Христианство — самая распространенная из современных религий. Название ее происходит от имени мифического Иисуса Христа, будто бы основавшего эту религию. Основными чертами всех разновидностей христианства являются вера в спасителя, в загробную жизнь, во второе пришествие Иисуса Христа на землю для совершения страшного суда над человечеством, воскрешения «праведников» для вечной жизни и установления царства божьего. Для большинства христианских религий характерна также вера в так называемую божественную троицу (бога-отца, бога-сына и святого духа). Богословы утверждают, что христианство было возвещено «сыном божьим» Иисусом — богочеловеком, жившим в первой трети I в. н. э.1
Утверждение о том, что некогда существовал Христос, «сын божий», воплотившийся в человека, научной критики не выдерживает. Вот почему либеральные богословы так называемой исторической школы, а также ряд сект, пытаясь спасти христианство, делают некоторые уступки, объявляя Иисуса Христа не богом, а только выдающимся человеком, создавшим новое моральное учение и показавшим людям образец поведения.
Однако и эта уступка не может быть принята. Никаких доказательств исторического существования Иисуса Христа нет. Наоборот, факты говорят против него. Ни один из «современных» Христу писателей о нем не упоминает. О нем молчат римские ученые Сенека и Плиний Старший, еврейский историк Юст из Тивери-ады и Филон Александрийский. Особенно убедительно молчание двух последних писателей: они не могли не упомянуть об Иисусе Христе, если бы он существовал: оба они особенно интересовались религиозной жизнью и событиями, происходившими в Палестине в I в. н. э., тем более что Юст был «земляком» Иисуса. Свидетельства более поздних еврейских и римских писателей Иосифа Флавия, Тацита, Светония и Плиния Младшего ничего не дают для доказательства историчности Христа.
Мифичность мнимого основателя христианства убедительно доказывается также тем, что в ранних христианских произведениях он изображается в виде бога или, по меньшей мере, в виде сверхъестественного существа. Так, в Апокалипсисе образ Христа совершенно фантастический: «Глава его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи его — как пламень огненный; и ноги его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос его — как шум вод многих. Он держал в деснице своей семь звезд; и из уст его выходил острый с обеих сторон меч; и лицо его — как солнце, сияющее в силе своей» (I, 14—16).
В ранних посланиях апостола Павла образ Христа приобретает несколько большую конкретность. Однако в них нет почти никаких деталей его земной «биографии». Как могло случиться, что Павел (или другое лицо, известное под этим именем), по времени очень близкий к Иисусу, не знал его как человека? Это было бы совершенно невероятно, если бы Иисус существовал в действительности.
Только в евангелиях, составленных в первой половине II в., образ Христа облекается плотью и кровью. Если бы основатель христианства был подлинной исторической личностью, то ранние христианские произведения, авторы которых хранили о нем более живые воспоминания, конечно, содержали бы гораздо больше конкретных фактов, чем поздние. В действительности дело обстоит наоборот: на ранней стадии образования мифа Иисус — сверхъестественный образ сына божьего, посланного в мир, чтобы искупить грехи людей. Конечно, такой образ мог быть только очень туманным, лишенным каких-нибудь определенных, конкретных черт. Такими чертами его стали наделять много позже. Религиозное сознание народа не мирилось с отвлеченным представлением о божестве. Религиозное чувство требовало конкретного воплощения бога. В народной фантазии постепенно, в течение II в., создавался мнимоисторический Христос и его земная «биография». Эта биография, отраженная в евангелиях, полна нелепостей и противоречий, что также доказывает мифичность Иисуса.
Миф об основателе христианства складывался одновременно с развитием новой религии из различных элементов. В основе его лежали древнееврейские представления о мессии, помазаннике божьем.
Мессианизм зародился еще у древних еврейских пророков и первоначально носил узконациональный, еврейский характер. Но позднее, у евреев диаспоры, образ мессии приобрел более широкую, космополитическую форму: мессию стали представлять спасителем всего рода человеческого. Идеологи еврейской бедноты внесли в образ мессии новую черту: мессия явится в виде униженного страдальца, которому надлежит испытать мучения и смерть. Эта черта появилась под влиянием культа умирающего и воскресающего божества и нашла свое отражение в некоторых поздних библейских произведениях, например в XXI псалме.
По-видимому, в Палестине, еще до прихода туда евреев, существовал земледельческий культ Иешуа (Иисуса), сходный с культом других восточных богов-спаси-телей. Евреи, завоевав Палестину (примерно в середине XIII в. до н. э.) и перейдя к оседлому земледелию, заимствовали культ Иешуа у местного населения. Следы этого культа и имени сохранились в Библии в образе вождя Иисуса Навина, пророка Елисея (Эль-Иешуа, то есть бог Иисус) и др. Почитание Иешуа (Иисуса) долго сохранялось как в самой Палестине, так и в диаспоре и дало имя главному действующему лицу евангельского мифа. Что касается его второго имени — Христос,— то оно является простым переводом на древнегреческий язык еврейского «машиах» — «мессия», «помазанник».
Некоторые детали евангельского мифа были придуманы в подтверждение библейских «пророчеств». Так, в гл. 12 Евангелия от Иоанна повествуется о том, как Иисус въехал в Иерусалим на осле, и сейчас же делается ссылка на пророка Захарию: «Как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се Царь твой грядет, сидя на молодом осле». В гл. 2 Евангелия от Матфея рассказывается об избиении царем Иродом в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола моложе двух лет. По этому поводу автор евангелия замечает: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». Таких примеров можно найти в евангелиях очень много.
Другие рассказы евангельской биографии Иисуса взяты из восточных мифов. Таковы подробности рождения Иисуса. В гл. 2 Евангелия от Луки рассказывается, что Мария, родив сына в Вифлееме, положила его в ясли, так как в гостинице не было места. Первыми об этом узнали от ангелов, ликовавших в небесах и славивших бога, пастухи, которые сейчас же пошли в Вифлеем и нашли младенца, лежащего в яслях. А гл. 2 Евангелия от Матфея об этом рассказывает иначе: о рождении Христа узнали восточные маги (волхвы), которых привела в Вифлеем звезда. Они поклонились младенцу Иисусу и принесли ему подарки—золото, ладан и др.
Оба эти варианта мифа мы находим на Востоке. Первый вариант—легенда о рождении Митры. Он якобы родился в пещере. Первыми заметили новорожденного пастухи и пришли к нему на поклонение с подарками. Второй вариант — рассказ о рождении будды Гаутамы: он якобы родился от невинной девушки Майи, выйдя у нее из-под мышки. При его рождении ликовали небесные духи и поклониться ему пришли цари с богатыми подарками. Подобно тому как 12-летний Иисус поразил еврейских книжников своим умом, так молодой будда посрамлял своих учителей. В иранской религии существовал рассказ об искушении пророка Заратустры. Злой дух пытался соблазнить его, обещая ему господство над землей, но Заратустра отказался. Аналогичный эпизод об искушении Иисуса дьяволом имеется в трех евангелиях: от Матфея (гл. 4), Марка (гл. 1) и Луки (гл. 4).
Таким образом, в миф об Иисусе вошел ряд элементов из различных источников. Этот материал был дополнен и разукрашен богатой религиозной фантазией и объединен одной центральной идеей: идеей воплощения сына божьего, его страданий и смерти, искупившего первородный грех и своим воскресением давшего роду человеческому надежду на бессмертие за гробом и на загробное воздаяние.
Несмотря на явно мифический характер евангельских рассказов о жизни Христа, некоторые ученые1 считают возможным допустить, что в основе их лежат подлинные исторические факты. Но есть ли какие-либо серьезные доказательства для таких допущений? | |
Просмотров: 562 | |