Появление основных течений протестантизма связано с немецкой реформацией XVI в. Направленное в целом против феодализма и освящавшего его католицизма, ре-формационное движение было неоднородным. В нем ясно различались умеренное направление (бюргерская реформация), боявшееся народа и готовое идти на компромисс с феодалами, и радикальное (народная, крестьянско-плебейская реформация).
Вождь бюргерской реформации Мартин Лютер (1483—1546 гг.) был одним из вдохновителей кровавого подавления крестьянского движения, сторонником сохранения крепостничества.
Народная реформация получила свое выражение в анабаптистских ересях. «Совершенно иной характер,— пишет Энгельс,— носила та ересь, которая являлась прямым выражением потребностей крестьян и плебеев и почти всегда сочеталась с восстанием. Разделяя все требования бюргерской ереси относительно попов, папства и восстановления раннехристианского церковного строя, она в то же время шла неизмеримо дальше. Она требовала восстановления раннехристианского равенства в отношениях между членами религиозной общины, а также признания этого равенства в качестве нормы и для светского мира. Из «равенства сынов божьих» она выводила гражданское равенство и уже тогда отчасти даже равенство имуществ»1. В ереси анабаптистов отразились стремления и интересы угнетенных масс немецкого народа. Во главе анабаптистов стоял Томас Мюн-цер (1490—1525 гг.), религиозная философия которого приближалась к атеизму, а политические идеалы — к утопическому коммунизму. Пророчества о близости страшного суда и тысячелетнего царства они использовали для обоснования своих идеалов утопического социализма.
Анабаптисты (перекрещенцы) требовали принятия крещения сознательно, а крещение в младенчестве считали противоречащим евангелию и практике ранней церкви.
Разгром восставших и казнь Мюнцера не положили конец народной реформации. В 1533 г. в расположенном близ Нидерландов городе Мюнстере анабаптисты захватили власть. Глава восставших Ян Матис связывал второе пришествие Христа с социальным переворотом, который должен быть подготовлен революционным вы* ступлением самих анабаптистов. В течение 14 месяцев анабаптисты обороняли свою общину, но она была уничтожена, и ее руководители после долгих пыток казнены.
Анабаптисты в Германии были разгромлены. Затем они появляются в Швейцарии, в Нидерландах, в Англии. Но здесь они отказались от революционной борьбы и перешли к проповеди мирного переворота и непротивления злу насилием.
Протестантизм формировался, таким образом, в ожесточенной классовой борьбе. Будучи духовным детищем буржуазии, очень разнородной по своим интересам и уровню развития различных групп, он с самого начала возникает в виде ряда течений. Со временем реформированию подверглись сами протестантские религии, в результате чего от первоначальных форм протестантизма отпочковались вторичные формы, от вторичных — третичные. Этот процесс образования в протестантизме все новых и новых групп и течений продолжается и в наше время.
Главными протестантскими течениями, возникшими в XVI в., были лютеранство, кальвинизм и англиканство.
Лютеранство существует в 68 странах мира. Это самая многочисленная ветвь протестантизма. Главными лютеранскими странами являются Германия, Швеция, Дания, Финляндия, Норвегия, Исландия. В США лютеран по численности превосходят только католики, баптисты и методисты.
Название течения происходит от имени религиозного реформатора Мартина Лютера. Именно его выступление против римского папы и послужило сигналом для общего восстания в Германии против Рима. Германия в XVI в. находилась в состоянии феодальной раздробленности, затруднявшей ее политическое и экономическое развитие. Вследствие этой раздробленности она более других стран страдала от поборов католической церкви. Ни в одной другой стране папские агенты не получали таких доходов, не вели такой бесстыдной торговли индульгенциями. Крестьяне и ремесленники находились здесь под двойным гнетом: собственных феодалов и римских первосвященников. И борьба против этого гнета происходила в силу самих исторических условий в форме борьбы одной религиозной идеи против другой, поскольку господствующей формой общественного сознания была религия. За борьбой религиозных идей скрывалась борьба классовая, борьба политическая. Вот почему, когда в 1517 г. Лютер бросил вызов римскому папе, прибив к дверям церкви в Виттенберге свои 95 тезисов, обличавших злоупотребления католицизма, этот простой монах был поддержан не только немецким бюргерством, но и князьями, тяготившимися своей зависимостью от Рима и от императора Священной Римской империи. Выступление Лютера быстро переросло в мощное общегерманское социально-политическое движение. По Аугсбургскому религиозному миру (1555 г.) лютеранство в Германии стало таким же полноправным культом, как и католичество, по принципу: чья страна, того и вера. Князья могли каждый в своем княжестве делать выбор между лютеранством и католичеством для своих подданных.
После революции 1918 г. церковь в Германии была отделена от государства, во главе церквей в землях вместо князей оказались синоды, возглавляемые епископами, избираемыми на восемь лет и пользующимися большой властью. С 1922 г. лютеранство в Германии существует в виде федерации с кальвинизмом.
В 1933 г. возникла инспирированная нацистами Германская евангелическая церковь; против нее выступали конфессиональные церкви, объединившие лютеран, не желавших подчинения церкви нацистскому государству. Эти лютеране подвергались преследованиям и жестоким репрессиям со стороны нацистов.
После второй мировой войны лютеранско-кальвини-ческие церкви в Германии организованы в основном по землям. Возникшая в 1948 г. Единая евангелическая лютеранская церковь Германии имеет два центра: один — в ГДР, другой — в ФРГ.
В скандинавских странах лютеранство является официальной религией, получающей прямую поддержку от государства. Епископы в этих странах назначаются государственной властью, ею же созываются и церковные ассамблеи. В США существует около двадцати самостоятельных лютеранских церквей. Эмигрировавшие в США датчане, финны, исландцы, норвежцы, шведы, немцы, латыши, эстонцы и др. создавали свои национальные церкви.
Основу лютеранской церкви составляет община, или конгрегация, автономная только в своих местных делах. Она управляется выборным церковным советом во глазе с пастором, который приглашается и избирается общиной на неопределенный срок, но ею не смещается. Таким образом, демократизм в лютеранстве весьма ограничен. Лютеранство не централизовано в международном масштабе, как католицизм, хотя всемирное объединение лютеран— Всемирная лютеранская федерация — и существует. Входящие в федерацию церкви полностью сохраняют свою самостоятельность. Это не авторитарный орган, каким, например, является Ватикан, а лишь координационный центр.
По своему вероучению лютеранство остается почти неизменным со времени Лютера. Основной источник вероучения — «священное писание», главным образом евангелия. Но есть у них и свое «священное предание», свои богословские традиции и авторитеты. Принципы лютеранства изложены в «Аугсбургском вероисповедании», «Большом» и «Малом» катехизисах Лютера и в других символических книгах, сборник которых называется «Книгой согласия» (1580 г.).
Лютер считал, что разум не может познать сверхъестественное, что только одна вера может проникнуть в тайны религии, ее мистерии, чудеса и догмы, но не постигнуть их. Современные лютеране придерживаются той же точки зрения.
Человек, утверждал Лютер, по самой своей природе лишен всякой способности к добродетели и постоянно стремится к злу, что все хорошее в человеке от бога. Современное лютеранство особенно широко использует в своей религиозной пропаганде этот миф о всеобщей греховности людей. Человек, по лютеранскому вероучению, не может добиться прощения своих грехов перед богом собственными силами, заслугами, делами, но «оправдывается» исключительно милосердием Христа через дар веры, то есть люди могут быть хорошими только в той мере, в какой они верят в Христа и благодаря Христу. Не считая духовенство наделенным «сверхъестественными силами», лютеранство, как и протестантизм вообще, отвергает таинство священства и таинство отпущения грехов. Церковь и обряды в лютеранстве сохраняются, но здесь их роль значительно меньше, чем в католицизме и православии. Лютеранство не было последовательным не только в устройстве церкви, но и в осуществлении требования дешевой церкви. Иконы, мощи, культ святых, богородицы им упразднены, но сохранены скромные облачения, алтарь, крест. Большое место в лютеранском богослужении занимают проповеди, религиозные гимны и органная музыка.
От прежнего, воинствующего антикатолицизма в лютеранстве теперь не осталось и следа. Ныне многие лютеранские руководители выступают за объединение всех христиан против коммунизма.
В Россию лютеранство проникает сразу же после своего возникновения. Обычно оно было связано с немецким влиянием и распространено среди иностранных подданных. В настоящее время в СССР лютеранство существует в Прибалтике; эстонская и латвийская евангелическо-лютеранские церкви объединяют, как и в Германии, не только лютеран, но и кальвинистов.
Лютеранская церковь была важным оплотом фео* дально-помещичьего строя в Прибалтике. Будучи владельцами церковных имений, пасторы сами участвовали в жесточайшей эксплуатации крестьянства. Это тесное единение эксплуататоров и служителей культа находило свое яркое выражение в том, что порядок барщины — указания, куда и когда являться на работу,— объявлялся обычно по окончании богослужения с церковной кафедры.
Понятно, что от использования лютеранства не могла отказаться и эстонская националистическая буржуазия. С приходом к власти она превратила его в оплот своей кровавой диктатуры и передала лютеранской церкви руководство всем народным образованием. Лютеранские пасторы в Эстонии одинаково усердно служили и немецким баронам, и русскому царизму, и националистической буржуазной диктатуре, и немецкому фашизму.
Другим направлением в протестантизме является кальвинизм, в котором особенно ярко проявилась буржуазная сущность этой религии, ее антифеодальная и антинародная направленность.
Кальвинизм сложился немного позже лютеранства, в городе-государстве Женеве, международном торговом и ремесленном центре того времени. Там протекала деятельность выходца из Франции Жана Ковена (1509— 1564 гг.), или в латинизированном варианте — Кальвина, который стал после смерти реформатора Ульриха Цвин-гли главным продолжателем его вероучения. Как и Лютер, Кальвин боролся на два фронта: против католицизма и против народной реформации. В своем первом теологическом произведении «Сон души», а также в написанном уже во время деятельности в Женеве «Кратком наставлении против заблуждений анабаптистов» он резко критиковал их за пантеизм и рационализм. И эта критика не была только книжной. Захватив власть в Женеве, Кальвин установил там режим жестокого религиозного террора. В каждом районе выделялись особые лица, которые следили за религиозным и деловым рвением жителей. Всех инакомыслящих жгли на кострах. Только в первые четыре года своего правления Кальвин из 15 тысяч жителей Женевы упрятал в тюрьму 900, казнил 60, изгнал более 70. Многие женщины были сожжены как «ведьмы». Женевец Грюе после ужасных пыток был умерщвлен: во время обыска у него были найдены записки, в которых высказывалось сомнение в бессмертии души и боговдохновенности Библии.
В своей борьбе против католичества Кальвин шел дальше Лютера. Из некогда веселой и жизнерадостной Женевы он создал мрачное теократическое государство, где правили святоши. Любое проявление жизнерадостности, в том числе музыка, пение, танцы, запрещалось. За смех штрафовали. Были запрещены светлые костюмы и модные прически, создана своего рода полиция нравов, упразднены почти все религиозные праздники. В воскресенье совершенно не разрешались какие-либо увеселения и развлечения. Женевцы должны были проводить этот день за чтением Библии. Непосещение церкви каралось самым жестоким образом.
Этот крайне суровый образ жизни, мирской аскетизм как нельзя лучше выражал дух эпохи первоначального накопления: вся жизнь была подчинена одной цели— обогащению, накоплению капитала, скопидомству. Кальвинизм дальше, чем лютеранство, пошел в вопросах устройства церкви, ее взаимоотношений с государством, в удешевлении культа.
Руководство церкви избирается членами общины, но главным авторитетом в делах веры и всей жизни верующих является все же не община, а пресвитерия, состоящая из выборных лиц из мирян — пресвитеров, которые руководят несколькими общинами. Через пресвитерию буржуа осуществляют свою диктатуру над массой рядовых верующих. Кальвинизм идет дальше, чем лютеранство, в упрощении и удешевлении культа. Он отбросил сохранившиеся в лютеранстве религиозные картины, хоры, облачения. В кальвинистских церквах нет живописи, амвона; вместо него стоит стол, накрытый простой скатертью.
Как и лютеранство, кальвинизм считает религиозные догмы и разум несовместимыми. В своей главной работе—«Наставление в христианской вере» Кальвин заявляет: бог всемогущ; доказать, что он существует, нельзя. Это, по его мнению, дело веры, а не разума; существование бога для избранных очевидно.
Центральное место в кальвинизме занимает догмат о божественном предопределении, согласно которому судьба человека, его жизненный путь, все успехи и неудачи зависят не от происхождения или способностей, а исключительно от предопределения, от вынесенного богом решения: кого он предназначает для вечного блаженства, того отмечает своими милостями и при жизни. Вслед за Августином Кальвин говорит: люди настолько «греховны», что даже самые прилежные из них в делах веры не могут спастись своими усилиями. Спасение поэтому совершенно не зависит от воли и желания людей. Бог с самого начала предопределил одним гибель, а другим спасение. Поэтому, согласно кальвинизму, человек «спасается» вовсе не потому, что он верит в бога. Он, напротив, имеет дар веры потому, что избран богом.
Казалось бы, что это фаталистическое учение должно было вызвать у протестантов волну апатии. Но на самом деле кальвинисты были особенно ревностны в обогащении. И это также нашло свое обоснование в вероучении кальвинизма. Согласно учению Кальвина, никто не может знать, избран ли он богом или нет. Вероятным свидетельством избранности может быть успех в делах. Таким образом капиталистическое накопление освящалось как богоугодное дело.
Классики марксизма вскрыли глубокие социальные корни этого догмата. Учение Кальвина, отмечал Ф. Энгельс, «было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих»1. Деление всех людей на немногих избранных и массу обойденных самим богом давало вместе с тем божественную санкцию растущей поляризации общества на кучку богачей и обездоленную, экспроприированную массу.
Кальвинизм выступил с религиозным оправданием новых форм классового гнета и методов самой жестокой эксплуатации. Видя в любой деловой удаче проявление божьей милости, он признавал допустимым любой ростовщический процент, в то время как католической моралью ростовщичество вообще осуждалось. Кальвинизм оправдывал и любые торговые, биржевые спекуляции, колонизацию и ограбление туземных народов, беззащитных перед европейским оружием.
Еще при жизни Кальвина кальвинизм стал международным движением. В Женеве готовились проповедники для других стран. Кальвин («женевский папа») руководил протестантами Франции (гугенотами), Шотландии, Англии, Венгрии, Польши. С голландским кальвинизмом было связано возникновение особой его разновидности — арминианства. Арминий отбросил кальвиновское учение о предопределении и стал учить, что Христос умер не только за избранных, но за всех и что все люди способны достичь «небесного блаженства». Борьба между ортодоксами и арминианами проходит через всю последующую историю кальвинизма и продолжается по сей день.
Во второй половине XVI в. кальвинизм проник в Англию из Европы и Шотландии в форме пуританства (от лат. «purus» — «чистый»), движения за дальнейшее очищение от следов католицизма и освобождение англиканской церкви от королевской опеки.
Пуританский образ жизни стал нарицательным. Пуритане осуждали всякие развлечения, даже спорт. Для них была характерна суровая религиозность и трезвый практицизм. Пуритане отвергали все, что прямо не способствовало успеху в делах, обогащению. Карл Маркс писал о буржуазии той эпохи: «...созидатель сокровищ приносит потребности своей плоти в жертву золотому фетишу. Он берет всерьез евангелие отречения... Чем больше он производит, тем больше он может продать. Трудолюбие, бережливость и скупость — вот, следовательно, его основные добродетели; много продавать, мало покупать — в этом вся его политическая экономия»1.
Пуритане не были однородны: существовали два
крыла — умеренное и радикальное,— выражавшие интересы различных прослоек буржуазии. Радикальные пуритане требовали совершенно независимых общин (конгрегаций), поэтому они назывались конгрегациона-листами или индепендентами (от англ, «independent» —■ «независимый»). Они выражали интересы средних слоев буржуазии. Им противостояли пресвитериане, требовавшие пресвитерианского устройства церкви, когда во главе общин ставились пресвитеры. Обе разновидности выступали против официальной англиканской церкви, за что сурово преследовались. Многие из них бежали в Голландию, где к тому времени победил кальвинизм; другие переселялись в Северную Америку, которая только что стала колонизироваться.
Современный кальвинизм существует в трех формах: конгрегационализма, пресвитерианства и реформатства. Современные конгрегационалисты постепенно отступают от своего принципа полной автономии религиозных общин. В конце XIX в. был учрежден Международный союз конгрегационалистских церквей. Конгрегационалисты активно выступают за всемирное объединение христианства.
Во многом противоположна кальвинизму государственная религия Англии — англиканство. Оно было введено в Англии после разрыва с Римом парламентским «Актом о верховенстве» (1534 г.), в соответствии с которым главой церкви был провозглашен король.
Англиканство из всех протестантских религий сохранило в наибольшей степени черты католицизма. Разделяя протестантское отрицание чистилища и индульгенций, икон и мощей, авторитета папы, англиканство сохраняет церковную иерархию, авторитаризм, не допускает никакой демократии в церковном устройстве, сохраняет противопоставление мирян и духовенства, институт епископов, которые назначаются не папой, а королем. В своем вероучении англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением об оправдании одной верой.
Англиканская церковь продолжает оставаться государственной церковью Англии. Большинство епископов состоят членами палаты лордов. Они не избираются, как в лютеранстве, а назначаются.
Самостоятельные англиканские церкви имеются в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Корее, Японии, Ирландии, Шотландии, Уэльсе, Южной Африке, Вест-Индии, Западной Африке. С 1867 г. приблизительно раз в десять лет в Англии в Ламбетском дворце главы церкви — архиепископа кентерберийского собираются ламбетские конференции, на которых присутствуют епископы от всех англиканских церквей. В 1948 г. таких епископов насчитывалось 328, из них 43 — в Англии. На конференциях обсуждаются вопросы вероучения, церковного устройства, но постановления конференций не имеют обязательной силы.
Кроме рассмотренных направлений в протестантизме возникло много других течений. Характер их вероучений связан с дальнейшей эволюцией протестантизма. | |
Просмотров: 11253 | |