Активную деятельность в последние десятилетия развернули идеологи иудаизма в США, направляя ее через большую сеть синагог. Их там насчитывают около четырех тысяч, объединенных в Совет синагог Америки. Совет этот ведает не только синагогами, но и издает значительную по объему религиозную литературу, руководит немалым количеством религиозных школ, семинарий и институтов. Под его эгидой действуют около трех тысяч субботних школ, Еврейский институт религии и Еврейский теологический семинарий рабби Элхонона в Нью-Йорке, Еврейский религиозный колледж в Чикаго и др.
Процесс приспособления церквей разных исповеданий к условиям господства крупной буржуазии, к условиям империализма в США начался раньше, чем в странах Западной Европы: со второй половины XIX в.
Иудаизм в США разделяется на три направления: ортодоксальное, реформированное и консервативное, которые отражают интересы различных кругов еврейской буржуазии.
Ревнители синагоги, идя навстречу классовым интересам своих богатых хозяев, в соответствии с социальными и политическими условиями жизни в капиталистической Америке внесли коррективы в средневековые установления раввинизма. Не вычеркивая ни одного догмата иудаизма и не добавляя ни одного нового, они стали в мелочах обновлять, подчищать иудейское вероучение. Одни из них несколько видоизменили раввинист-ские традиции и стали проповедовать консервативный иудаизм, другие пропагандировали привезенный в США в конце прошлого века зажиточной частью иммигрантов из Германии так называемый реформированный иудаизм, придав ему черты американизма.
Сторонники реформированного иудаизма стали проводить богослужения не на древнееврейском языке, а на английском. Свод молитв, ими составленный, обозначался не обычным религиозным термином «Сидер», а «Union Prayer Book». Подражая христианской церкви, они разрешили разобрать в синагоге перегородку, отделявшую мужское отделение от женского, предоставив женщине, вопреки вековым традициям раввинизма, равные «права» с мужчиной. Отказывались и от некоторых других мелочей, касающихся церковной службы и ритуала. Возглавил общину иудеев-реформистов раввин не с патриархальной бородой, одетый в средневековый лапсердак и штраймл (своеобразный головной убор), а в современном американском костюме, с чисто выбритым лицом и с светскими манерами. Он вхож в дома сильных мира сего и олицетворяет единство синагоги и капитала.
Особенность же так называемого консервативного иудаизма заключается в том, что он высказывается за соблюдение всех традиций, но стоит в то же время за их приспособление к современным американским условиям. Один из сторонников этого течения—А. Левитан пишет, что соблюдение верующим евреем традиции означает и почитание «Шулхан-аруха», и Талмуд, и соблюдение субботы, и кошерную пищу. Хорошо зная, что все эти традиции раввинизма не популярны среди масс еврейского народа, сторонники консервативного иудаизма требуют, чтобы был разработан новый «Шулхан-арух», приспособленный к условиям сегодняшнего дня.
Реформистский и консервативный иудаизм, получивший довольно широкое распространение среди американских евреев в 20-х годах, переживает ныне серьезный кризис в связи с тем, что в последние десятилетия влияние синагоги начало катастрофически падать. Об этом убедительно говорит религиозная статистика, хотя она и преуменьшает цифры об отходе верующих от религии. Иудейские «религиозные социологи» в США, по примеру своих христианских коллег, обследовав состояние религиозности населения, пришли к неутешительным выводам. По данным, появившимся в печати, в будние дни синагога почти не посещается, по субботам ее посещает только 9% из общего числа обследованных, по праздникам — 15% и лишь в праздник йом-кипур — 73%.
Среди части иудейских теологов заметно и другое стремление—восстановить и сохранить иудейскую религию в ее ортодоксальном виде, со всеми ее средневековыми предписаниями и нелепостями. В частности, это течение сильно среди церковников и правящей буржуазии в государстве Израиль. В США сторонники этого направления называют себя реконструктивистами. Возникло оно в США в 30-х годах нашего века и было порождено стремлением еврейской буржуазии задержать отход трудящихся от религии.
Реконструктивисты взялись оживить иудаизм, вернуть ему черты средневекового раввинизма, подправив его националистическим ядом, позаимствованным у современных лидеров реакционного сионизма. Они пересмотрели иудейский молитвенник («Union Prayer Book») и приблизили его к патриархальному молитвеннику («Сидеру»), восстановили богослужение на древнееврейском языке, в дни покаяния трубят в рог и т. п. Но все это, однако, не оказало ожидаемого воздействия на трудящихся. Сами раввины признают, что серьезных признаков, свидетельствующих о возврате американских евреев в лоно религии, не наблюдается.
Реконструктивизм в иудейской религии представляет собой религиозный филиал реакционной еврейской буржуазной партии сионистов. Своей практической деятельностью он разоблачил себя как верный слуга интересов империалистической буржуазии.
Иудаизм, так же как католицизм, имеет свою демагогическую, выгодную капиталистам социальную программу, которая широко используется эксплуататорами для борьбы против рабочего движения. Вот как описывает эту деятельность один из американских раввинов: «В конце XIX — начале XX в. американские религиозные организации были вынуждены обратить внимание на конфликты между капиталом и трудом. Американский раввинат развил активную деятельность; доклады, резолюции, платформы о социальной справедливости, призыв к согласию, молитвы, переговоры с работодателями и правительственными чиновниками. Раввины работали вместе с католическими и протестантскими группами, помогали в решении вопросов заработной платы, безработицы и др.»
Иудейские организации ведут пропаганду против коммунизма, против влияния прогрессивных рабочих организаций на еврейское население. Но несмотря на активную поддержку буржуазии, в США наблюдается упадок религии, и иудейские деятели признают, что влияние раввинов на всю массу американских евреев невелико, всеобщий признанный факт, что ортодоксальные, консервативные, реформаторские и другие синагоги потеряли значительную часть своего влияния на население.
Трудящиеся евреи Америки на своем собственном опыте убеждаются, что синагога — враг подлинной свободы. Поэтому они отходят от религии и включаются в общую борьбу пролетариата за завоевание лучшей жизни на земле. | |
Просмотров: 672 | |