науки, техники, передового опыта, распространению естественнонаучных и непосредственно атеистических знаний, художественной литературы.
По каким же основным направлениям партийные организации обеспечивали усиление атеистической направлен-* ности в культурно-просветительной работе?
К одному из них следует отнести создание в клубах и библиотеках уголков атеистов, оформление стендов, плакатов, альбомов, посвященных пропаганде научпо-атеистичсских зпапий и критике религиозной идеологии, составление соответствующих каталогов литературы, газетных и журнальных статей. Атеистическая направленность была придана экспозициям краеведческих и других музеев, что позволило нагляднее раскрывать экскурсантам реакционную сущность и вред религии, показывать-пути преодоления религиозных предрассудков и суеверий.
Второе направление охватывало повсеместное включение антирелигиозных произведений в репертуары коллективов художественной самодеятельности. В 1975 году в клубных учреждениях Министерства культуры БССР и профсоюзных организаций республики самодеятельным художественным творчеством занималось 336 тысяч человек 22.
Широкое распространение получили чтение лекций, проведение вечеров, устных журналов, конференций читателей, организация передвижных клубов, выступление агитационно-художественных бригад с антирелигиозной тематикой, постановки спектаклей атеистического содержания, краеведческая работа школ, клубов, библиотек, музеев.
Определенное представление об объеме и формах пропаганды атеизма культурно-просветительными учреждениями дают, к примеру, культпросветучреждения Несвижского района. Уже в начале 70-х годов в районе состоялось 490 лекций и бесед на научно-атеистические и естественнонаучные темы, прошло 146 тематических вечеров, вечеров вопросов и ответов, ежемесячно демонстрировались художественные и документальные атеистические фильмы.
В ходе районной эстафеты, прошедшей под девизом «В делах земных мы видим чудеса», значительно пополнились атеистической литературой книжные фонды библиотек, число читателей антирелигиозных книг достигло 1,4 тысячи, было оформлено 86 книжных выставок, состоялось 30 конференций читателей и более 120 других массовых мероприятий. Эстафета завершилась тематическими вечерами: «Не в молитве, а в труде счастье человека», «В чем смысл жизни?» В них участвовал передвижной клуб атеистов, в программу которого наряду с вопросами о возникновении Земли и планет, происхождении жизни и человека, космическом пространстве, сущности религии были включены темы: «Атеистическое значение открытий в естествознании», «Роль нравственного воспитания в преодолении религиозных пережитков», «Религия в современной идеологической борьбе». Вечера, проводимые клубом, завершались концертами агитбригады районного Дома культуры.
На базе клубов и ряда библиотек района прошли кинолектории «Научно-атеистические знания—в массы». Сельские библиотеки работали в тесном контакте со школами начальных знаний о природе и обществе, организовывали книжные выставки на антирелигиозные темы. Ряд вечеров и встреч был посвящен атеистическим мотивам в творчестве советских писателей и художников, в русской живописи. Лекторы и работники библиотек знакомили слушателей с биографиями авторов книг и картин, с их творчеством. Широко пропагандировались книги серии «Жизнь замечательных людей».
Активное участие в пропаганде научно-атеистических знаний принимают массовые библиотеки. Распространяя книгу, вооружая читателей научно-материалистическими знаниями о природе, общественной жизни, назначении и смысле бытия человека, мировоззренческих принципах атеизма, о реакционной роли религии. Библиотеки стали весьма существенным фактором атеистического воспитания читателей, укрепления и развития общественного мнения, непримиримости к религиозным предрассудкам. Сельские и клубные библиотеки имели скоординированные планы обслуживания населения, на основе которых разрабатывались аналогичные планы в районах. Некоторые опорные библиотеки составляли комплексные планы в масштабах сельсоветов.
С целью расширения влияния библиотек в отдаленных деревнях открывались их филиалы или пункты выдачи книг. В 1970 году при 5,3 тысячи сельских и клубных библиотек работали 6,4 тысячи передвижек, 189 филиалов и 1,2 тысячи пунктов выдачи книг; при 117 районных библиотеках — 1,7 тысячи передвижек и 19 филиалов. Число читателей сельских, клубных и районных библиотек достигало 2,5 миллиона человек. Библиотеки выдали читателям 33,2 миллиона книг, из которых более 80 процентов приходилось на художественную и политическую литературу 23.
Исследование, проведенное Государственной библиотекой БССР имени В. И. Ленина в 30 районных библиотеках республики, выявило устойчивый интерес населения, особенно молодежи, к произведениям литературы, имеющим атеистическую направленность. Особым спросом пользовались книги о происхождении жизпи, животном и растительном мире Земли, изучении Вселенной, освоении космоса, научном прогнозировании, развитии ядерной энергетики и применении ее в мирных целях, кибернетике и автоматике. В то же время обнаружилось неудовлетворительное комплектование библиотек такой литературой, отсутствие книг, пользовавшихся спросом. Так, из двухсот популярных естественнонаучных книг, включенных в контрольный список, шестидесяти не было в фондах. Многие книги, имевшиеся в библиотеках, не выдавались вообще. Меры, принятые по итогам обследования, способствовали улучшению пропаганды естественнонаучной литературы. Уже в ходе самого обследования обращаемость естественнонаучных книг в библиотеках увеличилась в 4,5 раза24. В 1972 году библиотеки системы Министерства культуры БССР выдали читателям более трех миллионов книг на естественнонаучные и атеистические темы — вдвое больше, чем в 1965 году.
Некоторые верующие сторонились бесед на атеистические темы, не интересовались научными и популярными книгами атеистической тематики, однако не пренебрегали чтением художественных произведений. И эта литература открывала путь, по которому можно было осуществлять идейное влияние на такую категорию читателей. Библиотеки республики в этих целях использовали и богатейшее наследие классиков русской литературы, художественные произведения советских писателей и поэтов.
Для лучшей пропаганды общественно-политической, естественнонаучной и художественной литературы в библиотеках проводились читательские конференции, литературные вечера, диспуты, книжные выставки, встречи с авторами книг, знатными людьми республики. Практически во всех библиотеках обсуждались атеистические произведения Е. Ярославского, И. Скворцова-Степанова, А. Луначарского. На конференциях читатели горячо говорили о книгах «Овод» Э. Войнич, «Воскресение» Л. Толстого, «Кто виноват?» А. Герцена, произведениях А. Пушкина, М.Горького, Я. Коласа, Я. Куналы. Обсуждения устраивались в библиотеках, в школах, производственных цехах, молодежных общежитиях.
Анализ чтения, проведенный в ряде библиотек, посещаемости читательских конференций свидетельствует о большом интересе молодежи к таким произведениям советской художественной литературы, как «Чрезвычайное происшествие», «Чудотворная» В. Тендрякова, «Грешница» Н. Евдокимова, «Вера, Надежда, Любовь» В. Ершова, «Спасите наши души» С. Львова, «Тени исчезают в полдень» А. Иванова, «Помни обо мне» Л. Овалова, «Лукия» О. Донченко, «Кто тебя предал?» А. Беляева. На читательские конференции приглашались верующие, которых нередко удавалось заинтересовать сюжетом книги, заставить задуматься над судьбами ее героев 25.
Работники и активисты библиотек являлись организаторами коллективного чтения и обсуждения атеистических произведений. Такие чтения часто устраивали, например, активисты Струкской сельской библиотеки Глубокского района. Начало этой форме работы положило обсуждение коллективно прочитанной повести В. Тендрякова. Она заинтересовала слушателей. Колхозники попросили библиотекаря чаще организовывать громкие читки. Следующее чтение прошло по книге Ф. Березовского «Бабьи тропы».
Коллективное чтение как форма атеистической пропаганды практиковалось во многих районах Белоруссии. В Кричеве оно прошло по книге «Почему я перестал верить в бога» Е. Дулумана и сборнику «Почему мы порвали с религией», составленному из рассказов бывших верующих. В Каменецком районе в год проходило до тысячи совместных чтений брошюр атеистического содержания, выступлений людей, отошедших от религии 26. В Кобрине па коллективные беседы о книгах, чтение статей журнала «Наука и религия», проводимое директором Киселевицкой восьмилетпей школы Н. А. Солей, собиралось до 40 человек. Свои беседы Н. А. Солей сопровождал показом диафильмов, поясняя их содержание. С появлением на селе телевизоров атеисты района стали привлекать верующих к просмотру передач атеистического содержания, комментируя, а затем организуя их обсуждение 27.
Такие формы работы позволяли атеистам установить и поддерживать непосредственный контакт с верующими и колеблющимися. Во время громких чтений и бесед, проходивших в привычной, домашней обстановке люди свободнее обменивались мнениями, не стеснялись обращаться с просьбой разъяснить тот или иной вопрос, смелее вступали в спор. Пропагандисты, агитаторы для подтверждепия своих мыслей и доводов часто обращались к местным фактам и примерам. Все это заставляло верующих чаще и чаще задумываться над смыслом религиозных догм, своим отношением к религии.
В атеистической деятельности библиотеки широко использовали журнал «Наука и религия», проводили его обзоры, коллективные чтения с последующим обсуждением опубликованных в нем художественных произведений, циклы бесед по его разделу «В мире прекрасного» с демонстрацией репродукций картин художников. Старший редактор Государственной библиотеки БССР имени В. И. Ленина Р. Кулагина справедливо отмечала, что в последние годы без помощи этого журнала не обходится ни одно массовое мероприятие научно-атеистической направленности 28.
По примеру рязанских и белгородских атеистов в Минской области при библиотеках создавались кружки читателей журнала «Наука и религия». В Столбцовском районе работало 50, в Солигорском — 30 таких кружков. Кружковцы коллективно обсуждали статьи журнала, знакомили с ними своих соседей по дому, товарищей по работе 2Э.
Живое участие в атеистической пропаганде принимают музеи республики. Их коллективы создают экспозиции, комплектуют фонды, оказывают методическую помощь атеистам, участвуют в научно-просветительной деятельности. В Государственном музее БССР, Могилевском, Брестском областных краеведческих музеях оформлены фото-документальные выставки: «Религия — враг прогресса», «Наука и религия», «Документы обличают», «Возникновение и развитие жизни на Земле», «Происхождение человека», «Освоение космоса». Они экспонируются в школах, рабочих и сельских клубах, в трудовых коллективах. Многим жителям Гродно и его окрестностей запомнился цикл лекций «Развитие идей свободомыслия и атеизма в Белоруссии в XVI—XIX веках», который был прочитан на базе историко-археологического музея. Жители Витебска положительно оцепили кинолекторий, проведенный областным краеведческим музеем при участии членов областной организации общества «Знание» и сотрудников Ленинградского музея истории религии и атеизма.
И все же деятельность музеев в области атеистической пропаганды была еще далекой от совершенства: в атеистическом воспитании недостаточно использовались также памятники истории и культуры, запечатлевшие многовековой опыт развития материальной и духовной культуры прошлых поколений, героические страницы наглей истории.
Использование памятников истории и культуры в атеистическом воспитании тем более важно, что ими, как мы уже отмечали в начале работы, в своих целях пытаются воспользоваться религиозные деятели, усиленно распространяющие представление о религии как ведущей, созидательной силе в развитии национальной культуры нашего народа. Вот почему в пропагандистско-воспитательной деятельности работникам культуры особенно важно руководствоваться научным анализом, марксистско-ленинскими критериями оценок памятников старины.
Огромной силой идейного и эмоционального воздействия на сознание людей и их чувства обладает наше советское киноискусство, активно содействующее формированию марксистско-ленинского мировоззрения, воспитанию людей в духе преданности коммунизму, утверждению коммунистических нравственных принципов, непримиримости ко всему тому, что мешает нашему продвижению вперед. В яркой и образной форме кино способно раскрывать вред религиозных предрассудков, оказывать сильное эмоциональное воздействие па людей.
В распоряжении кинопроката республики наряду с художественными фильмами антирелигиозной тематики имелось более 100 названий научно-популярных и хроникально-документальных кинолент. Они демонстрировались как на специальных сеансах, так и тематических кинофестивалях, в кинолекториях после чтения лекций. Широко использовались такие художественные фильмы, как «Иванна», «Тучи над Борском», «Грешница», «Чудотворная», «Исповедь», «Праздник святого Иоргепа», «Все остается людям», и другие.
Популярностью пользовались хроникально-документальные и научно-популярные киноленты «Апостолы без маски», «Божьи свидетели», «Липкая паутина», «Под сенью креста», «Лжепророки», «Под звон колоколов», «Репортаж из тьмы», «Потерянные годы», документальные фильмы киностудии «Беларусьфильм» «Правда о сектантах-пятидесятпиках», «Правда о святых местах», «От тьмы к свету». В качестве иллюстративного материала лекций демонстрировались киноленты, рассказывающие о строе нии Вселенной, происхождении человека, о необычных явлениях природы, новейших достижениях науки и техники.
Стремясь более полно использовать кино в атеистическом воспитании, партийные комитеты рекомендовали создавать постоянно действующие кинолектории. Такой кинолекторий успешно работал на базе Дома политического просвещения Брестского обкома КПБ. Его посещало до 700 человек, преимущественно молодежь, среди которой были и баптисты. Перед демонстрацией фильмов с лекциями выступали партийные работники, преподаватели высших учебных заведений города 30. Кинолектории работали во всех районах области. В Дрогичипском районе, к примеру, работало 58 кинолекториев под девизом «Атеистические знания — в массы», в Ивановском — 28, объединенных темой «Научное мировоззрение и религия», и столько же в Ивацевичском, объединенных темой «Борьба за атеизм — борьба за коммунистическую мораль».
В Минской области кинолектории ежегодно проходили в большинстве городских кинотеатров и рабочих клубах. В 1970—1975 годах в Минске лекции на общественно-политические и естественнонаучные темы читались почти в 150 кинолекториях. В Молодечно тематика кинолекториев рассчитывалась на посещение их жителями всех категорий; в Борисове работали воскресные научно-атеистические кинолектории для жителей микрорайонов, учащихся общеобразовательных школ и их родителей. В Слуцке проходили трехдневные кинолектории, в которых выступления лекторов общества «Знание» сопровождались показом художественных фильмов «Грешница», «Тучи над Борском», «Костер бессмертия». В сельских районах систематически проводились кинофестивали художественных, научно-популярных и документальных атеистических фильмов, сопровождаемые беседами опытных пропагандисток и лиц, порвавших с религией. Научно-популярные и хроникально-документальные фильмы атеистической направленности демонстрировались в помощь массовым мероприятиям школ, библиотек, первич-пых организаций общества «Знание».
Атеистическая кинопропаганда активно велась и в Гродненской, Витебской, Гомельской, Могилевской областях.
Использование возможностей кино в пропаганде научного атеизма сдерживалось, однако, недостатком фильмов, поступавших на базы кинопроката, их устаревавшей проблематикой. А. Белов и Н. Тарасенко, проанализировавшие письма читателей «Правды» по вопросам атеистической пропаганды, справедливо отмечают тот факт, что у нас мало было атеистических фильмов, что кинодокументалисты, работники научно-популярного кино не уделяли этой проблематике должного внимания, хотя опыт создания таких фильмов в стране есть31. Подобный упрек можно сделать и создателям художественных фильмов атеистической направленности.
ЦК КПСС в постановлении «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии» (август, 1972) обратил внимание деятелей советского кино на этот недостаток. В числе задач, стоящих перед советским киноискусством, ЦК КПСС указал на его призвание «активно способствовать формированию у широчайших масс марксистско-ленинского мировоззрения... утверждению коммунистических нравственных принципов, непримиримого отношения к буржуазной идеологии и морали...» 32.
Решение задач, поставленных ЦК КПСС, явится прочной базой дальнейшего усиления роли кино в атеистическом воспитании, в отображении процессов становления в пашей стране общества массового атеизма. | |
Просмотров: 752 | |