Чтобы ответить на этот вопрос, нужно познакомиться с теми историческими источниками, которые говорят о первоначальном христианстве. Они делятся на христианские и нехристианские. Официальные, то есть признанные церковью, или канонические, источники — четыре евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Деяния апостолов, Послания апостолов (21) и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Самое раннее из этих произведений — Апокалипсис: оно написано в начале 69 г. н. э.; самое позднее — Евангелие от Иоанна, составленное около середины II в. н. э. Следовательно, все перечисленные книги созданы гораздо позднее тех событий, о которых в них идет речь (первая половина I в. н. э.). Об авторах «священного писания» мы ничего не знаем, кроме неясных указаний, содержащихся в самих же этих книгах. Анализируя содержание новозаветной литературы \ нужно сказать, что она полна нелепостей и противоречий. В евангелиях содержится земная «биография» сына божьего, Иисуса из Назарета. Этот миф напоминает аналогичные мифы восточных религий. Иисус родится чудесным образом от девы Марии и духа святого, проповедует и творит чудеса: превращает воду в вино, ходит по водам, насыщает 5 тысяч человек пятью хлебами, исцеляет больных и воскрешает мертвых. Его арестовывают иерусалимские власти и приговаривают к смерти. На третий день воскресает, является своим ученикам и возносится на небо.
Между евангелиями существуют большие расхождения. В них много внутренних противоречий. Так, например, только в четвертом евангелии мы находим рассказ о чуде воскресения Лазаря, зато в нем нет ни слова о необычайных чудесах, которые, по рассказам других евангелий, произошли в момент смерти Иисуса. Четвертое евангелие ничего не говорит о рождении и детских годах Иисуса, так же как и о его вознесении на небо. Об этом последнем рассказывают только Марк и Лука, о рождении Иисуса — только Матфей и Лука. Родословная Иисуса у Матфея (гл. 1) и у Луки (гл. 3) излагается различно. «Нагорная проповедь» Иисуса по Матфею (гл. 5) происходит на горе, а по Луке — на ровном месте. (У Марка и Иоанна о ней вообще нет ни слова.) Эпизод в доме Симона-прокаженного у Марка (гл. 14) рассказывается совершенно иначе, чем у Луки (гл. 7). Таких расхождений и противоречий в евангелиях очень много.
Само учение Иисуса в евангелиях излагается по-разному. Так, у Луки (гл. 12) Иисус заявляет, что он пришел огонь низвести на землю, что он принес не мир земле, но раздор, а Матфей в гл. 5 восхваляет миротворцев: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами божиими». Но у того же Матфея, в гл. 10, Иисус заявляет: «Не думайте, что я пришел принести мир на землю, не мир пришел я принести, но меч». У Марка (гл. 13) Иисус говорит, что евангелие нужно проповедовать прежде всего среди языческих народов, а у Матфея (гл. 10) —наоборот: «На путь к язычникам не ходите».
Кроме всех этих нелепостей и внутренних противоречий в евангельских рассказах много исторических несообразностей. Например, в Евангелии от Матфея (гл. 2) сказано, что Иисус родился при иудейском царе Ироде, а в Евангелии от Луки говорится, что это произошло тогда, когда римским наместником Сирии был Квири-ний. Однако Ирод умер в 4 г. до н. э., а Квириний был назначен наместником в 6 г. н. э. Следовательно, между смертью одного и назначением другого прошло 10 лет. Евангелист Иоанн в гл. 18 повествует, что Иисус был осужден на смерть и казнен в Иерусалиме при первосвященниках Анне и Каиафе. Однако в Иерусалиме всегда был только один первосвященник. Очень странно ведет себя римский прокуратор Понтий Пилат при утверждении смертного приговора Иисусу: он долго колеблется и делает это только по настоянию толпы. Исторический Пилат — человек суровый и жестокий, совершенно не похожий на такого мягкотелого чиновника. Все эти несообразности, количество которых можно было бы увеличить во много раз, показывают, что составители евангелий не знали исторической обстановки и условий жизни Палестины в I в. н. э.
Остальная новозаветная каноническая литература не многим отличается от евангелий. Деяния апостолов полны рассказов о чудесных явлениях: сошествие святого духа на апостолов (гл. 2), смерть Анания и Сапфиры (гл. 5), обращение Савла (гл. 9) и др. Если в этом произведении и содержатся крупицы исторической истины, то они относятся только к внутренней организации раннехристианских общин. 21 апостольское послание представляет собой нечто вроде писем или инструкций, которые рассылались местным христианским общинам, и датируется различно. Самыми древними считаются послания к римлянам, два послания к коринфянам и одно послание к галатам. Они приписываются апостолу Павлу и датируются самым концом I в. и началом II в. н. э. Интересной чертой их является то, что в них нет почти никаких указаний на земную «биографию» Иисуса. Говорится только, что он сын божий, родившийся «по плоти» от «семени Давидова», что он принял смерть за грехи людей и воскрес. Позднее мы еще вернемся к этому вопросу и увидим, о чем свидетельствует это обстоятельство. В Посланиях, как и в Деяниях, есть кое-какие данные, характеризующие организацию и быт раннехристианских общин. Что касается самого раннего христианского произведения — Апокалипсиса,— то оно представляет собой пророческий бред, построенный по типу ветхозаветных пророчеств (особенно книги Даниила). Апокалипсис полон самых фантастических видений, образов и предсказаний. В нем еще очень сильны элементы иудаизма, и для характеристики иудео-христианства как переходной стадии к христианству он дает некоторый материал.
Кроме канонической литературы в нашем распоряжении имеется еще несколько произведений христианской литературы, не включенных церковью в канон. Это — Учение 12 апостолов (Дидахе), «Пастырь» Герма, так называемые апокрифические, подложные евангелия и др. Принципиально они не отличаются от канонических сочинений: в них преобладает мифический или «пророческий» материал, но есть данные и для характеристики христианских общин II в.
Такова одна группа источников по истории первоначального христианства. Как видим, они очень мало дают для понимания вопроса о происхождении христианства.
Не лучше обстоит дело и с другой группой — нехристианскими источниками. В книге «Иудейские древности» еврейского историка I в. н. э. Иосифа Флавия (XVIII кн., гл. 3) говорится об Иисусе Христе как о боге, о его чудесах, смерти и воскресении. Это место, как давно установлено наукой, является вставкой какого-то благочестивого христианского переписчика, сделанной не раньше второй половины III в. Оно не может принадлежать самому Иосифу Флавию; последний был правоверным иудеем и не мог говорить об Иисусе как о боге. К тому же весь отрывок никак не связан ни с предыдущим, ни с последующим рассказами и является чисто механической вставкой.
Второе упоминание о Христе и христианах находится у римского историка I—II вв. Тацита («Летопись», XV кн., гл. 44). Здесь идет речь о гонениях на христиан в 64 г. н. э. в Риме, и о Христе, казненном при Понтии Пилате. Место это полно противоречий и не может служить доказательством ни историчности Иисуса Христа, ни существования христиан в Риме в 64 г. Мифические же сведения о Христе Тацит, по-видимому, получил от христиан в Малой Азии, где он был наместником в начале II в.
Третье упоминание о христианах есть у римского историка I—II вв. Светония в биографии Нерона. Но оно не является самостоятельным и заимствовано у того же Тацита.
Более достоверны те сведения о христианах, которые содержатся в одном из писем Плиния Младшего к императору Траяну — начало II в. Эти сведения касаются организации христианских общин.
Таково состояние источников о происхождении христианства. Эти источники, как видно, убеждают в мифичности Иисуса Христа. | |
Просмотров: 927 | |