Религия — явление историческое, она возникает и формируется под влиянием определенных условий общественной жизни. Поэтому установить время возникновения религии можно лишь на основе конкретных исторических источников. На основании данных современной науки (антропологии, этнографии, археологии, языкознания, психологии) можно с уверенностью утверждать, что религиозные идеи и представления не являются врожденными. В истории человечества был длительный безрелигиозный период, продолжавшийся около миллиона лет: у древнейших предков человека — питекантропов, синантропов, атлан-тропов, гейдельбержцев никакой религии не было.
Прошли сотни тысяч лет, в течение которых человек сформировался как разумное и нравственное существо, прежде чем появилась религия. Питекантроп, например, уже обладал разумом, изготовлял каменные орудия труда. С помощью этих орудий он изготовлял некоторые деревянные орудия, то есть уже занимался целенаправленным, осмысленным трудом. Синантропы уже научились пользоваться огнем и для приготовления пищи, и для согревания. Ни поддержание огня, ни охота на крупных животных, ни изготовление и совершенствование орудий труда были бы невозможны без объединения людей в какое-то сообщество, коллектив. Но такой коллектив не может существовать без определенных норм поведения, позволяющих сохранять и укреплять его в общих интересах. Значит, в сообществе синантропов уже сформировались устойчивые нормы, которые определяли поведение отдельной особи в коллективном труде, обитании в общем жилище, отношения между старшими и младшими поколениями и т. п.
Каких-либо сведений о существовании на этой ступени развития человечества хотя бы намеков на религиозные представления нет.
От этой эпохи жизни людей (дошелльский, шелль-ский и ашельский периоды) до нас не дошло никаких памятников человеческой деятельности, которые свидетельствовали бы о каких-то суеверных, религиозно-магических представлениях.
Утверждения «ученых» церковников, патера Вильгельма Шмидта и его сторонников о том, будто уже с самого первого момента существования на земле людей у них уже были религиозные представления, и не какие-нибудь, а вера в единого небесного бога-творца библейского типа — плод «первобытного откровения»,— являются совершенно беспочвенными. Эта поповская теория прамонотеизма, то есть изначального единобожия, не имеет в действительности никакого отношения к науке.
Менее ясен вопрос о следующей ступени в развитии древнейшего человечества — о неандертальской стадии (эпоха позднего ашеля и мустье, приблизительно 100—40 тысяч лет до н. э.).
Что говорят факты? В результате длительных исследований стало известно, что неандертальцы достигли уже значительных успехов в развитии материальной культуры, общественной организации, сознания и языка.
Сохранились ли от неандертальской эпохи вещественные памятники, которые можно было бы истолковать как свидетельство религиозных (магических, суеверных) представлений?
Вопрос этот остается спорным. Предметом спора служат остатки «погребений» мустьерской эпохи. Вообще от этой эпохи дошло до нас довольно мало остатков человеческих костяков и отдельных черепов и костей, и из них еще меньше таких, о которых можно предполагать, что они были некогда зарыты сообразно какому-то ритуалу. Таких находок известно не более десяти: Спи (1886 г.), Ля-Шапелль-о-Сен (1908 г.), Ле-Мустье (1908 г.), Ля-Фарраси (1909—1921 гг.), Киик-Коба
(1925 г.), Мугарет-эс-Схул и Мугарет-эс-Табун (1929— 1939 гг.), Тешик-Таш (1938 г.), Гуаттари (1939 г.). После находок в Ля-Фарраси, Ле-Мустье и Ля-Шапелль-о-Сен археологи начали строить предположения, что перед нами следы преднамеренных захоронений. При этом считалось, что если неандертальцы действительно хоронили своих покойников, то делали это в силу суеверных побуждений, приписывая мертвецам сверхъестественные свойства, веря в загробную жизнь души и пр. Это мнение разделяется и некоторыми советскими учеными (Окладниковым, Ефименко, Борисковским и др.). Однако другие советские авторы (Плисецкий) не видят оснований говорить о существовании погребального ритуала у неандертальца, так как бесспорных следов такого ритуала нет, а поэтому отрицают и возможность существования религиозных представлений в неандертальскую эпоху. Возможно, что практика преднамеренного захоронения (в землю, в дно пещеры) в эпоху мустье существовала, но из этого не следует, что она была связана с религиозными представлениями. Ведь неандертальцы могли хоронить своих умерших не по суеверным, а по другим мотивам— из желания избавиться от гниющего трупа, из стремления сохранить тело близкого около себя и пр.
Точно так же спорным является и другое свидетельство, иногда истолковываемое как доказательство существования религиозных верований у неандертальцев: склады медвежьих костей и черепов, найденные в пещерах Драхенлох, Петерсхеле; возможно, что эти скопления костей животных не имели никакого отношения к религиозным обрядам, а просто были запасами продовольствия. | |
Просмотров: 1926 | |